«Страна лентяев»

Jun 25, 2012 19:44

«Страна лентяев» - картина Питера Брейгеля Старшего. Немецкое название картины - Шлараффенланд (нем. Schlaraffenland), буквально страна ленивых обезьян, от sluraff = лентяй, affen = обезьяны и land = земля. А по английски звучит как "land of Cockaigne". "Страна Кокни" - так ещё называется беднейшая часть Лондона, вероятно потому, что там живут трудолюбивые арабы.



Картина «Страна лентяев» является примером острой сатиры, направленной Брейгелем на нидерландское общество предреволюционных шестидесятых годов. В левом углу можно прочесть подпись художника и дату - 1567 год.



Как и многие другие работы Брейгеля, эта картина тоже имеет в своей основе пословицу - нидерл. Geen ding is er gekker dan lu en lekker (дословно: нет ничего более глупого, чем ленивый сластёна). «Страна лентяев» - сказочная страна, страна с молочными реками и кисельными берегами, широко распространена во многих сказках стран Европы. Стихотворное изложение сказки о вымышленной стране бездельников было дано Гансом Саксом и появилось в 1536 году в Нюрнберге. Возможно, именно оно послужило основой для прозаической интерпретации этой сказки, изданной в Антверпене в 1546 году и имеющей много общего с сюжетной канвой картины Питера Брейгеля. Главные персонажи её - представители сословий, рыцарь, солдат, крестьянин и школяр. Дидактический морализирующий смысл произведения совершенно отчётлив и ясен - остро насмешливое осуждение человеческой праздности и лени. Но вряд ли картина создана как иллюстрация к сказке, её замысел кажется гораздо шире, имеет определённую нацеленность, острое жало, разящее бездейственность и инертность общества, предающегося пустым мечтам о благоденствии.

Чтобы попасть в страну лентяев, нужно было проесть проход в горе из каши, изображенной на картине в правом верхнем углу. Попавший в неё сразу замечает жареного поросёнка, бегающего с ножом в спине, плетень из колбасы, покрытую пирогами крышу шалаша и бесчисленное множество других лакомств. На пороге шалаша лежит с открытым ртом человек, только что попавший в страну, ожидая, что ему в рот влетит жареный голубь.
В центре картины лежат распластавшись вокруг дерева, словно спицы колеса, три человека, достигшие предела своих желаний. По одежде и предметам им принадлежащим в них можно распознать крестьянина, солдата и учёного или, может быть, священнослужителя.
О сказочной сытости, которую Питер Брейгель изобразил в 1567 году на своей картине, в то время не могло быть и речи. Герцог Альба вошёл во главе испанских войск в Нидерланды. На картине изображена не более чем утопия благополучной жизни. Замечательная по своей простоте композиция в центре картины, символизирующяя колесо фортуны, только усиливает это впечатление. Одновременно чувствуется и некая ирония от происходящего, ведь обжорство и леность считались пороками во все времена.

Чуть позже, Pieter van der Heyden создал гравюру.



А вот немецкая открытка 1920-х.


Где этот благодатный край? Только слепой может показать вам путь. А в конце пути ищущий упирается в высокую стену рисовой каши. Тот, кто хочет войти, должен проесть себе вход. Кто хочет попробовать?

А вот и интересная репродукция некого Криса Голлона.


В целом, картина мне напоминает утро после пьянки в общаге моего универа (это если убрать яства, а если не убирать, то скорее общага МГИМО или какого-нибудь университета нефти и газа).

Брейгель, история живописи

Previous post Next post
Up