26.09.2015 г. (сб.)
Дер.Песочки - с.Велебицы - дер. Скирино - г.Сольцы -г. Дно - г.Порхов - г.Псков - свадьба - тур.база «Калацкое»
Пробег 224 км.
Утро явно не задалось и по физическому состоянию и по погоде. За четыре часа сна я не восстановил силы, а низкая облачность, мглистость да ветер с моросящим дождиком никак не создавали условия для поднятия духа.
Лишь оперативно предпринятые реанимационные меры по «воскрешению» в виде заварного кофе помогли пробудить прежний философский взгляд на жизнь и не столь пессимистично рассматривать окружающую действительность.
Тут же в деревне Песочки меня поджидала первая достопримечательность этого дня.
У каждого у нас есть писатели, которых время от времени мы перечитываем и каждый раз получаем удовольствие. Я не говорю о тех многочисленных изданиях с цветастыми картинками монстров, вурдалаков и инопланетян на обложках и текстом на туалетной бумаге, что массово продаются возле вокзалов, хотя и такая литература имеет право существовать раз удовлетворяет чьи-то потребности.
В данном случае я веду речь о несколько иной литературе.
Дело в том, что в 1910-1916 годах в деревне Песочки Солецкого уезда жил и работал русский писатель Михаил Михайлович Пришвин, чье творчество я ценю и уважаю. Этим годам жизни писатель посвятил цикл «Новгородских рассказов».
Форумчане моего возраста знакомились с его творчеством для детей еще по советской школьной программе, но у Пришвина есть и куда более серьезные и достойные внимания взрослого читателя произведения!
На уроках литературы не упоминалось, что Пришвин был не кабинетным писателем, а сам лично совершил достаточное количество исследовательских экспедиций, в том числе и по русскому Северу!
Из-за своего увлечения этнографией Михаил Михайлович несколько месяцев провел в Выговском крае, по Сухоне и Северной Двине добрался до Архангельска, объехал берег Белого моря до Кандалакши, посетил Соловецкие острова, пересек Кольский полуостров, побывал за Каниным Носом и жил на рыбацких тонях. Ну какая школьная программа рассказывала об этом?
2 октября 2009 года в деревне Песочки состоялось открытие вот этого мемориального знака по увековечиванию памяти М.М. Пришвина.
Как я узнал при подготовке этого рассказа, каждый год, осенью, в деревне Песочки проходят Пришвинские чтения, на которые собираются поклонники его творчества, краеведы и те, кто неравнодушен к истории родного края.
К сожалению, домик Пришвина в селе Песочки до наших дней не сохранился.
Памятный камень не единственное значимое место в этих местах. В соседнем селе Велебицы я посетил церковь Иоанна Богослова (1907 г.) и крест над Шелонью в память жертвам российских лихолетий.
И в следующей деревне Скирино тоже есть на что обратить внимание. В июле 1471 года у реки Шелонь произошла битва между Господином Великим Новгородом, который ратовал за федерализм, и Москвой, которая стояла за объединение всех разрозненных княжеств в единое государство. Вопрос был принципиальный.
В ходе битвы новгородское ополчение под командованием посадника Борецкого было разбито московско-татарским войском под командованием воеводы Холмского и это событие ознаменовало собой окончание независимости Новгородской земли.
С этого началось становление единого российского государства.
А вот место этой битвы было определено с наибольшей вероятностью спустя века, в конце XIX века по естественным ориентирам, сохранившимся через столетия. Пойма реки Шелонь у деревни Скирино была признана местом, где состоялось сражение.
В знак той битвы за деревней установлен памятник, глядя на который видишь поле, где решалась судьба России.
Под хмурыми небесами и водяной пылью из серой пелены туч я проехал Сольцы с храмом Илии Пророка.
Вы знаете, я давно уже не верю в то, что время - величина постоянная. Вот постарайтесь вспомнить, я уверен, вы наверняка не забыли, как нестерпимо долго тянулись сорок пять минут урока в школе и как сейчас мгновенно пролетают недели и месяцы. Не успел оглянуться - и вот снова шампанское, мандарины, оливье и бой кремлевских курантов - еще один год остался в прошлом и мы наивно верим, что следующий год будет лучше, чем год ушедший и что главные события, всё-таки будут сделаны нами, нашим поколением, а не благодаря мужеству и стойкости наших предков.
Я склонен считать, что время, величина переменная. Для этого достаточно вспомнить о теоретических расчетах при движении тела со скоростью выше скорости света. А вот в том, что субъективное время, т.е. те часы, которые отсчитывают «свои» секунды и минуты для каждого из нас, величина не постоянная, я уверен на все сто процентов! Подумайте еще раз и, думаю, многие из вас сумеют вспомнить эпизоды из жизни, когда возникал во времени эффект «замедленной съемки».
Этих два абзаца всего лишь маленькая прелюдия к тому, что случилось потом.
Я торопился во Псков на свадьбу. Тепло в салоне и ровное асфальтовое покрытие дороге немного расслабили и навеяли некую негу после вчерашнего сложного дня и краткого сна.
И вот, проезжая очередную деревушку между Сольцами и границей с Псковской областью, я вижу, как с каждой стороны дороги из серого тумана и дождевой мороси под машину бросаются две фигуры в каком-то тряпье, размахивающие руками.
Время резко замедлилось и все звуки исчезли.
Я увидел прямо по курсу двух женщин, что-то мне кричащих.
Я начал тормозить, понимая, что Ворчун физически не успеет остановиться.
Я понял, что обе эти фигуры вот-вот будут снесены двухтонной машиной.
Я рассмотрел на траектории ухода от людей впереди слева бетонный столб фонаря освещения, а у правой обочины - покосившийся забор, кусты смородины и полугнилой сарай, и руки уже сами стали выворачивать руль вправо.
Когда до женских фигур оставался десяток метров, а переднее правое колесо автомобиля уже выехало за песок правой обочины, фигуры также тягуче медленно отскочили в разные стороны, давая возможность проезда.
Я сумел удержать и выровнять автомобиль на песчаной бровке дороги.
Меньше, чем в полуметре с каждой стороны автомобиля промелькнули искаженные в гримасе крика женские лица и остались позади автомобиля.
Первым вернулся звук.
По ушам ударил резкий визг резины по асфальту и «дворники» задвигались с прежней скоростью.
Время вернулось в привычные величины.
У меня не было волнения, не было всплеска адреналина, не было никаких внутренних эмоций и чувств. Не было ни злости, ни досады на те нелепые фигуры, из-за которых я направил Ворчуна на сарай. Не было «трясучки» в руках, когда прикуривал сигарету, не было внутренней дрожи. Не было ничего, кроме опустошенности.
Удивительно, как все чувства смогли «перегореть» за пару секунд. Как вспыхнул и угас без следа адреналиновый шок.
Я вышел из машины. Их было трое. Две женщины и мужчина.
Женщины что-то наперебой кричали, все также возбужденно жестикулируя, а я смотрел на обувь мужика, который стоял позади женщин с грудой сумок и «челночных» баулов и смущенно глазел на меня. Это были коротко обрезанные резиновые сапоги. Видимо, из-за широкого голеностопа владельца остатки их голенищ были криво разрезаны и стянуты капроновой веревкой наподобие шнурков.
Бесконечный, непонятный ор надоел и мне пришлось повысить голос, чтобы заговорила одна, старшая из женщин. А произошло следующее.
Ночью хозяйка дома получила телефонный звонок из районной больницы соседней Псковской области, что ее старшая дочь с прободной язвой попала на операционный стол и «её состояние требует немедленного прибытия родственников».
Рано утром еще в темноте она, младшая дочь и сын, «одевшись получше» и собрав всё необходимое, стояли на дороге, ведущей на Псковщину. Автобусное сообщение давно отменили, до железной дороги не добраться и они уже третий час под моросящим дождем пытаются кого-то остановить.
Под мою машину они уже бросались «от отчаянья», как они сказали.
Конечно же, я их подвез до райцентра Дно. Я их высадил со всеми тюками и баулами около больницы. Женщины что-то говорили, мужик с какой-то непонятной мне деликатностью молча пожал мне руку. Поплутав по улочкам поселка, я выехал в направлении Пскова.
Перед городком Порхов я сделал небольшую остановку. Хоть «изюминкой» Порхова и является старинная крепость XIII века с довольно любопытными экспозициями, но мемориальный комплекс на месте бывшего концентрационного лагеря «Дулаг-100» - это совсем иная страничка нашей истории!
С августа 1941 по февраль 1944 в концлагере погибло 85 000 советских граждан.
В память о тех событиях в 1983 году на месте концлагеря началось строительство мемориала. Изначально предполагалось создать комплекс уровня белорусской Хатыни, но из-за всем известных событий в середине и второй половине 80-ых годов средств на строительство не хватило и работы были остановлены.
Последние годы, судя по тому что я увидел, работы по строительству памятника продолжены.
На оставшейся дороге из Порхова во Псков тоже было что посмотреть и что рассказать, но времени у меня катастрофически не хватало. Я же торопился на свадьбу.
Я приехал за полтора часа до начала церемонии. Весь необходимый для этого события гардероб я всё путешествие возил с собой и охранял пуще неприкосновенного запаса С2Н5ОН. Пока я в ванной принимал человеческий вид, мой костюм и сорочку погладили и всё прошло так как и должно быть.
Вечером я с молодоженами и с друзьями уехали на турбазу под Псков, где первые за день 50 грамм коньяка заставили меня покинуть компанию как активного собеседника и превратиться в человека мирно посапывающего.