Фраза сия всегда заставляла меня задуматься. Сегодня вот случайно подумал(а думаю я всегда случайно, ага), что в некоторой мере, её можно было бы связать с постпозитивизмом Поппера. Мол, теория(правило) верна, если она фальсифицируема, т.е. есть то самое исключение!
Однако же, как обычно, всё совсем не так, как мы думали.
Идея происходит от защиты Цицероном Люция Корнелия Бальба Старшего, которого обвиняли в незаконном получении римского гражданства. Обвинитель привёл примеры договоров Рима с некоторыми племенами, которые запрещали давать их членам гражданство и предложил сделать вывод, что гадитанцам гражданства тоже давать нельзя. На что Цицерон ответил:
Etenim quaedam foedera exstant, ut Cenomanorum, Insubrium, Helvetiorum, Iapydum, non nullorum item ex Gallia barbarorum, quorum in foederibus exceptum est ne quis eorum a nobis civis recipiatur. Quod si exceptio facit ne liceat, ubi non sit exceptum, ibi necesse est licere. Vbi est igitur in foedere Gaditano, ne quem populus Romanus Gaditanum recipiat civitate? Nusquam.
Поскольку кое-какие соглашения имеются, как с {теми и теми}, а также с {другими}, которых согласно исключения в этих соглашениях мы в граждане не принимаем. Поскольку такое исключение делает это [принятие в гражданство] незаконным, где [в соглашении] такого исключения нет, там это обязательно законно. Где [написано] в соглашении с гадитанами, чтобы не принимать гадитан в римские граждане? Нигде.
Cic. pro Balbo XIV, 32.
via
fregimus Так Цицерон это дело и выиграл.
В средние века юристы обобщили этот принцип до «exceptio probat regulam in casibus non exceptis» («исключение подтверждает правило в неисключённых случаях»). Ну а потом уже последняя часть отпала и получилось «исключение подтверждает правило».