А теперь в завершение рассказа сухие выводы и заключениям об экспедиции «Золотые руны Калевалы»-2014
1. Пройденный маршрут не оказался сложным для наших мало-мальски подготовленных автомобилей. Все, что надо иметь, помимо прокладки между сиденьем и рулем, достаточный дорожный просвет и надежную резину. Хотя не стоит забывать про «коварство» карельских грейдеров, на которых от вибрации может открутиться что угодно;
2. Схема движения
красная линия - путь на север;
желтая линия - путь на юг;
синяя линия - возвращение в СПб
3. Конечно, чтобы достигнуть национального парка «Панаярви» совсем не надо ехать сотнями километров карельских грейдеров, как сделали мы. Вполне достаточно воспользоваться отличным асфальтом федеральной трассы М-18, чтобы потом свернуть на Пяозерский;
4. Как ни странно, но все цели экспедиции, поставленные мною при планировании были достигнуты:
- Крест скорби;
- Линия фронта Коллаа;
- Подъем на гору Воттоваара;
- Водопад Куми-порог;
- Водопад Киваккакоски;
- Подъем на гору Кивакка;
- 18-ый километр на озере Паанаярви с водопадом Мюнтюкоски;
- Стоянка на перешейке озер Ципринга и Пяозера;
- Подъем на гору Пяйнур;
- Прохождение Кумской ГЭС;
- Посещение Беломорских петроглифов;
- Затухший вулкан в Гирвасе;
- Марциальные источники;
- Снова Крест скорби;
- Детинец Великого Новгорода и Юрьев монастырь;
- Ильменский глинт;
- Захоронение Самбатово;
- Встреча с друзьями на Псковщине.
5. Нельзя забывать про уединенность тех мест (северная Карелия), но в случае серьезных неисправностей с автомобилем, вы, конечно же, не пропадете;
6. Имейте в виду довольно высокую стоимость топлива в Приполярье и помните про запас, который, как говорится, карман не тянет;
7. Оптимальное время посещения северной Карелии и национального парка «Паанаярви», в частности, август-начало сентября. Гнуса и комарья уже на порядок меньше, сезон грибов-ягод, до 15 августа в нацпарке на реке Оланга официально разрешена рыбалка;
8. Как пишут на форумах, в разгар сезона домики в Паанаярви бронируют чуть ли не за несколько месяцев, поэтому, кто рискнет поехать, позаботьтесь об этом заранее. С проживанием в палатках все гораздо проще;
9. Как правило, национальный парк прекращает принимать посетителей в последних числах сентября и до выпадения снега. Зимой дорога расчищается лишь до моста через Олангу;
10. Официальный сайт национального парка
http://paanajarvi-park.com/;11. Дикий зверь в тайге есть, про это нельзя не забывать! Как говорил Борис, медведь, рысь, росомаха, да волки иногда заходят. Из копытных преимущественно лось, кабана практически нет. Зимой - олень с Мурманской области. Из боровой птицы глухарь, тетерев, рябчик, из водоплавающей - в сезон перелетные гусь, утка, но немного;
12. О рыбалке в тех краях на профильных форумах вполне достаточно информации. Конечно же, трофеем считается семга. В ручьях форель, на реках и озерах хариус, сиг и прочая белая рыба. В нацпарке рыбалка платная, лицензии приобретаются в визит-центре парка в пос.Пяозерский;
13. При оформлении пропуска для проезда через Кумскую ГЭС мне сообщили, что есть намерение прекратить выдавать пропуска для проезда частных лиц. Так что, вполне может быть, что мы были последними, кто проехал через эту ГЭС. Этот факт существенно повышает «эксклюзивность» маршрута;
14. На фотографиях видны щиты и телефоны охотхозяйства «Вика». Его уже давно нет и в тех местах угодьями владеет НП «Северохотсоюз», пос.Пяозерский. Ему же принадлежат жилые избы на перешейке озера Ципринга;
15. Про навигацию в экспедиции я уже рассказывал, но кратко повторюсь: у меня автонавигатор Digma, атлас автомобильных дорог, генштабовские километровые карты и туристический Garmin 60CSx. У Андрея в «Патроле» Озик на ноутбуке и автонавигатор;
16. Фотоснимки сделаны камерой Nikon D90 с объективом Nikkor 18-200. При фотосъемке использованы ультрафиолетовый, поляризационный и градиентный светофильтры Marumi;
17. Hilux («Ворчун») к этой экспедиции приподнялся на два дюйма. Спереди установлены более длинные амортизаторы с родными пружинами, сзади - проставки. Подвеска стала более жесткой и собранной, но, как показала дорога, все-таки недостаточно для уверенного движения. На раскисшем от дождей песчаном грейдере пару заносило зад даже при груженом кузове, общая скорость движения была несколько меньше, чем у «Патрола» (хотя и его разок понесло). Но в целом, автомобиль показал себя с наилучшей стороны. Серьезных и обоснованных претензий уже третью экспедиции нет. Резина осталась прежней Cooper Discoverer ST 265/75/16;
18. Сухие цифры:
Маршрут экспедиции «Золотые руны Калевалы» с выездом и Питера и до возвращения назад занял 19 дней.
Пройдено 4357 км.
Сожжено 530 л. дизтоплива на 17751 руб.
Средний расчетный расход (литры из кассовых чеков, пробег по одометру) составил 12,15 л./100 км
Остальные расходы составили:
Гостиницы в пути - 1700 руб.
Ремонт пробитого колеса - 130 руб.
Аренда домика в нацпарке (3 дня) - 1800 руб.
Разрешение на рыбалку в нацпарке (1 день) - 160 руб.
Аренда лодки с мотором в нацпарке (5 часов) - 1700 руб.
Прочие расходы (сувениры, подарки, питание, напитки и пр.) - 5400 руб.
Итого общий бюджет поездки составил 28 641 руб.
Краткая статистика экипажа из Воронежа на «Патроле»:
Пройдено 5585 км.;
Сожжено 713 л. дизтоплива на сумму 24 152 руб.;
Средний расчетный расход топлива 12,77 л./100 км.
19. В отчете использованы стихи Виктора Соколова, Константина Бальмонта, Ивана Бунина, Владислава Ходасевича.
Спасибо всем, кто сумел найти терпение и время дочитать до конца мой рассказ.
И пусть приключения продолжаются!
©Nodal, 2015