Подумываю тут стать корееведом ;-)
Тема довольно интересная, надо сказать, так что буду двигаться в этом направлении. Как пойму, что появилось некоторое представление напишу большу статью, наверное.
Для начала несколько довольно интересных статей.
Общая характеристика современного уровня жизни в КНДР
http://makkawity.livejournal.com/129127.html Вопрос о том, насколько сейчас Северная Корея живет за счет гуманитарной помощи и насколько Пхеньян пытается обеспечить существование страны не только за счет этих внешних поставок, остается открытым.
Однако с 1999 г. северокорейская экономика начала показывать признаки роста, и М. Брин отмечает, что ее структура во многом напоминает РК 1960-х гг. - период начала индустриализации при Пак Чжон Хи . По данным Банка Южной Кореи, в 2003 г. северокорейский ВВП вырос на 1,8 %. Таким образом, экономика КНДР растет пятый год подряд, хотя этот медленный рост, безусловно, не сможет компенсировать потери предыдущих лет .
Медленный рост хорошо виден по положению дел с электроснабжением. Круглосуточное электрическое освещение наблюдалось только в праздники - по мнению респондентов, за счет того, что стояли заводы. Но по свидетельству ряда российских ученых и дипломатов, посещавших Пхеньян в конце 2003 - начале 2004 гг., в отличие от ситуации трех - пятилетней давности, свет в городе в целом есть, причем восстановлено и уличное освещение. В. Ткаченко даже упоминал ситуацию, когда ночью под его фонарем можно видеть человека, читающего книгу - в самих домах электричество уже отключено на ночь, а на улицах свет есть.
Такое восстановление энергосети относят за счет британской компании АВВ, которые при поддержке местных властей создали новую систему ЛЭП и координации энергосетей (старая система передачи электроэнергии теряла в процессе трансмиссии электричества до 60 %).
С водоснабжением тоже есть проблемы. Горячая вода есть не всегда и не везде, а В. Михеев рассказывает, что из-за этого в столовых высока вероятность отравлений, так как продукты и посуду не моют как следует. Однако, по совокупному мнению аудитории, ситуация с водой и светом примерно аналогична тому, что происходит во Владивостоке, и лучше, чем в Крыму .
Основной общественный транспорт - трамваи и троллейбусы, что заставляет предполагать, что с моторным топливом проблем больше, чем с электроэнергией. Об этом косвенно говорит и то, что в провинции достаточно часто можно увидеть грузовик, работающий от газогенератора, установленного в его кузове и работающего на дровах или угле. С другой стороны, среди немногочисленных легковых автомобилей достаточно много иномарок, особенно «Мерседесов».
Большинство автобусов - наши ЛИАЗы 1970-х годов, старательно поддерживаемые в рабочем состоянии и имеющие колоссальный пробег. Вообще, почти все, что было построено при помощи Советского Союза, находится в состоянии полной разрухи из-за отсутствия запчастей. Особенно это касается промышленного оборудования, и корейцы со смехом говорят, что если бы в свое время они вступили в СЭВ, ситуация была бы еще печальнее.
Ручной труд в сельском хозяйстве встречается достаточно часто, хотя техника есть. Могут пахать на волах, а в углу поля стоит трактор, для которого, скорее всего, нет топлива или запчастей.
Там же, где это возможно, власти прибегают к техническим инновациям. Б. Камингс ссылается на речь Ким Чен Ира в 2001 г., в которой тот призывал к технической модернизации, говорил о том, что на дворе не 60-е годы, и что не следует держаться стратегий и методик прошлого . Так, в пхеньянском метрополитене оплата проезда производится с помощью жетонов или специальных проездных карт со штрих-кодом (что, вероятно, является проявлением стремления к большей технической модернизации) . По приглашению МФ КНДР группа крупных английских инвесторов намеревается создавать в КНДР систему кредитных карточек и bank clearing.
В 2004 г. в программу экскурсий для интуристов вошло посещение двух недавно построенных заводов. На одном из местного хмеля и местной воды варят пиво, на другом осуществляют сборку автомобилей типа «Фиат», но под корейским названием. Данные о том, что с конвейера сходит всего 380 машин в год, выглядят странными (или завод работает не на полную мощность, или на нем производят что-то еще). Однако эти машины (судя по номерам, в основном, частные ) можно увидеть на улицах. Кстати, этот завод единственный имеет наружную рекламу - 4 щита на весь город, и ходят слухи, что к его строительству как-то причастен Мун Сон Мён. Другой объект для посещения - госкооператив по разведению различных сортов рыбы, вид которого очень напомнил посетившему его респонденту рассказы о том, как реорганизовывалось сельское хозяйство РК при Пак Чжон Хи в рамках «Движения за новую деревню».
Строительство в горных районах продолжается, и взрывы горных пород, которые осенью 2004 г. чуть не приняли за ядерные испытания, бывают там достаточно часто, являясь рутинной работой по расчистке площадей по строительство объектов и коммуникаций к ним.
Хотя фасады домов имеют весьма обшарпанный вид, респонденты отмечают и рост деятельности строительных компаний, которые начали делать ремонт и красить городские здания уже не только к праздникам. Идут разговоры и о перестройке 45- этажной гостиницы «Корё», где сейчас функционирует 80 % полезной площади, в том числе - и на самых верхних этажах. Проблема в том, что возникшую при ее строительстве трещину так и не ликвидировали, а большая часть «начинки» здания морально устарела. Власти ищут компанию, которая взялась бы за модернизацию комплекса в соответствии с современными стандартами, однако пока предлагаемые варианты слишком дороги. С другой стороны, разрушать столь знаковое сооружение тоже не хотят.
Заметен и некоторый рост индивидуального уровня жизни. Рестораны посещают не только иностранцы. Горожане, в особенности женщины, стали более красиво одеваться . Люди не выглядят угрюмыми и не одеты одинаково. Правда, мужчины носят одежду немарких цветов, как правило - серую, а женщины и дети - в основном, национальную одежду (думаю, последнее касается праздников).
На улицах Пхеньяна заметно выросло движение автомобильного транспорта, в том числе и личного. Например, в обеденное время к ресторану «Оннюгван» съезжается такое количество машин, что рядом с рестораном не хватает места для парковки . Об этом же косвенно говорит приведенная А. Мансуровым статистика увеличения количества травм - переломов, являющихся, по мнению представителей медицинских НГО, следствиями ДТП. Действительно, вероятность попасть под машину достаточно велика, так как из-за хороших дорог и малой густоты движения на них машины ездят на больших скоростях, а уличное освещение благодаря маломощным лампочкам все же достаточно тусклое.
Понятно, что процесс выхода из кризиса идет очень медленно и требует стабильной обстановки и благожелательного отношения внешнего мира. Хотя, по данным экспертов ЮНИСЕФ, число детей с дефицитом веса и недостаточным питанием сокращается, но практически все молодое поколение КНДР выросло в условиях того самого «весеннего голода», который был характерным для страны до 1945 г. В 2002 г. 40 % северокорейских детей хронически недоедали, а 10 % страдали дистрофией , и сегодня многие двадцатилетние имеют конституцию двенадцатилетних .
Ярые критики режима утверждают, что страна снова стоит на пороге голода, ссылаясь на спецпослание Генсека ООН в начале 2003 г. и объясняя ситуацию тем, что после ядерного кризиса 2002 г. гуманитарная помощь резко сократилась, а свои собственные доходы КНДР тратит не на народ, а на оборону, в то время как половина детей в возрасте до пяти лет и треть кормящих матерей недоедают (данные, правда, без ссылки на источники) . Такая трактовка - это передергивание, потому что в настоящее время экономика относительно стабилизирована, однако стратегических резервов нет, и ситуацию легко раскачать извне, снова поставив страну на грань голода.
Боюсь повториться, но сравнивая положение Севера и Юга после событий 1997 г., я постоянно задаюсь вопросом: «Что было бы, если бы Южная Корея не получила тот колоссальный заем от МВФ, выложившего его для обеспечения экономической стабильности страны?». Представляется, что если бы этого не случилось, Южная Корея могла бы скатиться до положения, близкого к Северной.
Промежуточные выводы
Процесс развития северокорейской экономики можно условно разделить на пять этапов.
1. До 1960-х гг. Политическая и социальная консолидация, мобилизация масс и коллективизация.
2. 1970-е гг. Движение Трех Революций (идеологической, культурной и технологической), политика изоляции и опоры на собственные силы, упор на тяжелую и оборонную промышленность.
3. 1980-е гг. Установление правил для иностранных инвестиций и совместных предприятий (Закон о совместных предприятиях 1984 г.). Начало экономического и технологического обмена с другими странами, упор на развитие науки и техники и осторожные шаги в сторону политики открытых дверей.
4. 1990-е гг. Срочная необходимость экономического развития. Развитие специальных экономических зон и торговли, сельскохозяйственная реформа и промышленная реструктуризация. Упор на легкую промышленность.
5. Современное положение. Более активные подвижки в сторону введения/признания многоукладной экономики, связанные с «госмероприятиями» 2002г.
После реформ 2002 г. в экономике КНДР начали проявляться значительные реформистские тенденции, которые, однако, скорее следует воспринимать как комплекс вынужденных мер и легитимизацию уже существующего де-факто положения. В результате, несмотря на то, что общее положение остается достаточно трудным, страна начинает демонстрировать положительную динамику и выбираться из последствий кризиса 1995-1997 гг., сравнимого по нанесенному ущербу с финансовым кризисом 1997 г. на Юге.
Многие элементы существующей сейчас в КНДР экономической ситуации напоминают Советский Союз 1987-1989 гг. как по медленным и осторожным попыткам преобразования, так и по тем начинающимся социально-психологическим проблемам, которые эти преобразования сопровождают. Понятно, что влияние этих проблем на северокорейское общество пока снижено из-за отсутствия гласности, однако неизбежное в данной ситуации расширение контактов с внешним миром, и в первую и главную очередь - с РК, может отчасти выполнить ту роль, которую в Советском Союзе сыграла открытость СМИ.
Как и первые гражданские президенты РК, Ким Чен Ир пытается осуществлять некоторую либерализацию режима, но либерализация эта проходит не под названием реформ, а в форме «государственных мероприятий», осуществляется традиционными для режима методами и сопровождается комплексом мер по усилению контроля над населением в идеологической сфере. Его деятельность как антикризисного менеджера заслуживает определенного уважения. И я не уверен, что будь на его месте кто-либо из его зарубежных «советчиков», страна сохранила бы свой суверенитет и даже тот уровень жизни, который есть сейчас.
Есть ли у режима шанс стабилизировать ситуацию еще больше? При благоприятной внешнеполитической обстановке - да. Несмотря на отсутствие на полуострове нефтегазовых ресурсов, КНДР обладает большим потенциалом по другим природным запасам, которые можно экспортировать при внедрении современных технологий их добычи. Существующая государственная система позволяет быстро перераспределять человеческий ресурс и обеспечивает низкую стоимость труда (то есть, то, на чем в свое время выехал Юг). Она же дает возможность неуклонно проводить единую государственную политику, концентрируя ресурсы на решающих, стратегических направлениях, и потому, хотя процесс будет долог и труден, если Северной Корее не будут ставить палки в колеса, возможность выбраться у нее есть.
Немного экономики, или о причинах современного кризиса КНДР
http://makkawity.livejournal.com/124611.html По данным ЦРУ США, Юг сравнялся с Севером по доходам на душу населения только в 1978 г. При этом он потреблял в два раза больше электроэнергии, и если в 1971-1976 гг. Пак Чжон Хи сумел увеличить промышленное производство на Юге в 3 раза, то примерно в это же время на Севере объем производства вырос более, чем в 2 раза. На Севере раньше, чем на Юге, наладили производство сельскохозяйственных удобрений, благодаря чему объем урожая, собранного там с гектара, даже в 1982 г. все еще опережал Юг . В середине 1970-х КНДР закупала большое количество иностранного оборудования, на улицах ездило достаточно много машин иностранных марок, общий технический уровень страны соответствовал международным стандартам , а средняя продолжительность жизни в обеих странах была одинаковой.
Однако к моменту падения Берлинской стены подавляющее преимущество Юга было очевидным. Поэтому нужно более внимательно разобраться в том, почему в последней четверти ХХ в. Северная Корея настолько уступила Югу.
На первый взгляд, причин три. Это изначальные ошибки северокорейского руководства, внезапные изменения международной обстановки, связанные с распадом Восточного блока и погружением Пхеньяна в экономическую изоляцию и стихийные бедствия 1995-1997 гг.
Кроме того, следует помнить и «исходное положение»: у Северной Кореи практически нет сырьевых ресурсов, которые были бы конкурентоспособными на международном рынке, так как морально устаревшая технология их добычи формирует их невысокое качество при весьма высокой цене. Сельскохозяйственный цикл усложняют климат и малое количество обрабатываемых земель (для земледелия в Северной Корее пригодно только 20 % территории) , работа на которых требует определенных вложений (в частности, удобрений).
Нет в КНДР пока и основы для развития независимой энергетики. К сожалению, географические особенности Корейского полуострова исключают наличие там подобных ресурсов. 90 % потребляемых энергоресурсов составляет уголь , однако его не хватает для того, чтобы обеспечить экономический прорыв.
Ким Чен Ир очень надеялся найти в стране нефть и газ, и несколько его заявлений середины 1990-х проникнуты мечтами о том, что «когда у нас будут свои энергоносители…», но, несмотря на все попытки изучать шельф, нефть не нашли.
Что же касается гидроресурсов, то уровень воды в корейских горных реках резко меняется, и хотя власти пытаются бороться с этим при помощи искусственных водоемов, постоянный напор воды, необходимый для вращения турбин, обеспечивается не всегда. Поэтому развитие ядерной энергетики является единственным, как мне кажется, приемлемым вариантом выстраивания независимой энергосистемы КНДР .
Следует помнить и то, что ситуация осажденной крепости вынуждала и вынуждает руководство страны закладывать большие средства в ВПК. В условиях необходимости сдерживать угрозу со стороны США эту статью расходов сокращать не удается, и лишних ресурсов на структурную перестройку экономики нет . В связи с этим заметим, что прорыв в области жилищного строительства и определенное внимание к бытовым проблемам случились при переходе руководства экономикой к Ким Чен Иру. До этого времени все средства были брошены только на тяжелую индустрию .
Вопрос об ошибках руководства, как кажется автору, достаточно хорошо рассмотрен в целом ряде работ (например, в учебнике истории Кореи под редакцией А. Торкунова), и потому я буду довольно краток. После освобождения полуострова обе Кореи были вынуждены существовать за счет импорта, но если Юг обеспечивал себе ввоз необходимых товаров за счет экспортно-ориентированной модели экономики, то Север стремился обеспечить себе импорт за счет «идеологических связей», в ущерб реальному экономическому сотрудничеству.
Хотя Северная Корея много говорила об опоре на собственные силы, ни одна страна не была настолько экономически зависима от Советского Союза, как она. Ярые критики режима утверждают, что на долю СССР приходилось до 70 % внешнеторгового оборота КНДР , но в любом случае, хотя существование этой помощи в Пхеньяне замалчивалось или даже прямо отрицалось, на практике её экономическое значение было огромным .. Так как России был необходим свой форпост на Корейском полуострове, мы продавали КНДР нефть и другие стратегические товары по заниженным ценам и строили там то, что хотели ее власти, а не то, что следовало бы, усугубляя их просчеты и не создавая тем самым КНДР базу для самостоятельного экономического развития. Таким образом, страна по-прежнему зависела от импорта, и как только поставки из-за рубежа прекратились, промышленность остановилась.
Интересно, что этот факт косвенно подтверждает и Ким Чен Ир, критикуя СССР за то, что он построил в Пхеньяне ТЭЦ на угле, а не на мазуте. Заметим, что здесь он неправ. Ведь уголь, пусть и не очень качественный, в КНДР свой, а мазут - топливо привозное. Кроме того, обычно при проектировании таких ТЭЦ мазут всегда учитывается как резервное топливо, на которое можно перейти .
Чуть по-иному, но о том же, говорит и Б. Камингс. Северная Корея, как и РК, в значительной степени строила свою экономику за счет «плохих кредитов», только в данном случае речь идет о льготных условиях, на которых Северная Корея получала оборудование, и о периодическом списании ее долгов. Кроме того, отсутствие возможности выстраивать экспортно-ориентированную экономику в сочетании с идеей автаркии привело к отставанию в области технологий.
Там же, где технологии заимствовались, они оказывались привязанными к стране изготовления. Например, по словам Ким Чен Ира, в конце 1960-х Ким Ир Сен поручил работникам торговли добиться контракта на строительство металлургического завода с австрийской компанией, однако тогдашний зампред правительства сказал Вождю, что у страны нет на это денег и что завод надо купить в Советском Союзе. В результате был построен металлургический комбинат имени Ким Чхэка, который удалось запустить только в середине 1970-х , причем зависимость от импортных запчастей здесь, как и в иных случаях (например, когда на Пхеньянской ТЭЦ, укомплектованной советским оборудованием, сломался генератор, заменить его было нечем), оказалась не менее сильной, чем привязка к дешевому импорту.
Во время все того же разговора с представителями Чхонрёна в 1998г. Ким Чен Ир признавал другую ошибку, заключавшуюся в том, что, в отличие от китайцев, которые закупали за границей электротехнические комплексы полностью, в КНДР закупали лишь какие-то их части, дополняя их собственной продукцией, которая не всегда соответствовала иностранным стандартам.
К ошибкам можно отнести и занявшее примерно 5 лет строительство гидроузла Нампхо. Планировалось, что строительство плотины поможет решить проблему снабжения района пресной водой, а крупнотоннажные суда смогут подниматься вверх по течению Тэдонгана. Однако после строительства плотины повышение уровня воды в реке оказалось недостаточным для этого, но в сочетании с обильными дождями избыток воды в русле стал создавать угрозу затопления рисовых полей. Кроме того, плотина мешает рыбе подниматься вверх по реке на свои нерестилища .
Другая неудача такого рода - эксперименты с террасным земледелием, вызванные ростом населения, который вынудил власти, с одной стороны, начать закупать зерно в Китае, а с другой - попытаться создать на западном побережье полуострова новые площади под посевы, сделав скальные террасы и завезя на них плодоносную почву. Однако грунт не укрепили должным образом, и сезонные дожди смыли его вниз, попутно засорив реки .
Кроме того, стремясь произвести впечатление на весь мир организацией и проведением в Пхеньяне в 1989 г. Всемирного фестиваля молодежи и студентов, северокорейское руководство истратило на это чисто пропагандистское мероприятие большую часть государственных резервов, что, с изменением ситуации в мире в 1990 -1991 гг., когда страна потеряла СССР как торгового партнера, окончательно лишило КНДР возможности справляться с ситуацией за счет собственных ресурсов.
Официальная пропаганда лакировала факты, и северокорейская «статистика» в основном выглядела так: «благодаря указаниям Великого Вождя, объем производства вырос на 10 %» . Но в декабре 1993 г. на Пленуме ЦК ТПК (последнем, на котором присутствовал Ким Ир Сен) было констатировано, что задания третьей семилетки не выполнены, и была провозглашена новая экономическая стратегия приоритетного развития сельского хозяйства, легкой промышленности и внешней торговли . В начале 1990-х появились крестьянские рынки, но цены на них были слишком высокими для общей массы населения, а торговать рисом было запрещено .
Впрочем, американские специалисты, наблюдавшие жизнь Северной Кореи на момент подписания Рамочного Соглашения (1994 г.), утверждали, что те, кто жил в сельской местности, имели настолько развитые приусадебные хозяйства, что им не были нужны карточки . Во всяком случае, они не отоваривались ими
Безусловно, инновации пытались вводить, однако элементы нового сопровождали идеологические санкции, препятствовавшие использованию этого ресурса в полном объме. Так, на разрешенных совместных предприятиях не разрешалось применять столь распространенную в европейских компаниях форму оплаты труда, включающую в себя систему бонусов и штрафов. Разъясняя такой запрет, северокорейские СМИ указали, что это есть проявление капиталистического закона джунглей, и социалистическое общество не может терпеть такое проявление нечеловеческой культуры . Кроме того, внедрение совместного предпринимательства и хозрасчета в середине 80-х под влиянием политики Дэн Сяопина в Китае сошли на нет после того, как пути развития двух стран разошлись, ибо в отличие от открытого миру КНР, активное привлечение иностранных инвестиций в Северную Корею на том этапе было невозможно .
О влиянии распада советского блока и перехода на нельготные условия торговли мы тоже уже говорили в историческом очерке. Хотя северокорейская модель торговли несколько отличалась от социалистических стран Европы (объем торговли со странами соцлагеря равнялся объему торговли с третьим миром) , это не помогло.
Не было серьезной помощи и со стороны Китая. Как хорошо подмечает А. Мансуров, Северная Корея относится к Китаю весьма настороженно и считает, что продовольственная и денежная помощь Пекина носит скорее символический характер, сочетаясь с настойчивыми рекомендациями реформироваться в китайском духе. Пока этой помощи хватает для существования КНДР, но недостаточно для ее развития .
Между тем острейшая нехватка нефтепродуктов, которые нельзя было больше закупать по льготным ценам , ударила не только по энергетике и транспорту, но и по химической промышленности, выпускающей удобрения, что через некоторое время начало сказываться на урожайности. В результате, если в конце восьмидесятых производство зерновых составляло 8 млн тонн , то 1993 лишь 4,27 млн т, в 1994 - 3,9 млн т, в 1995 - 4,1 млн т и в 1996 - 3,5 млн.т. Примерно на этой отметке, между 3,5 и 3,9 млн т, оно оставалось и в последующие годы .
К 1995 г., по утверждению А. Ланькова, из за отсутствия комплектующих, запчастей и импортного сырья не работало примерно 70-80% северокорейских предприятий , ВНП, по данным Корейского Банка, упал с 21,3 млрд. долларов в 1994 г. до 12,6 в 1998 г., а потребление энергии упало с 24 млн. тонн условного топлива до 14 млн.
Кризис в основном пытались преодолеть за счет усиления идеологического контроля и нового витка затягивания поясов, перехода на двухразовое питание и изучения опыта антияпонских партизан. Об уровне проблем, связанных с попыткой властей ограничить потребление электроэнергии, говорит Извещение МОБ «О строгом наказании лиц, незаконно потребляющих тепло и электроэнергию» от 26 января 1993 г. Документ указывает на проблемы с электроснабжением, в результате чего «расточительное» потребление электроэнергии, куда входит и использование без разрешения властей бытовых электроприборов (электробритв, кипятильников, обогревателей), является проявлением эгоизма и преступлением .
Комментарии от Андрея Ланькова:
По данным ЦРУ США, Юг сравнялся с Севером по доходам на душу населения только в 1978 г.
Самый оптимистические (для Севера) оценки я встречал у Хам Тэк-ёна (Hamm Taik-yong), который называет 1974 г. Большинство сходится на середине или конце 1960-х. Однако в посольских бумагах 1956 г. я уже видел утверждения, что уровень жизни на Юге выще, и Ким в узком кругу даже объяснял это (дескать, в Сеуле тратят американские кредиты на потребление, а мы куем основы индустрии).
И субъективное замечание. Страна (КНДР) в которую в приехал в 1984-85 г. была ощутимо (сильно) беднее, чем СССР. Южная Корея в 1988 г. была столь же ощутимо много богаче, чем СССР. Не позоже, что разрыв между ними возник всего лишь несколькими годами ранее.
и если в 1971-1976 гг. Пак Чжон Хи сумел увеличить промышленное производство на Юге в 3 раза, то примерно в это же время на Севере объем производства вырос более, чем в 2 раза.
Интересно, какие провидцы это узнали, если с 1960 г. Север не публикует никакой экономической статистики? Юг же публиковал статистику полную, да и был открыт для иностранных комиссий. Боюсь, что эти данные изначально взяты из речи Солнца Нации, Светоча Человечества на очередном съезде, а потом пошли гулять по литературе лево-чухелюбивого толка... ИМХО, крайне оптимистическая оценка. Темпы роста Юга были рекордными, и это было легко видно невооруженным глазом. Север никакого такого впечатления тогда не производил (он его, впрочем, производил 15 годами раньше).
В середине 1970-х КНДР закупала большое количество иностранного оборудования, на улицах ездило достаточно много машин иностранных марок, общий технический уровень страны соответствовал международным стандартам
Ну, положим, закупала на кредиты, которые набрала как раз в те годы, и которые, конечно же, по своему обычаю не вернула. Если мне дадут в кредит пару миллионов (без братков с утюгом и, строго говоря, без отдачи), то я, пожалуй, тоже кое-что закуплю...
а средняя продолжительность жизни в обеих странах была одинаковой.
Да. И потом еще довольно долго. Да и сейчас разрыв в средней ожидаемой продолжительности жизни совсем не такой, как можно было бы ожидать для двух стран со столь разными макроэкономическими показателями. Способность социалистической диктатуры отправить всех на флоюрографию и в диспансер делает в этой области чудеса (другая область, где диктатуры такого типа работают великолепно - начальное и, отчасти, среднее образование)
В условиях необходимости сдерживать угрозу со стороны США эту статью расходов сокращать не удается, и лишних ресурсов на структурную перестройку экономики нет
Я бы сказал "в условиях необходимости обеспечивать сохранение нынешнего режима против внешних и внтренних угроз эту статью расходов сокращать не удается". Но я реалист, я понимаю где будет печататься и защищаться текст, и что там сейчас хотят слышать.
ГЛАВНОЕ Я бы не стал связывать ту задницу, в которой пребывает Пхеньян, с конкретными ошибками, хотя таковые имели место. Это результат: а) структуры экономики, которая до недавнего времени была даже более сталинистской чем сталинская; б) нежелания эту структуру менять, так как реформы подорвут позиции правящей элиты.
Впрочем, американские специалисты, наблюдавшие жизнь Северной Кореи на момент подписания Рамочного Соглашения (1994 г.), утверждали, что те, кто жил в сельской местности, имели настолько развитые приусадебные хозяйства, что им не были нужны карточки . Во всяком случае, они не отоваривались ими
Не врубились империалисты. Приусадебных хозйств в КНДР как раз особо и не было. Нигде с этим не было так полохо (ну, кроме Кампучии при Пол Поте). Площадь участков до конца восьмидесятых годов - не более 4-5 пхён, 15 кв. метров. Потом ситуацию чуть либерализовали, но все равно - участки маленькие. Только в ходе "реформ" 2002 г. в северных провинциях появились большие приусадебные участки.
А байку американцы пустили вот почему. Карточек у селян действительно не было. С самого начала, с 1957-1958 гг. им продукты (зерно и немного овощей) выдавали раз в год, по осени, большими порциями. Нормы устанавливались местными властями, каждый раз новые.
Про "голод в Северной Корее"
http://wsf1917.livejournal.com/127086.html КНДР производит порядка 4 млн тонн зерновых в год, где-то 60% - рис, затем кукуруза и пшеница. Для удовлетворения первичных потребностей в зерне ей не хватает еще 500-700 тыс тонн, а для полного обеспечения хозяйства зерном (это видимо включая животноводство, промышленность, самогоноварение итд.) требуется всего 6.7 млн.т. Производится зерна более чем вдвое меньше, чем в советские времена. В 1977 году было собрано 8,5 млн. т, в 1979 году - 9 млн. т, а в 1984 году - 10 млн. т зерна. Власти обьясняют упадок недостатком химических удобрений и топлива.
Производство мяса мизерно. Впрочем, корейцы едят больше рыбу, чем мясо. на 1995 год улов рыбы составлял 1.2 млн тонн. В советские времена (1973 г) годовой улов рыбы в КНДР составлял 800 тыс тонн в 1974 году, по другим данным добыча всех вообще морепродуктов составляла 1.4 млн тонн в 1970м, 1.7 - в 1980м и 3.6 (в том числе 2.4 - рыбы) - в 1985, что составляло 300 кг морепродуктов в год на человека. Сокращение улова рыбы обьясняется нехваткой дизельного топлива. Но все равно добыча сопоставима с добычей рыбы, скажем, РФ (2.4 млн тонн).
Южная Корее производит 7 млн тонн зерновых (из них 6.7 млн тонн риса) что составляет 27% ее внутренних потребностей, причем это в значительной степени рост последних лет - в 1995 году было произведено 4.7 млн тонн риса. Кроме того ежегодно импортируется 2-3 млн тонн пшеницы и 7-9 млн тонн кукурузы. Добыча рыбы в Южной Корее составляет 3.3 млн тонн (1995), импортируется 0.7-1.2 млн тонн рыбы. Впрочем, заметная часть импортированного перерабатывается в различные продукты (консервы, деликатесы) и экспортируется.
Население КНДР составляет 23 млн чел, площадь 102 тыс квкм (до 70% - горы), плотность населения 190 чел/квкм.
Население Южной Кореи составляет 49 млн чел, площадь 100 тыс квкм, плотность населения 493 чел/квкм (как я понимаю, главным образом за счет перенаселенного Сеула, в котором живет 75% населения).
Замечаем что производство зерна на душу населения в КНДР и Южной Корее примерно одинаково.
Но Южная Корея может свободно докупать любое необходимое ей количество продовольствия на внешнем рынке, а КНДР огорожена установленной НАТО блокадой и единственный способ получения продовольствия - через унизительную “продовольственную помощь”, позволяющую создавать у неискушенного наблюдателя впечатление, будто в КНДР прямо таки трупы на улицах валяются.
Дополнительно, конечно, встает и вопрос на какие шиши покупать, если найдется где.
Существующие производственные мощности КНДР сейчас загружены в среднем на 25%. Учитывая низкую конвертируемость воны, КНДР с удовольствием бы производила бы все что угодно и продавала по дешевке (так, КНДРовские автомобили и электроника пользуются определенным спросом в Китае, который и свою автомобильную промышленность имеет неслабую). Но империализм запрещает своим подданным покупать у КНДР.