Удивительно другое - какое-то фантастическое, непристойное даже для либерала отсутствие логики и здравого смысла. Например, когда оппонент говорил ему, что русские продемонстрировали своё мужество и героизм в Великой Отечественной, Кригер взвивался и начинал говорить, что не надо смотреть на прошлое, а токмо на настоящее, «это деды наши были молодцы, а мы подлецы». И тут же ставил русским в пример величие датчан, которые мужественно сопротивлялись фашизму, прогуливаясь по улицам Копенгагена с жёлтыми звёздами на рукавах в знак солидарности с евреями. На скромное напоминание, что это, во-первых, легенда, а, во-вторых, ровно в то же самое время русские не прогуливались по улицам Москвы со звёздочками в петлицах в знак солидарности, а всерьёз воевали, Кригер ответствовал, что русские, во-первых, воевали плохо (в особенности - плохо защищали евреев), а во-вторых, Дания маленькая и хорошенькая девочка, и ей воевать не пристало, а Россия большая дурында, ей и отдуваться.
Крылов о давних дебатах в центре Сахарова Сия история действительно оказалась не более чем красивой легендой. Цитирую
пост Мирославы.
Девятого апреля исполнилось 70 лет со дня гитлеровской оккупации Дании. В истории Второй мировой войны в этой стране немало поучительных страниц, особенно с учетом распространившейся у нас в последние годы «новой» трактовки исторических событий.
Однако эти страницы остаются практически неизвестными в обществе, за исключением истории о том, что когда оккупанты издали приказ, предписывающий датским евреям носить желтую шестиконечную звезду, сам король первым прикрепил ее к одежде и вышел со звездой на улицу, а за ним и весь народ надел желтую звезду - и так евреи Дании были спасены от газовых камер, ибо гитлеровцы не могли уничтожить все население этой страны.
Эта история очень популярна в интеллигентских кругах. О ней сложены стихи, написана повесть Бориса Хазанова «Час короля», она отражена и в фильме Эльдара Рязанова «Андерсен. Жизнь без любви». Однако все стихотворные и прозаические слезы и сопли о короле с желтой звездой имеют столько же общего с реальностью, сколько сказки Андерсена с фантазиями маркиза де Сада.
Дело не в том, что реальный Кристиан X (у Хазанова - Седрик X) не дополнял звездой Давида королевский гардероб, а в том, что он вошел в историю Второй мировой, да и в историю вообще, уникальным восхвалением захвата собственного государства. «Генерал, могу я как старый солдат сказать вам кое-что?.. Вы, немцы, опять совершили невероятное. Следует признать, это было проделано великолепно!» Это король сказал генерал-майору вермахта Курту Химеру, решив капитулировать через два часа после немецкого вторжения и гибели полутора десятков датских солдат (копенгагенская крепость, где располагался датский генштаб, была взята немецкими десантниками вообще без единого выстрела, всего за полчаса).
<..>
Берлин желал, чтобы Копенгаген ввел антисемитское законодательство, но не слишком настаивал, и датские власти отказывались. Более того, эти власти приговорили к крупным штрафам местных нацистов, которые пытались поджигать синагоги.
Об этих фактах хорошо известно. Менее известно другое. Данией еще до августа 1943-го были выданы Германии 22 еврейских беженца, в том числе трое детей. Почти все они погибли.
<..>
Кристиан X за время оккупации более не высказывал таких слов восторга в адрес немцев, как фразы, процитированные в начале статьи. И антисемитом он не был. Вскоре после попытки поджога синагоги в конце 1941 г. он направил новогоднее поздравление ее раввину. Это, безусловно, достойный жест, но вряд ли подпадающий под понятие «гражданское мужество». Поздравления такого рода были абсолютно безопасны не только для короля, но и для рядовых датчан.
Но поздравление монарха раввину и породило легенду. В январе 1942 г. лондонская «Дейли телеграф» сообщила, что датский король может отречься от престола, если пособники Гитлера проведут антисемитское законодательство. Тогда же одна гетеборгская газета якобы опубликовала рисунок, на котором король на вопрос «Что делать, если евреев обяжут надевать желтую звезду?» отвечает: «Я тогда сам ее надену». Экземпляра газеты с подобным рисунком найти не удалось, несмотря на целенаправленные поиски. Однако в сентябре 1942-го базирующееся в Лондоне Еврейское телеграфное агентство сообщило о таких словах короля как об информации, полученной из достоверных датских источников.
В действительности же антисемитское законодательство так и не было введено. Более того, неизвестно, принимали бы оккупанты какие-либо меры против датских евреев, если бы правительство продолжало политику сотрудничества, или нет. Депортация была запланирована на 1-2 октября, когда отмечался Новый год по еврейскому календарю. Но за три дня до этого немецкий дипломат Георг Фердинанд Дуквиц сообщил лидеру датских социал-демократов Хансу Хедтофту о таких планах, а заодно и о том, что Швеция не будет возвращать датских евреев, если они там окажутся. Хедтофт тут же проинформировал Сопротивление и лидеров еврейской общины. В результате к моменту планируемой депортации более 7,5 тыс. евреев из 8 тыс. успели укрыться. В течение двух месяцев они были переправлены в Швецию на рыбачьих лодках и моторках.
Их спасение - бесспорно, замечательный акт датского Сопротивления. Но все же переправлять евреев через узкие проливы датчанам было гораздо безопаснее, чем украинским и белорусским праведникам мира прятать их у себя дома. Для датчан главной угрозой была лишь непогода: немцы и не пытались блокировать побережье, чтобы предотвратить эвакуацию. Что же касается датских евреев, которым не так повезло, то они попали не в лагеря уничтожения, а в Терезин. И вдобавок меньше страдали от голода, чем другие тамошние узники, так как могли получать посылки датского Красного Креста. В результате выжили 399 депортированных из 450. Ибо к евреям из Западной Европы нацисты относились не так, как к евреям из Восточной, прежде всего из СССР. Но это - тема для отдельной статьи.
Неведомо, что говорил король о спасении евреев-соотечественников. Но вскоре после этого события многие американские газеты опубликовали полученную ими по каналам Еврейского агентства печати статью посла Хенрика де Кауфманна, где излагалась как достоверный факт известная нам легенда о короле и звезде. Только согласно этой статье он звезды не надевал, а лишь говорил, что «с гордостью будет носить ее».
Кауфманну, который продолжал чтить монарха, надо было представить его американцам в выгодном свете (тем более что «Вашингтон пост» годом ранее ославила короля как «знаменитого коллаборанта»). Активно распространяла миф и действующая в США ассоциация «Дания- Америка», консультантом которой был отец современного пиара Эдвард Бернейс. Неизвестно, какова его истинная роль в развитии легенды, но, думается, он должен быть ею доволен. Ибо это впечатляющий пример победы пиаровских технологий над истиной.
Что с того, что в 1980-м «Интернешнл геральд трибюн» опубликовала объявление с призывом прислать фото датского короля с желтой звездой, на которое никто не откликнулся? Более того, внучка монарха - нынешняя королева Дании Маргрете - легенду опровергла. Но эти факты не мешают истории о короле и звезде победно шествовать по миру, тиражируясь в новых фильмах и книгах.
При всей своей внешней эстетичности эта легенда отнюдь не безобидна. По сути это такая же фальсификация истории, как «воины УПА, освободившие Украину», которых уже воображают себе наши школьники. Ибо в блеске фальшивой звезды, за миражами несуществующих героев трудно увидеть реальность не слишком приглядных отношений фашизма и демократии в военной Дании. А самое главное, что этот блеск, ослепляя, не дает увидеть все величие истинного героя-победителя - советского солдата.