О привилегированности Грузии во времена СССР

Aug 21, 2008 18:16


Чтобы понять причины поведения грузинского общества, обратимся к истории вопроса и рассмотрим, какое место занимали Грузия и грузины во времена Советского Союза.

В силу ряда исторических факторов в руководстве большевистской партии после ее прихода к власти оказалась весьма заметная прослойка выходцев из Грузии - фамилии Орджоникидзе, Енукидзе, Берии говорят сами за себя. С конца 20-х годов после ожесточенной политической борьбы во главе советской державы стал Иосиф Виссарионович Сталин (Джугашвили).

При этом вождь отнюдь не забывал о своей малой родине. Он любил слушать грузинские песни, проявлял заботу о развитии грузинской культуры, литературы, музыки… Стремясь сделать вождю приятное, заботу о маленькой закавказской республике стали проявлять и на всех прочих уровнях. Именно в 30-е годы на советском киноэкране появился образ молодого, веселого, неунывающего грузина. Человека честного, горячего, смелого и искреннего. Такой грузин, пусть хоть в эпизоде, но мелькнет в фильме, даже никакого отношения к Грузии не имеющего - вспомните, как начинается фильм «Трактористы» или заканчивается «Сердца четырех».

В жизни все было если и не как в кино, то очень похоже - в развитие Грузии вкладывались огромные средства. Даже после Великой Отечественной войны непострадавшая от вторжения Грузия продолжала получать усиленную поддержку центра.

В 1947 году в ходе своего путешествия по СССР Грузию посетил знаменитый американский писатель Джон Стейнбек. В своем «Русском дневнике» он весьма метко охарактеризовал положение республики в советском государстве:

«Где бы мы ни были - в России, в Москве, на Украине, в Сталинграде, магическое слово «Грузия» возникало постоянно.

Люди, которые ни разу там не были и которые, возможно, и не смогли бы туда поехать, говорили о Грузии с восхищением и страстным желанием туда попасть. Они говорили о грузинах как о суперменах, как о знаменитых выпивохах, известных танцорах, прекрасных музыкантах, работниках и любовниках. И говорили они об этом месте на Кавказе у Черного моря просто как о втором рае. Мы стали верить, что большинство русских надеются, что если они проживут всю жизнь в честности и добродетели, то, когда умрут, попадут не в рай, а в Грузию - с прекрасным климатом, богатой землей и маленьким собственным океанчиком…»

Это было не только внешнее впечатление. «Райское благополучие» Грузии было хорошо подкреплено экономически.

Так в 1950 году оплата одного дня в колхозах Грузинской ССР была в 15 раз (!) выше, чем в РСФСР и в 1,5 раза выше, чем в Узбекской ССР. В бюджет Грузии поступало 100% налога с оборота и 100% подоходного налога (в РСФСР - только 50%), к тому же республика получала дотации из союзного бюджета.

В 1953 году эпоха Сталина закончилась, но система иждивенчества Грузии и ее обитателей сохранилась. Образ грузина претерпел определенные изменения - в нем усилилась комическая часть, что в некоторой степени примиряло граждан остальных республик СССР с привилегированным положением жителей закавказской республики.

Именно тогда появляются «анекдоты про грузин», которые, с одной стороны, подчеркивают их богатство, а с другой, выставляют в несколько смешном виде:

Если ты вина не пил,

Если «Волга» не купил,

Не директор магазина -

Ты не мужчина, ты не грузин!

(студенческий фольклор 70-е годы).

«Купил грузин «запорожец», поставил около дома. Утром просыпается - сгорела машина, купил еще один - тоже сожгли. Купил третий, положил под стекло записку - «дайти хоть прокатиться». Просыпается - на месте «запорожца» «волга» с запиской - «Катайся, дарагой, но не позорь нацию!».

Изменяется образ грузина в кинематографе - это по-прежнему горячий человек, весельчак, но уже не доблестно-героический, а комический.

Почему облик грузина в массовом сознании стал комическим, а не негативным? Во многом потому, что даже в эпоху Сталина число грузин в руководстве и аппарате было невелико и господствующего положения они не занимали. С одной стороны - это уберегло грузин от негативного отношения со стороны других народов СССР (за некоторым исключением), но, с другой, необоснованные привилегии не могли не оказать разлагающего влияния на сам народ.

Советский режим в той или иной степени развращал и портил все народы, попавшие под его власть, но на Грузии это сказалось особенно сильно. Современный грузинский журналист с горечью отмечает: «Страна потеряла свое предназначение на карте мира, вся ее функция свелась к тому, чтоб вкусно поесть, побольше выпить, произнести энное количество тостов за столом, не останавливать машину на красный свет и покупать советских чиновников несколькими бутылками вина. Страна утратила не только перспективу развития, но и стимул к нему - зачем что-то делать, мучиться, осваивать новые технологии, если достаточно занести бутылку коньяка в нужный московский кабинет - и все будет в порядке. Деньги придут в неограниченном количестве, а местный товар будет продан в российской глубинке за неимением выбора. Обувь, которая раскрывала рот через неделю ее ношения, безумные настенные ковры с неизменными изображениями различных хищных животных, и даже кутаисские автомобили - самое мерзкое, что мог придумать мировой автопром - все это продавалось без малейшей проблемы. Символом советской Грузии не были ученые-практики, спецы по высоким технологиям, программисты или эффективные менеджеры. Венец мироздания в российско-грузинской вариации - это вороватый, ушлый, ленивый, коррупционер, считающий застолье главным достижением мировой цивилизации».

С распадом Советского Союза сказка кончилась.

http://www.stoletie.ru/rossiya_i_mir/legkomislenni_gruzin_i_ego_uhod_2008-08-21.htm

ссср, грузия

Previous post Next post
Up