Север не для каждого. Часть 3

Jun 27, 2021 08:32

27.08.2018 г. (пн.)
Водопад Куми-порог - Калевала - Пяозерский - визит-центр национального парка «Паанаярви» - гора Кивакка - национальный парк «Паанаярви»
Пробег 241 км.

Ночью был дождь, который продлился до утра. Как и в 2014-ом Куми был незаслуженно строг: он не держал на месте, не давал мне возможности совершить утреннюю фотосъемку и заставлял двигаться дальше по маршруту. Казалось, водопад, как бы говорил: «Ну вот, посмотрели на меня, пора и честь знать». Но как только лагерь был собран, автомобиль загружен и мы, промокшие насквозь, покинули стоянку, дождь закончился.
С высоты обрыва я осмотрел тайгу, лежащую глубоко внизу. После дождя клубы пара поднимались над деревьями, невидимая рука ветра приглаживала вершины сосен, от чего по тайге пробегала хорошо видимая «волна».





Тут же у обрыва я обнаружил старую могилу мужчины, погибшего на этой круче.




Такие «открытия» поневоле заставляют задуматься об этом человеке - кто он, чем жил и что здесь делал? Подобные находки всегда пробуждали у меня интерес к людям из прошлого. Это проявлялось во время моих экспедиций, сплавов по глухим речушкам и пеших походов по лесам, когда я находил следы человека в домах нежилых деревень. Эти «следы» могли быть самыми разнообразными: в виде почтовых конвертов, фанерных крышек от посылок советских времен, полустертых табличек крестов заброшенных кладбищ, почетных грамот за доблестный труд. Тогда, вглядываясь в эти «артефакты», я видел непростую историю человеческих судеб и, что говорить, порой мне после долгого поиска удавалось раскрыть для себя некоторые подробности особенно заинтересовавших меня находок. Результаты поиска были порой весьма неожиданны.
Тем временем небо совсем прояснилось и засветило солнце. У меня появилась надежда на более благоприятную погоду.




На пути к озеру Коко мне пришлось дёрнуть заглохшую «Газель» с карельскими номерами. Семейный выезд на водопад для двух взрослых и ребенка закончился неудачно. Прошлым вечером мы видели этих людей. Быстро осмотрев Куми-порог, они, как оказалось, недалеко уехали. Автомобиль заглох, и трое человек просидели всю дождливую ночь в холодном салоне. На мой вопрос, почему глава семейства не дошел до нашего лагеря, мужчина честно признался, что тут полно медведей и ходить в темноте, по его мнению, небезопасно. Грустный комизм ситуации состоял в том, что если до стоянки на Куми-пороге было около 2-3 километров, то до лагеря москвичей на озере Коко всего пять минут пешком.
Именно к ним я свернул.
Мужчины отмечали свой приезд на рыбалку. В лагере на пляже было шумно и весело - после вчерашнего праздника все дружно «лечились», что нисколько не помешало разговору и небольшой фотосъемке озера.







Отбившись от предложений остаться на денек и помочь все-таки накачать лодки, мы продолжили путешествие. Для возвращения я выбрал несколько иной путь - вдоль северного берега озера Коко - ранее здесь ездить не приходилось. Дорога оказалась вполне проходима и упёрлась в контрольно-следовую полосу, ряд заграждений из колючей проволоки и мостик через реку Войница.










Поездка вдоль КСП, пусть даже совсем немного, разнообразила наше путешествие.







Приближаясь к дороге на Калевалу, я заметил в зеркалах заднего вида огни легкового автомобиля. Судя по скорости и по тому, как водитель гнал по лужам и колдобинам, меня явно пытались догнать. Я без труда оторвался от легковушки, пользуясь преимуществами больших колес и дорожного просвета своего Ворчуна. Но преследователи оказались настойчивыми. На прямых участках лесной дорожки, раз за разом вдалеке появлялись ходовые огни. От нас никак не хотели отставать.
Выехав на дорогу к Калевале, я остановился у вагончика бывшего погранпоста. Вскоре возле нас затормозил белый седан «преследователей». «Праворукая» Тойота с владимирскими регионом на гос.номере и три парня слегка ошалевшего вида. По их словам, они тоже были на Куми-пороге, на обратном пути заблудились и три дня не могли найти выезд из тайги на эту дорогу в цивилизацию. Навигация по Maps.me ничем не помогла, сеть таежных лесовозных дорог никак не прорисована. У них уже кончался бензин, почти не осталось продуктов и мы были первыми, кого они сумели увидеть за последние дни. Вот почему они так отчаянно не хотели от нас отстать и не жалели автомобиль в погоне. Видимо, шок от блужданий по тайге был настолько силен, что они, узнав, что и нам тоже надо в Калевалу, настойчиво напрашивались сесть нам «на хвост», хотя дорога в райцентр одна. Не люблю я ездить группой с незнакомыми людьми, тем более, что скорость передвижения на пикапе по карельским грейдерам гораздо выше, чем на обычном легковом автомобиле. Пришлось вежливо отказать в услугах проводника к видимому неудовольствию парней.
Дальнейший путь до Калевалы сложным не показался. Тайга, изгибы дороги, подъемы, да изредка открывающийся горизонт с очередной возвышенности.




Дорога по грейдеру на север от Калевалы до Тунгозера стала испытанием подвески автомобиля и крепости нервов экипажа. Качество грунтовки оказалось ниже среднего даже по карельским меркам. Но сопровождаемые то короткими летними ливнями, то еще теплыми лучами солнца, мимо болот и по хлипким с виду мостикам через речушки мы приближались к Тунгозеру и к Пяозерскому.







В визит-центр национального парка «Паанаярви» в поселке Пяозерский мы прибыли на час позже, чем я обозначил по телефону пару дней назад, подтверждая бронь на домик.
Снаружи здание визит-центра мало изменилось. Внутри все также уютно и комфортно.







Но в этот раз была открыта экспозиционная выставка, посвященная национальному парку. Информация оказалась весьма интересна. От геологии до животного и растительного мира и краеведения.







Планы на этот день не позволили углубленно ознакомиться со всеми экспонатами, но даже быстрый осмотр доставил определенное удовлетворение от полученной информации.










Само оформление на посещение парка и оплата услуг прошли быстро и оперативно, как, впрочем, и в прошлый раз. Единственным отличием стал инструктаж прапорщика погранвойск о правилах нахождения в пограничной зоне. Вместе с нами в нацпарк оформлялся пожилой финн на старенькой «Субару», на которую было загружено каноэ. Его обслуживал отдельный сотрудник, уверенно говорящий на финском языке.
Посетив продовольственный магазин поселка, мы, не теряя времени, выехали в сторону нашего арендованного домика.
Думаю, что дорога в нац.парк «Паанаярви» должна понравиться по всем показателям, кроме, пожалуй, традиционного качества карельского грейдера. Тут подъемы и спуски, от которых закладывает уши, крутые повороты, виды на Пяозеро и окружающие горы и, если медитативно отключиться от постоянного потряхивания, то вполне можно поймать удовольствие от созерцания северной Карелии!



















На кордоне «Нурис» обычная проверка документов, немного удивленные взгляды на регион гос.номера и пожелания удачного отдыха.







Недалеко от кордона наша остановка у указателя на гору Кивакка.




На окончание этого дня в моих планах было устроить вечернюю прогулку на вершину горы, благо погодные условия позволяли. Так как время подходило к вечеру, медлить было нельзя. Быстрая разгрузка снаряжения, минимум необходимой экипировки и выход на маршрут.




Прогулка до вершины горы ни у кого, кто привык много ходить, сложностей не вызовет.







На тропе время от времени установлены информационные таблички.













На середине пути оборудовано место для отдыха: столик, скамеечки и рядом ручеек, журчащий по камням.







На подъеме на гору начинают открываться пейзажные виды на просторы национального парка.




Нам невероятно повезло. Облачность развеялась и мягкий свет заходящего солнца окрашивал тайгу под горой.




Я часто останавливался и делал фотоснимки, чтобы не упустить такую удачную возможность.




Отчетливо стало видно урочище Вартиолампи - бывшая староверческая деревня, от которой начинается тропа на водопад Киваккакоски.




Над порыжевшей тайгой стала различима гора Пяйнур, на каменный пик которой я поднимался в 2014-ом.







А со смотровой площадки на горизонте выпуклым бугром обозначился Нуорунен - высочайшая гора Карелии.




Натоптанная тропа к вершине Кивакки проходит по тундровому ландшафту мимо небольшого озерца.







Между скал горы где-то вдалеке мелькала синева вод Пяозера и высочайшая точка горы, на которой установлен крест, стала заметна на фоне неба.







Признаюсь, я испытывал необычные ощущения. Как будто впервые оказался на этом месте, как будто раньше не топтал теми же трекинговыми ботинками мох Кивакки, как будто все происходило в первый раз. Быть может, это связано с иными погодными условиями, а может, в перипетиях жизни что-то так глубоко скрылось в памяти, что я даже и не вспоминал в последние годы о подробностях того путешествия.
Таня, нисколько не отставая от меня, также прыгала по камням и сквозь ветер до меня доносились ее восторженный голос. Надо же, а я ведь тоже почти готов сорваться на такой всплеск эмоций!




И вот вершина горы. Линия тайги, уходящая в бесконечность, вода Пяозера, сливающаяся с небом на горизонте, шум ветра и ощущение очередной достигнутой цели путешествия.







Общее впечатление немного портили сильные порывы ветра, ставшего совсем холодным к вечеру.




Пока позволял свет мы прогулялись по каменному плато горы. Внизу бурлил поток реки Оланги, низвергающийся по камням водопадом Киваккакоски.




Солнце стремительно катилось к земле, изменяя цвет тайги.




Еще немного и стали преобладать сине-лиловые оттенки.










Нуорунен потемнел, подпирая вершиной низкие облака.




Солнце коснулось края туч и снова цвет изменился. Поверхность озера Киваккалампи засеребрела и застыла ртутью.







Начало смеркаться.




Нам было пора возвращаться на дорогу к автомобилю. В какой-то момент заходящее солнце запуталось в ветвях деревьев, повисло на несколько минут и исчезло за горизонтом.




Дорога к Ворчуну могла и затянуться, всё-таки у Тани начала сказываться усталость от прогулки, но внезапно обнаруженные мною свежие следы на досках настила придали ей необыкновенный стимул к движению, так, что я едва за ней поспевал.




К домику «Цилиндровка-1» мы приехали в полной темноте.
Отметив наше прибытие у инспекторов парка, я разгрузил автомобиль, наколол дров, затопил печь. Таня занималась приготовлением ужина. Электричества в «Паанаярви» нет и домик изнутри освещался фонарями. Чуть слышно потрескивали поленья в печи, слышался гул тяги в трубе, горьковато тянуло дымом. Пусть говорят, что дом - это там, где тебя ждут. Мне этого мало. Для меня дом - это и там, где мне комфортно и удобно. Я был дома!
После ужина я отошел от избушки. Было очень тихо. Наш сосед, тот самый пожилой финн, уже спал. Сквозь кроны сосен проглядывали звезды, чуть слышно шумел ручей, а в единственном окошке нашего домика сверкал огонек фонаря. И вдруг очень захотелось, чтобы время остановилось, чтобы этот миг немудренного удовольствия от простой жизни продлился, растянулся, чтобы рядом всегда было это небо, эта река и этот лес.
Не знаю, как долго я стоял, слушая тайгу и рассматривая небо. Время приближалось к полуночи и завтра меня ждал непростой день.

2018 год, Пяозерский, Север не для каждого, водопад Куми-порог, Русский Север, Кивакка, Паанаярви

Previous post Next post
Up