"Сад мирских наслаждений": Рай и центр

Jun 06, 2012 19:08

В раю у Босха пусто. Возможно, для контраста с перенаселенным адом или толчеей сада мирских наслаждений. Права Цветаева: "Рай - это где не говорят"?



Альбом: art gallary (репродукции)
Нидерланды|Иероним Босх|(1450-1516)|"Рай", левая створка триптиха "Сад мирских наслаждений"|1500|дерево,масло| 220х97 |Музей Прадо,Мадрид

На левой створке - земной Рай, сотворение Евы. В изображении кактуса за Адамом Ж.Комбе видит своеобразное древо жизни. Пальма со змеем - древо познания добра и зла. Повсюду течет странная жизнь: уроды пожирающие друг друга, ящерица с тремя головами в болоте, яйцо с трещинами, в котором гнездятся птицы - это алхимические символы. В центре изображен фонтан жизни - полукоралл, полуготическая постройка с полумесяцем (символом дьявола). По Френгеру, круглое основание - глаз, сова в зрачке - пункт для мистического сосредоточения. По Д.Баксу, фонтан - это сексуальный символ, а Ф.Комбе видел в нем олицетворение сексуальной жизни материи.

В этом его "Саду" нет ни подлинного греха, ни подлинного порока, - какой-то торопливый безрадостный свальный грех, просто чтобы быть как другие. Такое иногда можно видеть на фотках или любительских мувиках со студенческих "вечеринок", где ключевое чувство при всей внешней непристойности - ГЛУБОЧАЙШАЯ СКУКА.


Альбом: art gallary (репродукции)

Нидерланды|Иероним Босх|(1450-1516)|"Сад мирских наслаждений",триптих|1500|дерево,масло| 220х97 |Музей Прадо,Мадрид

По поводу центральной створки толкования особенно противоречивы. Обычно эту сцену трактуют как изображение человечества, погрязшего в грехе. Красоту и изящество фигур объясняют тем, что Босх изобразил дьявольское, греховное наваждение, призванное сбить с толку человека.

Альбом: art gallary (репродукции)
   Френгер напротив, увидел в центральной картине Тысячелетнее царство, невинное Ars amandi*, проповедовавшееся «Братьями свободного духа». По его мнению справа внизу изображен Якоб де Альменгин - гроссмейстер этой секты, а рядом с ним - «вторая Ева» с яблоком в руке. Фигуры людей, животные, растения, минералы в центральной части триптиха тоже имеют свой скрытый смысл. Мы постараемся вычленить те изобразительные элементы и группы, которые мы можем достаточно убедительно расшифровать .


Альбом: art gallary (репродукции)
Альбом: art gallary (репродукции)
Вверху в центре - синий металлический шар, стоящий посреди какого-то водоема. Вокруг этого водоема по четырем углам изображены очень странные образования: что-то вроде двухэтажного дольмена из огромных каменных глыб, еще один шар, ощерившийся трубами, очень напоминающий современную глубоководную мину, а в глубине - чудовищных размеров сочные бутоны, сидящие прямо на земле и населенные массой человеческих фигур. Здесь все населено: в проходах, в отверстиях гнездятся десятки фигур, преимущественно это любовные пары, обнимающиеся, целующиеся, предающиеся утехам, выходящие, направляющиеся к этим, своего рода домам свиданий. В глубине все кишит крошечными, очень юркими, подвижными фигурками. Это не собственно демоны, а те, кто изначально привержен блуду, те, кто связан с этим грехом. 
Шар в центре водоема очень часто идентифицируют с символом адюльтера, то есть с символом супружеской неверности. На шаре - нечто подобное тому, что изображено в Эдеме из «Воза сена», - каменная вертикаль, розоватые бутоны и семенные коробочки, которые прорастают острыми, пружинистыми усиками. Снова повторяется мотив полумесяца, и это уже не случайность, - Босх подчеркивает связь греха и ереси. На узкой полосе, опоясывающей шар, танцуют человеческие фигурки, ходят на руках. Любовники виднеются в полузатопленном отверстии внизу. Все пространство буквально кишит крошечными человечками, которые из-за такого преизобилия кажутся какими-то мелкими животными, не столько людьми, сколько просто живыми существами, маленькими самцами и самками. 
В воде источника адюльтера плавают, бултыхаются демонические существа: тритоны, которые на бегу превращаются в скалы, русалки, водяная свинья. Босх изображает и негров, и негритянок, которые тогда были не только экзотикой, но и несли опасность из-за своего демонического цвета кожи, - в них видели дьявольских слуг. Несколькими мазками краски, почти как в миниатюрной живописи, мастер создает бесконечную череду человеческих фигурок. 
Вокруг пруда изображены четыре холма-башни, в которых живут влюбленные. Башни сочетают растительные и минеральные формы. Конусы, цилиндры, полумесяцы, рога - это женские и мужские символы (по В.Френгеру и Д.Баксу) или алхимические символы (по Ж.Комбе). Прозрачные трубы в разных частях картины - женское начало или символ ртути ( женского элемента в алхимии). Плоды, рыбы, птицы тоже могут иметь алхимический смысл. По Ш. де Тольнаю вишни, земляника, малина, виноград - это символы страстей и плодородия. По крайней мере, так они объяснены в средневековых и античных сонниках. Рыбы - символы сладострастия и тоски. Человек, несущий раковину с влюбленными - обманутый муж, юноша в коралловой башне и мужчина, несущий рыбу - символ содомии, пара в похожем на фрукт шаре - символ разврата.
Альбом: art gallary (репродукции)
Ниже изображен еще один круглый водоем - источник молодости, и мчащаяся вокруг него нескончаемым кругом вереница людей на разнообразнейших животных. Ж.Комбе видит в источнике алхимический мотив элексира жизни. Здесь надо сделать маленькое отступление. Источник вечной молодости (не будем путать его с источником вечной жизни), - мотив и образ, который встречается еще у античных авторов. Во всяком случае, в эллинистическую эпоху. Нередок он и в Средние века. В XII столетии в Западной Европе и Византии получили широкое хождение так называемые «Письма пресвитера Иоанна» (пресвитер - это священник, от латинского корня). Письма, якобы направленные византийскому императору (подлог, конечно, подделка), императору Священной Римской Империи и папе Римскому. Писал их царь-священник из Индии, по имени Иоанн, якобы христианский государь огромной страны в Индии. И в этих письмах он описывал все чудеса своих необозримых владений. Об Индии тогда даже среди арабов ходили чудесные легенды. Вспомним, чего только Синдбад-мореход насмотрелся в Индии. И вот, среди всевозможных вещей - одноглазых людей, людей с такими ушами, что они закрывают все тело с головы до ног, на одно ухо они ложатся, а другим прикрываются и так засыпают, - среди всего этого шла речь и об Источнике вечной молодости, который будто бы тоже находится в Индии. 
В Средние века, не одна экспедиция отправлялась в Индию (что они понимали тогда под Индией, совершенно непонятно) на поиски этого чуда из чудес. И очень немногие оттуда возвращались. Эта легенда приобрела общеевропейскую известность. На Руси эту чудесную страну называли Беловодье, и еще в позапрошлом веке русские старообрядцы, раскольники в лаптях, топали куда-то в область Тибета в поисках источника вечной молодости. Но со временем гуманизации общества, в середине и во второй половине XV в., этот мотив стал приобретать несколько иную, более сатирическую, более скептическую окраску. Уходила наивная вера в чудеса, и появлялись иногда весьма острые и злые повествования, новеллы и рассказы о тщеславных и нелепых людях, которым якобы удалось достичь этого Источника. В инвентивах против женщин этот мотив тоже использовался довольно часто. В XV в. не раз рассказывалось о старухах, которые наконец добрались до источника вечной молодости, разделись, нырнули туда, сбросили с себя полвека, но все равно не хотели выходить из воды. И их, уже младенцами, вылавливали оттуда, а некоторые и вовсе растворились в нем.
Альбом: art gallary (репродукции)
У Босха этот источник вечной молодости населен обнаженными женскими фигурами, среди которых встречаются и белокожие, и негритянки. Их суетность, их тщеславие художник подчеркивает изображениями символических птиц - павлина (символа гордыни), пеликанов, аистов, сорок (символов трескотливой женской болтовни), вороны (символа неверия). Эти птицы летают над женщинами или сидят у них на головах. Чуть позже, через каких-нибудь два десятилетия, свой вариант источника вечной молодости создаст Лукас Кранах и мы сможем сравнить эти живописные рассказы. 
А вокруг источника мчатся всадники на животных, символизирующих похоть и гнев, - на львах, кабанах, быках, единорогах, лошадях. Босх подчеркивает, что люди не могут слезть с этих животных, - один заламывает руки, в отчаянии откидываясь назад. Грехи несут их по бесконечному кругу. Тот, кто вступил однажды в этот страшный и губительный хоровод, никогда уже из него не вырвется.
Альбом: art gallary (репродукции)
Альбом: art gallary (репродукции)
Альбом: art gallary (репродукции)
Альбом: art gallary (репродукции)
Сбоку, в нижней части этого круга изображены и какие-то фантастические существа. А вся нижняя часть заполнена изображениями преимущественно любовных пар. То ли неприкрыто предающихся любви, то ли пытающихся укрыться. Здесь у Босха не раз встречается мотив пустого, выгнившего плода с отверстиями, который становится обитаемым, - туда забрались парочки, и сквозь отверстия виднеются человеческие фигуры. Встречаются также изображения прозрачных шаров, в которых тоже, непонятно как, находятся люди. По всей видимости, это символ прозрачности греха, - Босх находит визуальный эквивалент традиционной моральной аксиоме, гласящей, что всевидящее Око Господне видит все, от него не скроешься ни за стенами, ни за какими-то другими преградами. Грешники могут быть уверены, что ни для кого грех их невидим, но для Господа нет никаких преград. 
Предполагают и, вероятно, в этом есть смысл, что обилие голубого и красного в этих сценах связано с алхимией. Голубой и красный - очень значимые цвета в алхимической символике. Голубой - цвет Венеры, цвет женского начала. Красный - цвет Марса, цвет мужского начала. Есть и другие вариации. Алхимики зашифровывали свои тексты в зависимости от принадлежности к той или иной школе, той или иной традиции, но как бы то ни было, голубой - это, обыкновенно, женское начало, а красный - мужское. И в алхимических превращениях они играют очень важную роль.
Альбом: art gallary (репродукции)

В. Клеваев. «Лекции по истории искусства.Северное Возрождение. Иероним Босх».
[источник]

Босх, история живописи

Previous post Next post
Up