Новые мытарства Мурачевых

Oct 10, 2019 14:02

Многие интересуются и задают вопросы, как дела у Терентия Мурачева и его семьи.
Я не выкладывал новостей с 2016 года. За прошедшее время, разумеется, многое изменилось. Одна из значимых перемен - та, что Мурачевы сменили место жительства: покинули Калужскую область и перебрались в Саратовскую.  Что же касается текущей ситуации, то с болью приходится сказать: дела хуже, чем когда бы то ни было. Семья срочно нуждается в помощи, и если её не получит, то скорее всего не выживет.
Однако о всём по порядку.
Итак, в 2015 году Мурачевы, проживавшие в Жиздринском районе Калужской области, попали в тупик. Они по предложению властей втянулись в проект по разведению скота, получили грант с обязательством умножать поголовье, но при этом остались без земли: участки, на которые рассчитывали, оказались скуплены крупным агрохолдингом. Долго пытались чего-то добиться, хлопотали, писали, ездили - всё бестолку. С лета 2015 года (у Мурачевых тогда как раз родился восьмой ребенок) ситуация приняла характер дурного застоя, и  семья медленно, но верно дрейфовала к полному разорению. В 2016 году, после конфликта с местными, Терентий писал письмо с просьбой к властям вмешаться в ситуацию. Но улучшений никаких не происходило.
У автора этих строк с 2015 года тоже несколько изменились обстоятельства, в Калужскую область больше не ездил, и общение с Терентием ограничивалось только телефонными звонками. Душа болела за него, но чем-то реальным помочь возможности не было. Помню, в одном из разговоров Терентий признался, что дела уже настолько беспросветны, что он начал жалеть о приезде в Россию. Во всяком случае, стало ясно, что там, в Жиздринском районе, ничего уже изменить к лучшему нельзя, и что оттуда точно придётся уехать. Перебирали разные умозрительные проекты, думали, что же ещё можно предпринять, куда податься. Кстати, в разное время от добрых людей, узнавших о ситуации Мурачевых, поступали различные предложения помочь, в том числе приглашения переехать к ним в тот или иной регион России. Однако все эти предложения были далеки от реальных возможностей, прежде всего потому, что стоимость подобного переезда для обедневшей семьи была совершенно неподъемной. В отдельных случаях, когда предложения поступали из не столь отдалённых краёв (например, из других районов той же Калужской области или соседних областей), при проверке на месте обязательно выявлялось какое-то препятствие: либо отсутствие реальных прав на землю, либо невозможность обустроить жильё, либо откровенная афера со стороны приглашающей стороны. А время шло, и работало оно против Терентия: чтобы латать дыры в бюджете, кормить семью, учиться-лечиться и т.д., приходилось продавать скот, влезать в новые долги. А перспектив никаких так и не виделось.
…Немного отвлекусь. Наряду с печальным развитием общей ситуации, однако, необходимо сообщить  и о некоторых радостных событиях. Вышли замуж старшие дочери.  Надо сказать, раньше вообще-то частенько посещали опасения на сей счет: казалось бы - где девицам, которым положено выходить лишь за "своих", найти здесь женихов?  Но тут оказался тот редкий случай, когда проявилось польза от развития интернета и соцсетей. Умница Катерина, всегда вызывавшая у меня особое уважение, верная и мудрая помощница родителей, нашла свою половинку  - угадайте, где? - в Комсомольске-на-Амуре. Её супруг Сергей, достойный парень, ради обретенного счастья не отказался переехать через все часовые пояса, и молодая семья поселилась рядом, на соседней деревенской улице. В прошлом году Терентий стал дедом: у Катерина родилась дочурка.
Вторая Терентьевна - красавица Олимпиада -  на которую заглядывались многие, увы, теперь уже не с родителями: её судьба унесла обратно в Южную Америку. Сейчас она живёт с мужем в Боливии, в большой тамошней общине часовенных, и тоже готовится скоро стать мамой. Но благодаря тому же злочестивому научно-техническому прогрессу, возможность частного общения с родными сохраняется.
А старший сын Дионисий, представьте себе, нашёл спутницу жизни из местных, хорошую девушку. Зовут её Татьяна. В общем, слава Богу за всё.
…Однако, вернёмся к печальной действительности. Итак, периодически Терентию кто-то откуда-то звонил и предлагал те или иные варианты спасения, в основном авантюрные. Но вот однажды, где-то в конце 2017 года, поступил очередной такой звонок, и звонивший озвучил предложение, которое показалось перспективным. Некий предприниматель В. из Саратовской области предложил Мурачевым стать его компаньонами и работать на паритетных условиях на его земле.  При этом он не только нарисовал интересные перспективы развития, но и обещал авансом (в счет будущих совместных доходов) обеспечить Мурачевых жильём, профинансировать их переезд и перевозку скота и техники. Познакомившись с В. поближе, Терентий решил, что этому человеку можно доверять. Первую половину 2018 года мужики - Терентий с Дионисием - ездили несколько раз в Саратовскую землю, смотрели землю под пашню и пастбища, дома в поселке. Всё выглядело очень неплохо. В общем, предложение В. было слишком заманчиво. Конечно, страшно было в очередной раз трогаться с насиженного места, и потенциальные риски - если что-то пойдёт не так -  были велики и прекрасно осознавались. Но обстановка была уже такова, что у семьи практически не оставалось выбора. Будучи христианами, полагающимися на Божий промысел, Мурачевы решили принять предложение В. и стали готовиться к переезду.
И вот осенью 2018 года село Огорь (точнее - дер.Гололобовка в составе сельского поселения), где Мурачевы провели шесть лет в борьбе за существование, было ими покинуто. При этом большая патриархальная семья разделилась: уехали Терентий с Ксенией и младшими детьми и Дионисий с Татьяной. Сергей же с Катериной, только-только обустроившиеся в доме, который два года ремонтировали, и имея на руках малыша, решили остаться в Огори. Насколько мне известно, сейчас у маленькой семьи ситуация более-менее приемлемая, Сергей работает, Катерина ведёт дом, в общем не жалуются.
…Во всём, что касается переезда и обустройства, предприниматель В. слово своё сдержал. За что, конечно, можно быть ему благодарными. Он не только обеспечил переезд и покупку двух домов, но и решил вопрос с задолженностью Мурачевых по гранту, полученного ранее от калужского областного правительства.
2019 год Мурачевы встретили на новом месте: Саратовская область, Аткарский район, поселок Сазоново. Дома, в которые вселились - кирпичные, с газовым отоплением  - правда, всё уже не новое и барахлит, требуя периодических ремонтов. Но для людей, которые шесть лет ютились толпой в деревянной, продуваемой со всех сторон развалюхе, подобные проблемы не являются самыми значимыми.
Весной приступили к работам. Совместный проект с В. предполагал, что Мурачевы работают на его земле на правах компаньонов, всю прибыль делят 50 на 50. Размах был большой: речь шла о площади более 1000 гектаров. Итак, к лету засеяли: подсолнечника 400 га, кукурузы 105 га, сои 400 га. Надеялись, что наконец-то дела пошли в гору. Но тут произошли два события, перечеркнувшие все эти надежды.
Во-первых, как мы помним, в июне во многие регионы России пришла дикая жара. Там, в Саратовской области эта жара вызвала сильную засуху: как раз после посева Мурачевых несколько недель с неба не упало ни капли дождя.  В результате большую часть урожая можно было считать погибшей уже к июлю-месяцу. А во-вторых, у предпринимателя В., (бизнес которого весьма большой, и в составе которого Мурачевы были лишь одним из не самых крупных проектов) вдруг что-то резко изменилось к худшему. И он заявил, что вынужден проект прекратить, а все земли выставить на продажу. Для староверов это было, само собой, как гром с молнией среди ясного неба. Но что они могли поделать?
В результате к осени Мурачевы вновь остались у разбитого корыта, - разбитого куда сильнее, чем в Калужской области. Ситуация вернулась по спирали, оказавшись на низшем витке. Выкупить у В. обработанные земли, конечно, староверы были не в состоянии. Тех крох урожая, которые уцелели после засухи - всех плодов трудов этого  года - едва хватило на то, чтобы рассчитаться за переезд и жильё. "Саратовский проект" поманил Мурачевых как мираж в пустыни и испарился.
Семья осталась практически без средств. Терентий с Денисом попытались хотя бы подзаработать, нанимаясь на уборку чужих урожаев со своим комбайном. Не прошло: комбайнов в регионе полно, конкуренция бешеная, огромная масса КФХ в этом году кинулась этим зарабатывать, едят и ночуют с техникой на полях, предложение превышает спрос.
И всё же, не привыкшие опускать руки староверы не оставили попыток как-то вырваться из отчаянного положения.  Думая наперёд, они нашли владельцев, которые согласились сдать им в аренду землю, также около 1000 га (договор заключили, притом с правом выкупа через несколько лет). Следующей весной там можно было бы снова начать новый годовой цикл. Однако для того, чтобы рассчитывать на урожай в будущем году, необходимо провести обработку земли уже сейчас, осенью. А для этого требуются значительные средства - на обновление техники, на ГСМ и проч. А как раз средств-то, то есть денег, у семьи теперь нет. Причём денег уже почти нет и просто на повседневные нужды. И не только денег. За последние пару месяцев, которые прошли после краха, Мурачевы вновь начали продавать-проедать скот. Продали овец, продали бычков. Еще остались коровы, которые дают молоко для детей. На те деньги, которые выручены за овец и бычков, для коров купили сено, а также немного ГСМ для техники. Но всё это имеет свойство быстро заканчиваться. Если не произойдёт какой-то чудесной перемены, то, чтобы элементарно выживать,  в ближайшие месяцы будут проданы и коровы, и техника… Но и эти деньги "сгорят" очень быстро, и что тогда? А ведь нужно платить за коммуналку, одеваться-обуваться, "подкармливать" школу где дети учатся, покупать лекарства… Кстати, последний пункт становится всё более актуальным: переживаемые потрясения, естественно, дают о себе знать; Терентий с женой уже немолоды, у Ксении (нынче - матери уже восьми детей) ещё в 2012 году уже были проблемы со здоровьем. Сейчас у неё что-то с коленным суставом, трудно ходить. Надо ехать в город на обследование - это еще дополнительные расходы. Несмотря на молодость, неважное здоровье и у Дениса, он всегда очень остро реагирует на стрессы. Ещё тогда, под Жиздрой, он несколько раз сильно надрывался на работах, ездил лечился. И вот сейчас у него недавно какой-то приступ был, что-то с почками или с поджелудочной, скорую вызывали, кололи обезболивающее. Врачи сказали, это от переживаний. Да ещё и дочь, Лена, попала в больницу с аппендицитом, больница далеко, а ездить надо…Терентий всё рассказывал мне это по телефону третьего дня. Скажу, что никогда ещё я не видел (точнее, не слышал) его в таком удрученном состоянии. "На меня вся эта тяжесть движется" - так он выразился, говоря о безысходности ситуации и болезнях родных. Видимо, и у него самого силы сдают…Конечно,  он помнит, как по-христиански надлежит терпеть скорби и нужды, но я вижу, что его изводит тревога за семью, за детей, гнетёт чувство ответственности… Думаю, он теперь винит себя за то, что вырвал всех из привычной среды, надеясь на лучшее, а в результате обрёк на лишения,  и теперь они так бедствуют, теряют здоровье…А он ничего не может поделать.
…Мурачевы пытались в очередной раз просить помощи у сильных мира сего. Еще раньше Т.Мурачев где-то познакомился А.А.Тереньевым, советником Администрации Президента, который часто принимает участие в различных публичным мероприятиях, связанных со старообрядчеством. Тот дал свои контакты, сказал - "если что обращаться". Мурачев позвонил ему, написал письмо, изложил всю ситуацию. Просил помочь - не подачей милостыни, но содействием в получении кредита в банке.  Чиновник обещал помочь. Однако в результате получилось всё так же, как и в Калуге: из центра спустили вопрос в область, а оттуда - в район. Местные чиновники приезжали, посочувствовали, но сказали, что помочь ничем не могут.  Посоветовали обратиться  просьбой о кредите в банк (как будто без них не догадались бы). Винить их в чём-то тоже сложно: действительно, вряд ли они настолько всемогущи, чтобы приказать коммерческому банку выдать кому-то кредит в 12-15 млн. (именно о такой сумме речь, если начинать обрабатывать 1000 га, а меньше нет смысла). Хотя есть подозрения, что в других случаях такое всё же бывает…В общем, остались Мурачевы со своей проблемой один на один. В банки они обратились; там - в нескольких разных банках примерно одно и то же - их попросили предоставить отчетность по своей хозяйственной деятельности в Саратовской области. Естественно, такой информации не нашлось: этот первый год проживания в Саратовской области Мурачевы никакой отчетности не вели, всё шло через В., а Мурачевы были с ним "на честном слове"... В результате в банках получили отказ.
Обращался Терентий и в разрекламированный  "Русской верой"  благотворительный "Фонд поддержки и содействия старообрядчеству". Связывался с М.О.Шаховым. Всё это также оказалось бесполезным: денег в фонде нет.
Итого на сегодняшний день, положение Мурачевых -  отчаянное, перспективы самые мрачные. Ведь даже если бы они смогли начать работать на арендованной земле, получать прибыль при хорошем развитии событий они  смогли бы только на второй год, не раньше. А как это время прожить, на что? …Восемь лет уже, как они вернулись на родину предков. Они приняли это решение после заманчивых обещаний, которыми накормили их чиновники, продвигающие гос.программу по переселению соотечественников. И вот до сих пор у них нет возможности нормально жить и развиваться, нет своей земли, которая так необходима для их исконного крестьянского дела… Сейчас они, живя в чуждом окружении, в непривычной обстановке, как в западне, застряли в своих новоприобретенных кирпичных домах  с ломающимся отоплением (у Терентия половина дома не отапливается, сейчас в холодное время опять ютятся с детьми на остающейся площади). И ничего другого нет, никуда не деться.


"Небо над головой такое привычное, а живём мы всё как на чужбине" - такое изречение Терентий озвучил в последнем разговоре. Если работы начать не смогут, то последний отблеск света в конце затянувшегося тоннеля  погаснет. Мурачевы не смогут оплатить аренду и вновь останутся без земли и какой-либо перспективы....Если в ближайшее время какая-то помощь не придёт, Мурачевы дойдут до полного разорения и нищеты. От переживаний они теряют здоровье, и духовные силы уже на исходе.  Та земля, которую сейчас арендовали - последняя их надежда. Если средства найдутся - Мурачевы смогут начать работать и, с Божией помощью, через год-два их безземельные мытарства закончатся. А земля-то очень хорошая, причём последние лет пять она лежала в запустении и никем не обрабатывалась.
Милостыни Мурачевы не просят, но, может быть, найдётся кто-то, кто  ссудит их деньгами в долг, или как-то поможет с получением кредита в банке? Или, быть может, какой-то благодетель-инвестор смог бы выкупить землю для тружеников-староверов? Вложенные деньги в любом случае бы не пропали. Мурачевы намерены трудиться не покладая рук и никогда не забудут оказанной помощи.

///От себя добавлю, что, конечно же, и на текущие расходы Мурачевы очень нуждаются в деньгах. Люди в очень трудном положении, и если кто-то пожелает сделать доброе дело, вот номер карты Терентия:

4276 5600 2929 9478 (Сбербанк)

Если необходимо что-то дополнительно выяснить - тел.номер автора 916 811 11 26 Дмитрий
Previous post Next post
Up