Феномен клаки

Apr 01, 2010 20:17

Феномен, базующийся на основе социального доказательства, суть которого в том, что люди, находящиеся на концерте или в кинотеатре, тем более расположены к апплодисментам, смеху и т. д., чем больше людей вокруг поступают аналогично.
Данный феномен используется в театрах с помощью специально нанятых людей - клакеров.

Клакёр (фр. claqueur, от фр. claque «хлопок ладонью») - профессия человека, нанимаемого для создания искусственного успеха либо провала артиста или целого спектакля. Профессия известна с 1820 года. Корпорация профессиональных клакёров называется клака. Клака также стремится «заразить» публику в оперных театрах, побуждая зрителей вслед за собой аплодировать и кричать «Браво!», либо «шикать».

Театральный очерк Власа Дорошевича «Шаляпин в „Мефистофеле“» описывает неудачную попытку сорвать выступления Ф. И. Шаляпина в «Ла Скала» в 1901 году с использованием клакёров:На следующий день в одной из больших политических газет Милана появилось письмо Ф. И. Шаляпина. «Ко мне в дом явился какой-то шеф клаки, - писал Шаляпин, - и предлагал купить аплодисменты. Я аплодисментов никогда не покупал, да это и не в наших нравах. Я привёз публике своё художественное создание и хочу её, только её свободного приговора: хорошо это или дурно. Мне говорят, что клака - это обычай страны. Этому обычаю я подчиняться не желаю. На мой взгляд, это какой-то разбой»

Социальное доказательство (от англ. Social proof), или информационное социальное влияние - психологическое явление, происходящее когда люди не могут определить предпочтительный способ поведения в сложных ситуациях. Предполагая, что окружающие лучше знакомы с ситуацией, они считают поведение других предпочтительным или более информированным.
Для того, чтобы точно определить социальный статус незнакомого человека требуется немало усилий. Учитывая ограниченность времени и желания, люди часто оценивают других по тому, как к ним относятся окружающие. Например, если оцениваемый мужчина находится в компании привлекательных женщин или ассоциируется с ними, то его значимость и привлекательность будут оценены выше. Подсознательное суждение в этом случае будет: «Он нравится всем этим девушкам, должно быть в нем есть что-то ценное». Если же он был отвергнут многими женщинами, то тогда его оценка будет негативной. Подсознательное суждение будет: «Только что его отвергли, наверно, для этого была веская причина».
Некоторые владельцы ночных клубов и баров эффективно используют социальное доказательство для увеличения посещаемости их заведений. Обычно это достигается умышленным снижением скорости пропуска людей вовнутрь. Таким образом, искусственно удлиняется очередь. Неинформированные посетители могут принять очередь за признак популярности заведения. Они будут ждать в очереди, думая: «Если все эти люди ждут, то, должно быть, клуб хороший», в то время как заведение на самом деле может быть посредственным и совсем не заполненным.
Несмотря на общее раздражение заранее записанными звуками смеха в телешоу или ситкоме, телестудии установили, что они могут увеличить воспринимаемую «веселость» шоу просто проигрывая звуки смеха в ключевые «смешные» моменты. Они установили, что даже хотя зрителей раздражает этот смех, они воспринимают шоу с ним как более смешные.

социальные теории

Previous post Next post
Up