Полярный день Терского берега. День 4

Feb 11, 2021 21:02



24.06.2015 г. (ср.)
Устье ручья Лодочный - Оленица - Умба - Кандалакша - Беломорск - мыс Трестянка
Пробег 632 км.

Утром я выехал от ручья Лодочный вдоль берега в сторону Кашкаранцев. Время, отведенное по поездку заканчивалось, и мне предстояло немало проехать в этот день, чтобы остановиться на побережье Белого моря, но уже на совсем других берегах.
Пока я достиг заброшенной тони Умбский Невод я успел вдоволь насмотреться на основные виды птиц Терского берега: поморников, крачек и туруханов.
























От бывшей тони мало что осталось. Сарай, в котором догнивали остатки сетей, да покосившийся рубленый домик без утепления между венцами, на подоконнике которого некий «АВ» 5 января 1966 года оставил после себя надпись легко читающуюся спустя почти пол столетия.










Традиционная для многих остановка у часовни безымянного Терского инока и взгляд вдоль побережья: в одну сторону - уже видны Кашкаранцы, которые принято считать западной границей Терского берега, в другую - уходящая вдаль лента побережья за ручей Лодочный, за устье Варзуги и дальше вплоть до Поноя, крайней точки Терского берега.




В Кашкаранцах погода, как зачастую бывает на севере, резко изменилась и мне повезло сделать снимки при солнечном свете.













Я пробыл в Кашкаранцах не более часа. Этого времени вполне хватило, чтобы насмотреться на прибой, на синеву моря и мимолетно подумать, а когда я же я сумею вновь сюда вернуться сюда на Терский берег?
Из Кашкаранцев мимо жутковатого вида домов служащих радиолокационной воинской части, по той самой красной «марсианской» дороге, через бурные речушки, впадающие в Белое море, я добрался до деревни Оленицы.
















Ничем особенным не примечательная деревушка, если бы не одно большое НО… на отмелях во время отлива можно найти «беломорские рогульки» или, по-научному, глендониты.
Это фото сделано мною в сувенирном магазинчике в Умбе спустя полтора часа после отъезда из Оленицы. Вот так выглядят глендониты.




Как они образуются, как их искать, что с собой надо иметь без труда можно найти в Сети, но я приехал в Оленицу не за глендонитами - времени на поиски у меня уже не было.
На море как раз был отлив и, как говорят, в Оленице море отступает почти на 5 километров. Край уходящей воды сливался с небом и различить невооруженным взглядом границу между водой и небом было невозможно.







Самое подходящее для поиска глендонитов время!
Я насладился пейзажами приморской деревушки с гуляющим стадом буренок, вдохнул воздух, наполненный запахами отлива и некоторыми сугубо специфическими «нюансами» после ушедшего стада и выехал в Умбу.







Путь до Умбы был недолог. В поселке мне надо было заехать в сувенирный магазинчик за традиционными для всех нас, путешествующих, покупками.




Для меня этот магазин оказался довольно любопытным и я провел почти час рассматривая минералы, камни, картины и общаясь с продавцом.
Женщина, работник магазина, как оказалось, проживет в Умбе лишь в летнее время, а зимой, после окончания сезона туристов и отдыхающих, магазинчик закрывается и она уезжает к себе домой в Ревду.
Она - настоящий ценитель своей земли и мы с увлечением делились впечатлениями о чудесах Сейдозера, каменных осыпях Ловозерских тундр, минералах Хибин, особенностях петроглифов Канозера и о ветрах Рыбачьего. До чего удивительно встретить родственного по восприятию мира и увлечениям человека в самом неожиданном месте!
Хотя такое со мной случается уже не в первый раз, ведь были же ранее встречи на берегах Ципринги, и в Лешуконском, и в Пинежье, и в Кош-Агаче!
На память мне подарили кусочек зеленого амазонита, который, по принятому мнению, считается камнем равновесия и спокойствия, приносящем удачу.







А на выходе из магазинчика я заметил набор открыток акварелей питерской художницы Анны Михайловой.




Я не отношусь к числу истинных ценителей и знатоков холста и красок, но акварели произвели на меня впечатления. Мне почувствовался в них ясно переданный дух севера, его суровая красота, сила и обаяние, а также умение художника перенести свои ощущения на картон и заставить зрителя почувствовать хоть малую толику энергетики высоких широт.
Уже позже, после возвращения из поездки, я собрал информацию о творчестве Анны Михайловой, посвященного северу, и в самом конце моего рассказа позволю себе приложить ряд ее акварелей. Может, кому-то понравится как и мне.
Далеко заполдень я покинул Умбу. Позже была Кандалакша, заправка на АЗС и долгий перегон до Беломорска к месту ночлега.
Если кому-то придется быть в том районе и не возникнет никакого желания провести ночь в гостинице - езжайте через весь Беломорск в северном направлении, мимо дачных поселков за городом и у тряской дороги вдоль побережья, которая хорошо видна на любом интернет-ресурсе со спутниковой съемкой, легко сумеете найти подходящее место для лагеря.
Я остановился у мыса Трестянка, быстро поставил палатку и честно попытался скоротать теплую пасмурную ночь в надежде дождаться восхода солнца, но утомленный дорогой или сморенный крепким напитком с аббревиатурой VSOP на этикетке уснул в двухстах километрах водной глади Белого моря от устья ручья Лодочный.

Терский берег, Умба, Оленица, Русский Север, Полярный день Терского берега, 2015 год

Previous post Next post
Up