Торможение НТП - 2

May 22, 2012 21:32

На форуме товарищ задаёт весьма популярный вопрос и прекрасно иллюстрирует ситуацию в одной отрасли:
Возьмем ту же реактивную авиацию. Появившись в 50-х гг. ХХ в. реактивные авиалайнеры за считанные годы стали частью мирового научно-технического прогресса, покорили мир и сделали обыденными авиаперелёты. Первые реактивные самолеты разрабатывались всего 2-3 года и после этого срока сразу же выходили на линии.
К проектированию Ту-104 приступили в 1953 году, а уже в июне 1955-го года самолет поднялся в воздух. В сентябре 1956 года он уже стал возить пассажиров. Время реализации проекта 3 года.
Прототип В-707-го - символа 60-х полетел летом 1954-го года, а уже в 1955-ом году Боинг принялся конструировать сам 707-ой. Самолет полетел в декабре 1957-го и осенью 1958-го стал возить пассажиров. Срок реализации проекта чуть более 3-х лет.


В-747 - символ мировой гражданской авиации начал проектироваться летом 1966 года, а уже в феврале 1969 года (всего через 2 года и 7 месяцев) поднялся в воздух. Уже в январе 1970 года он возил первых пассажиров. Срок реализации проекта всего 3 года и 6 месяцев.
К проектированию революционных машин для своего времени - Конкорда и Ту-144 конструкторские бюро приступили в начале 1960-х (если не ошибаюсь то Ту-144 только в 1962-ом). Ту-144 поднялся в воздух 31 декабря 1968-го года, Конкорд 2 марта 1969-го. Всего через 5-6 лет после начала проектирования. К середине 70-х спустя 10-12 лет после начала проектирования эти две революционные машины готовы были работать на линиях.
Сравните тот прогресс с нынешней эпохой. Программа А-380 стартовала в декабре 2000-го года но только в апреле 2005-го через 4 года и 4 месяца самолет поднялся в воздух. Однако сертификат типа был получен только осенью 2007-го года почти через 7 лет после старта программы.
Сухой организовал специальное подразделение - ГСС, для создания регионального лайнера весной 2000-го года. С этого момента началась работа по программе RRJ/SSJ. Однако только через 3-4 года удалось преступить к детальному проектированию. Сейчас 2010 год а самолет только-только готовится получить сертификат типа. Срок реализации проекта маленького регионального почти 10 лет!
Программа В-787 стартовала весной 2004-го года но только в декабре 2009-го 787 впервые поднялся в воздух (через 5 лет и 8 месяцев!) и только в начале 2011-го года (в лучшем случае!) японцы получат свой первый самолет! Срок реализации проекта 7 лет.
То же самое происходит со всеми другими авиастроительными проектами - E-Jets, C-Series, ARJ-21, А-350 и др. Но самое ужасное, что данная тенденция прослеживается не только в авиации, но и во всех других отраслях. Но что еще более ужасное, что нет технического развития/эволюции проектов в своих областях. Поясню, то есть нет совершенствования и перехода на новый технический уровень тех или иных изделий в своей области. Вот мы получили в 50-х гг. реактивный двигатель и создали реактивную гражданскую авиацию (летаем на ней, очень хорошо) но дальнейшего прогресса нет. Мы как летали на дозвуковых скоростях 50-х гг. ХХ в. так и продолжаем летать в веке нынешнем. И данная проблема не только в авиации - данная проблема повсеместно, везде.

А ему отвечают:

Я очень четко вижу 2 момента:
1) Упал (ниже плинтуса) престиж профессий, которые создают что-то реальное. Лучшие, совершенно естественно, хотят жить хорошо, поэтому идут не в инженеры, а в финансисты. Стало существенно выгоднее обслуживать транзакции, а не производить.
2) В проектировании в массовом масштабе появилась вычислительная техника. В теории это должно было в разы увеличить производительность конструкторов и технологов, на практике привело к:
a) перераспределению сил и средств с собственно проектирования на обслуживание процесса проектирования (покупка и обслуживание выч.техники, разработку АРМ, зарплату программистам и сисадминам, и т.п. Туда же перешла и масса не самых дурных кадров, понимающих, где больше платят. Была создана громадная новая отрасль, чертовски прибыльная, и деньги в нее пошли откуда? Правильно, в значительной степени из реального производства и проектирования.)
б) искуственноиу усложнению конструкторских работ за счет "бантиков". Теперь надо не только чертеж, но и объемную трехмерную модель, кроме необходимых расчетов стало нужно делать еще и просто полезные, и вообще ненужные - ну есть же комп, пускай считает.
в) увеличению сроков ОКР. По причинам. которые приведены в п.а) и б)
г) размыванию отвественности. Теперь не конструктор облажался, а САПР сбойнула.

А вообще-то, замедление темпов НТП - очень сильный индикатор неблагополучия. И, есть такая точка зрения, что еще и индикатор приближения к концу фазы развития цивилизиции.

Могу добавить и свои пять копеек. Например, в такой области как искусственный интеллект также весьма плохи дела, поскольку все теоретические основы были заложены ещё в золотых 60-х годах прошлого века; и ведь с тех пор ничего нового так и не придумали. Сначала решили, что бурный рост вычислительных мощностей позволит получить качественно новые результаты (например, моделирование нейронной сети с миллиардами искусственных нейронов), однако этого не произошло - "без теории нам смерть".

Вообще же, замедление НТП можно объяснить довольно просто и не особо вдаваясь в конспирологию. Во-первых, можно сослаться на Томаса Куна, с его теорией научных революцией и сменой парадигм. Взрывной рост технологий в 60-е объясняется весьма серьёзным багажом теоретической науки, который накопился с начала ХХ века. Багаж вышел, выжали всё что смогли и всё, дальше лишь экстенсивный рост, который мы и наблюдаем.
Во-вторых, после Второй Мировой весь мир изрядно напрягся и мировые экономики работали в мобилизационном режиме, поскольку ведь Холодная Война на дворе, космическая и ядрёная гонки и всё такое. Ну а в 70-е стало быть расслабились, "теперь можно и для себя пожить".
Однако такое объяснение рассчитано на "дурачков", т.е. "официальная версия", для публики. Для умных людей же есть иное объяснение. Но вы сами подумайте. Я не тороплю.

конспирология, наука

Previous post Next post
Up