Из
девятого заседания РИКа. О глобализации, образовании и западной цензуре. В общем, "самое вкусное".
Б. Ф. СЛАВИН:
Что происходит в мире? Здесь сидит один из авторов любопытной книги, которая, к сожалению, не получила резонанса у нас в общественном мнении. Называется она «Глобальный человейник». Там был сделан прогноз о будущем нашего общества. Этот прогноз, мне кажется, полностью подтверждается сегодняшними социальными процессами. В будущем обществе будет моноцентрическая система во главе с самой крупной страной, обладающей мощью - технологической, военной, интеллектуальной. И будет периферия, которая будет работать на эту центральную державу. Параллельно, примерно в это же время, Бжезинский написал свою великую «Шахматную доску», книгу, которая более или менее известна у нас в отличие от «Глобального человейника». Надо вам сказать, что Бжезинский пришел с противоположных позиций примерно к такому же выводу. Суть его размышлений достаточно проста. В истории человечества было много империй, они рухнули. Теперь осталась одна империя - это США. И эта империя по всем законам империалистического мира должна господствовать в мире.
Какие аргументы приводит Бжезинский? Это очень любопытно: мне кажется, что Буш и его команда полностью реализуют эти аргументы. США должны господствовать в мире, потому что это самая крупная технологическая держава, которая на несколько поколений обогнала все остальные. Это самая мощная экономическая держава. Это самая мощная интеллектуальная держава, потому что интеллекты всего мира концентрируются в США. И, наконец, как это ни парадоксально, он считает, что это и самая крупная культурная держава. Здесь он, правда, оговаривается: многие критикуют США за масскультуру, но, тем не менее, молодежь (о которой сегодня много говорилось, что она уникальна и прекрасна) прекрасно воспринимает эту масскультуру и предпочитает ее всем остальным видам культур. Значит, и здесь США впереди планеты всей. Поэтому они должны господствовать.
Такова была теория. Две теории. Парадоксально, что их не сравнивают, не ставят на одну доску. Это теория «глобального человейника», которую развивает А. А. Зиновьев (позиция Зиновьева - позиция критики такого будущего), и апологетическая позиция Бжезинского, который говорит о доминанте США. Может быть, эти книги остались бы просто книгами, если бы не началась эта война с Ираком, которая фактически реализует все те же вещи. Война идет под лозунгом демократии и защиты свободы и демократических реформ против якобы носителя зла в лице Хусейна, которого США создавали многие десятилетия. Но, тем не менее, эта идеология сегодня правит миром.
А. А. ЗИНОВЬЕВ:
Борис Федорович, книга «Глобальный человейник» была фактически запрещена на Западе. У меня было более 10 договоров на издание этой книги во всех западноевропейских странах, по всем получил аванс и прожил его. Но там существует цензура, не такого вида как в Советском Союзе, но существует - закрытые рецензии. Эти рецензии писали люди, известные писатели, с которыми я дружил, которые в восторге были от книги. Но все в один голос, включая даже Дюрренматта, который был мне близким другом, написали: «Это клевета на западное общество». Прямо в этой терминологии, все очень просто. Также запрещена была книга «Запад». Тут же после этого наступил бойкот, прямо как будто был дан сигнал по всему Западу. В этой книге, кстати, была предсказана сегодняшняя война в Ираке. Только там Ирак назван наоборот: Кари, вместо «Хусейн» - «Нйесух». Тип войны описан. Я этим не горжусь, потому что считаю, что такое прогнозирование - дело довольно банальное. Я вообще считаю, что предсказывать будущее гораздо легче, чем высказывать правильные суждения о прошлом. Прошлое сфальсифицировано настолько прочно, что его почти невозможно открыть.
<..>
Я тоже выступал в 20 лучших университетах США много раз. Должен сказать, что на мои лекции ходили студенты старших курсов, молодые аспиранты, преподаватели. Не было ни одного американца. Я имею в виду не коренного американца, а белых. Были корейцы, китайцы, японцы, индусы, меньше было людей из Западной Европы.
Я проводил исследования в Институте социологии в Чикаго, тогда еще был жив Алан Блюм. Я только идеи подавал, а исследования делали они сами. Итог такой: если на один год Америка замкнется, прекратится приток интеллекта со стороны - там наступит полная катастрофа.
В дополнение к тому, что вы говорили об образовании. Когда я работал в США, вышла книга ректора Гарвардского университета «Выживет ли Америка?» по американской системе образования. Там прямо говорилось, что если не будет изменена система образования, и если она не будет реформирована по советским образцам, то Америка погибнет. Алан Блюм тогда выпустил книгу об американском образовании с такими же выводами.
Ю. И. ЖУРАВЛЕВ
Я поделюсь личными впечатлениями. Мне пришлось довольно долго работать в разных американских университетах, иметь многочисленные контакты, бывать на разных крупных съездах, конференциях и т. д. Мне хотелось бы по этому поводу заметить: если эти соображения вам покажутся тривиальными, то сделайте снисхождение к технарю-математику.
Первый раз оказался в Америке очень давно, в 1965 году. Я был еще совсем молодым человеком, и так сложились обстоятельства, что я попал в один из лучших американских вузов - Массачусетский технологический университет. Знаменитый вуз, который дает процентов 40 современной американской полунаучной, полуполитической элиты (у них все это близко). Что поражало сразу - тот уровень (называйте это эгоизмом или эгоцентризмом, можно считать по-разному), который жители нашей страны даже себе не могут вообразить. Это нечто несравнимое ни с чем.
Я могу вам сказать, что я туда приехал, когда уже был доктором наук, Лауреатом Ленинской премии и т. д. Для начала меня экзаменовали на предмет взятия простеньких интегралов, которые мы даем студентам на первом курсе. Если человек эти интегральчики не берет, то дальше он уже не учится - его просто выгоняют. Где-то недели две меня таким образом экзаменовали. Они знали все мои регалии и т. д. Но потом я перехватил инициативу, предложил им порешать задачки. На этом все кончилось.
Тем не менее - это уровень. И так буквально во всем. Все, что у нас, - это идеально! Как же идеально, когда у вас по улицам ходить нельзя? Это очень хорошо, это конкуренция и т. д. Все, что у них есть, - то блестяще, все, что не у них, - плохо по определению. Это никак не оспаривается. Это вбивается в головы. Мне приходилось бывать, потом жить в университетских кампусах, я видел, как происходит «промывка мозгов». Должен вам сказать, что весь наш политпрос со всеми его агитпропами - это, конечно, бледная тень. Там блестяще продуманная система «промывания мозгов». Уж действительно: шаг влево, шаг вправо - вас не расстреляют, но вас лишат всего, и вы просто станете нищим.
А. И. ФУРСОВ
Тестовая система отучает ставить проблемы. Она учит не просто отвечать на вопрос, но выбирать из того, что тебе уже дали. Как мне объясняли мои коллеги-социологи в Америке, когда я там работал, эта система была активно введена после событий 1968-1969 годов. Тогда же начали изгонять теорию из общих курсов, чтобы не было цельной картины мира.