«Падение Икара»

Jul 10, 2012 15:29

Единственная композиция Брейгеля на античный сюжет. Известны две реплики, созданные между 1555 и 1558 гг. На одной из них изображены летящие Дедал и Икар (в собрании Ван Буурен, Брюссель), на другой - упавший в воду Икар (в Королевском музее изящных искусств в Брюсселе).






Специалисты спорят, какую из двух картин считать подлинной, либо обе они являются копиями, созданными учениками с оригинала мастера, либо написаны самим Брейгелем. Однако главное заключается в том, что в обеих композициях мифологический сюжет необычно оттеснен на дальний план, и зрителю неясно - где же искать Дедала и Икара, их фигуры еле заметны. Этот прием характерен для искусства Северного Возрождения и, в частности, для живописи Брейгеля, но в данном случае, вероятно, он имеет особый смысл. Может быть, художник хотел подчеркнуть, что вечным является природа, пейзаж, а все прочие события преходящи и незначительны. На картине изображен берег моря, в море - корабли, на дальнем плане виден город. На переднем плане картины - пашня, за плугом идет пахарь в костюме гуманиста эпохи Итальянского Возрождения. Позади него - задумчивый пастух, глядящий в небо. Мирно пасутся овцы. И только справа, в нижнем углу картины, из воды комично торчат ноги тонущего Икара. Дальний план написан нематериально, в сказочном сиянии зеленовато-голубых тонов. Дополнительный эффект создает опускающееся к горизонту солнце. Передний план, напротив, написан земляными красками. Традиционное для нидерландской живописи разделение пространства картины на цветовые зоны (первый план писали коричневыми красками, второй - зелеными, третий - голубыми) усилено Брейгелем настолько, что приобретает философский смысл противопоставления материального и небесного. Но тут же, как и свойственно большому художнику, Брейгель смягчает грозящее схематизмом решение перекличкой цветовых пятен; мышление формой и смешной фигуркой рыболова в правом нижнем углу картины, который невольно стал свидетелем неудачи античного героя. Отсюда - веселый вывод (отнюдь не снижающий ценности живописи): гармонию природы нельзя изменить или перехитрить, как это пытались делать древние греки. Крестьяне - пахарь, пастух и рыболов - мудрее, чем хитроумный Дедал и несносный в своей гордыне Икар. Такая мораль вполне согласуется с житейской смекалкой людей эпохи Возрождения на севере Европы. Существует версия, согласно которой Дедалом представлен на картине пахарь. Другая - трактует всю картину в качестве набора алхимических символов. Согласно еще одной трактовке, изображение мертвого тела под деревом на пути пахаря (неразличимое на репродукции) можно объяснить словами нидерландской поговорки: "Ни один плуг не остановится ради мертвого человека". Известна и другая пословица: "Он слишком высоко взлетел". Сходная идея противопоставления неразумной гордыни Икара и благоразумного землепашца прочитывается в другой картине Брейгеля "Разоритель гнезд". Как бы то ни было, все подобные объяснения соответствуют общей идее композиции, главное действующее лицо которой, без сомнения, - природа: космос, небо и солнце.



Hans Bol, "Landscape with the Fall of Icarus"





Брейгель

Previous post Next post
Up