Зеленые небеса Севера. День 17

May 08, 2024 21:25

День 17
18.09.2023 г. (пн.)
Сосновка - Кандалакша - Зеленоборский - Ковда - стоянка на Пальозере
Пробег 733 км.

Утро отъезда тихое и облачное. Все мои вещи собраны и уложены автомобиль с вечера. Медленно прогуливаюсь по территории дачи, думая, ничего ли не забыл.



Настает момент прощания. Сообщаю, Виктору и Нине, недавно приехавшей на дачу, что планирую заехать к ним в следующем сентябре. Выслушиваю напутствия доброй дороги и делаю традиционное фото на прощание.



Прощальный сигнал Ворчуна и я покидаю Сосновку.
После Умбы погода проясняется. Медленнее, чем обычно, еду по коридору из желтых берез.



Заезжаю на берег Колвицкого озера. Это привычное место прощания с Севером. Светит солнце, но сильный холодный ветер не дает забыть на каких широтах я нахожусь.







Прогуливаюсь по песчаному пляжу, смотрю на далекие горы, на барашки волн, на прозрачную воду, качаюсь на качелях, слушаю гул волн.

image You can watch this video on www.livejournal.com



И неожиданно ощущаю внутри полное удовлетворение от отпуска за Полярным кругом и явное чувство не напрасно проведенного времени. Думаю, каждому известно чувство впустую потраченного времени, а с возрастом это ощущение только усиливается.
Последние минуты на Колвицком и снова в путь.
Час Кандалакше абсолютно прагматичен. АЗС, продукты, «Кольское» пиво в дорогу и в подарок коллегам.
Последующий перегон недолог. В Зеленоборском обедаю в кафе и за поселком сворачиваю налево по указателю «Ковда». Эта деревня пару лет как в моих планах.
Тряская грунтовка длится недолго и вскоре по насыпной дамбе миную дорожный указатель начала населенного пункта и проезжаю по мостику.



Ковда - древнейшее поселение на Карельском берегу. В сборнике «Актов Соловецкого монастыря» есть записи о жителях Ковдской волости, относящиеся к 1507-1514 годам. Ещё одно упоминание о погосте Ковда встречается в Соловецкой рукописи, которая под 1542 г. сообщает о происшедшем в этом районе землетрясении.



В 1589 году Ковда, наряду с другими поморскими волостями, подверглась нападению шведов и финнов («каянских немцев»).
К 1611 году волость в значительной мере восстановила свои силы. В Ковде насчитывалось уже 22 двора, в которых жили 27 семей; действовали две варницы.



Во время Крымской войны на Ковду, как и многие другие поморские селения, было совершено нападение английской морской экспедиции. Деревня была ограблена. Среди всего прочего с Никольской церкви, построенной в 1705 году, англичане сняли и увезли два колокола. Один 9 пудов весом, второй в 30 фунтов, оставив вместо него где-то похищенный колокол весом 1 пуд 2 фунта. Впоследствии девятипудовый колокол, хранившийся в Англии в виде военного трофея, был торжественно передан Соловецкому монастырю 4 августа 1912 года.
После революции колокола с храмов Соловецкого монастыря были сняты, погружены на баржу и отправлены на переплавку. Неподалеку от Соловков баржа эта таинственно исчезла. До сих пор никто не знает, что произошло - то ли затонула она, а может, монахи тайно спрятали колокола во время перевозки. Дайверы ищут уже много лет, но следов так и не нашли.
В XIX веке Ковда жила преимущественно за счёт доходов от обильных сельдяных промыслов, сосредоточенных в Кандалакшском заливе, а также красной рыбы. По учёту 1881 года, в Ковде насчитывалось 68 дворов, жителей: 197 человек мужского и 205 женского пола. В селении выделялись дома зажиточных судовладельцев и торговцев. Жилища были украшены «множеством картин, содержание которых большею частию составляют эпизоды недавней войны и большая часть которых развешана даже в сенях». В конце XIX века в окрестностях Ковды возникли три лесопильных завода. Часть ковдян стала работать зимой по подряду на лесозаготовках.



В 1908 году Общество естествоиспытателей при Юрьевском (Тартуском) университете открыло в Ковде биологическую станцию. Руководитель студенческой практики профессор К.К. Сент-Илер в одной из своих статей дал описание Ковды: «Село расположено очень красиво - амфитеатром; над ним возвышается скала, под которой лежит часть села: там же находится церковь. Дома довольно чистенькие, просторные, есть несколько лавок; но улица имеет весьма непривлекательный вид... набросаны брёвна, доски... Летом на лошадях не ездят, единственный способ сообщения - по морю».
В 1938 году после перехода в состав Мурманской области, в селе создаётся свой сельсовет, в ведение которого передаётся часть территорий Кандалакшского района. 26 октября 1964 года сельский совет был упразднён, а населённые пункты, бывшие в его ведении, оказались в подчинении Зеленоборскому поселковому совету.
Ковда начала пустеть после строительства у Ковдозера ГЭС-11 (Княжегубская ГЭЧ, 1956 год), так как сёмга, главная промысловая рыба этих мест, не могла идти на нерест. Рыбаки с семьями стали покидать родные места, искать работу в Княжой, Кандалакше, на лесозаводах островов.
В настоящее время Ковда является дачным посёлком.



Главной достопримечательностью старинного поморского села сегодня является клетская церковь во имя святого Николая, покровителя мореходов, построенная на месте другой церкви, сожжённой когда-то шведами.



Никольская церковь была сооружена в 1705 году в виде избы с двухъярусной крышей на два ската и главой с крестом высотой 14,3 метра.







Вблизи храма отдельно стоит шатровая звонница, о которой в дореволюционном описании сказано: «Колокольня деревянная, двухъярусная, в среднем ярусе одно окошко с южной стороны; в верхнем ярусе, где висят колокола, шпиц колокольни утверждён на деревянных столбах, между коими устроены деревянные точеные перила, кругом колокольня обита тесом и окрашена... Колоколов на ней три: первый весом 3 пуда, второй 2 и третий 1 пуд». Внутри храма находился замечательный по своему составу иконостас, медное паникадило весом 8 пудов, древняя церковная утварь и богослужебные книги.



В наши дни на колокольне висит колокол 1882 года, по соседству - обычная пароходная рында.



В конце 1980-х - начале 1990-х гг. во время проведения реставрационных работ под фундаментом церковной печи рабочие обнаружили детское захоронение - около 30 гробов. Экспертиза показала: каждому из погребённых не было и трёх лет от роду. Младенцы были захоронены в выдолбленных колодах и обёрнуты в берестяные саваны. Получается, что веками церковная служба проходила на костях. Версии учёных - от старообрядческого захоронения до попытки остановить, таким образом, эпидемию, которая унесла всех детей. Известно, что с середины XVIII века такие погребальные обряды прекратились.
Ограждение церкви из деревянного штакетника поросло мхом.



На церковной территории несколько захоронений.



Я обхожу церковь, смотрю на неё с разных сторон. Реставрация пошла на пользу, но кто знает, как долго простоит этот храм.



За деревней установлен трехметровый деревянный крест.



В конце сентября дачный сезон в этих краях уже практически закончен. Вот-вот могут начаться ночные заморозки. Поэтому людей в деревне немного.
У немногих жителей деревни есть ежегодная проблема. Каждую весну энергетики сливают избыток воды и водохранилища и бурный поток устремляется вниз по течению и смывает дамбу подчистую. На некий период времени Ковда фактически превращается в остров, отрезанный от транспортной инфраструктуры. Как показали расчеты строительство нового моста без дамбы при существующем количестве населения нерентабельно. Технически проще и финансово дешевле ежегодно восстанавливать дамбу.



Осмотрев Ковду, выезжаю на трассу и продолжаю путь на юг.



В наступающих сумерках миную развязку на Медвежьегорск.
Полчаса плутаю на переплетениях лесных дорожек на подъезде к Пальозеру, ищу удобное место для ночлега. Неожиданно попадаю на то самое место, где ночевал в конце июля этого года. Выхожу из теплого салона автомобиля и первый раз за все путешествие реально замерзаю. Недалеко горит костер, стоят два автомобиля. Молодые люди проводят ночь по соседству со мной.
Быстро переодеваюсь, переобуваюсь и начинаю готовить ужин. Но не судьба быстро поужинать и лечь спать - над Пальозером замечаю зеленоватые всполохи.



Забываю про ужин, достаю штатив и погружаюсь в процесс фотосъемки.





Когда всполохи прекращаются, повторно грею ужин. Краем глаза замечаю зеленоватые блики на воде и иду на песчаный берег, где установлен штатив. С правой стороны Пальозера начинает разливаться зеленая река.



Поток зеленого света растет, поглощает небосвод, звезды, уходит за верхушки сосен. Мои соседи настолько увлечены посиделками, что в пламени костра даже не замечают небесной реки.





Ожидая наиболее яркие вспышки, ужинаю стоя у штатива. Постепенно река перетекает за сосновый бор. Холод усиливается. Время близится к полуночи. Даже мои соседи разошлись по авто. У палатки последний раз смотрю на зеленое небо. Смотрю так долго, что начинает казаться. Что поток зеленого огня медленно движется, унося с собой звезды и меня.



Ты неси меня, река
За крутые берега,
Где поля, мои поля,
Где леса, мои леса …

Зеленые небеса Севера, Кольский полуостров, Сосновка, Колвицкое озеро, Русский север, северное сияние, Ковда, Пальозеро

Previous post Next post
Up