Интервью владыки

Mar 14, 2011 22:11

Интервью, ссылка. Епископ Новокаховский и Генический Филарет, глава Литургико-богослужебной комиссии при Священнос Синоде УПЦ отвечает на вопросы редакции сайта Православия в Украине.

Фрагменты:
"""""Очень много таких историй, которые заставляют на многое посмотреть совершенно с другой стороны.
И опять-таки, там есть возможность просто, без всяких лозунгов, спокойно, целенаправленно любить ближнего таким, каким он есть. Естественно, что он не очень красивый, он иногда даже не все понимает, а иногда наоборот, понимает слишком много ― бывает, посмотрит на тебя так пристально, и ты понимаешь, что он все понял… То ты куда-то спешишь, то ты в недобром настроении, а ему нужно, чтобы ты сказал что-то хорошее. Поэтому эта практика много чему меня научила и с точки зрения научной, и с точки зрения педагогической, и уж с точки зрения пастырской - тем более.


― А беса в ребро?

― Кстати, и беса в ребро тоже. На самом деле, это очень серьезная проблема. И то, что переживают стареющие люди, когда их посещает вот этот «бес в ребро» ― это предмет особой пастырской заботы. Кто-то уверен, что у стариков этих проблем точно нет. Есть! И они их переживают настолько болезненно, насколько и молодые, только по-своему. И если у молодых вся жизнь впереди, они, само собой, будущие женихи и невесты, а тут уже, кажется, все прошло, а оно что-то такое происходит - это тоже очень большая проблема.

А с другой стороны, я видел стариков в глубочайшем маразме, которые, кажется, совершено ничего не соображали. Помню момент, когда-то причащал старика, ему за 90 лет, он, как говорили, совершенно выжил из ума, и очень плохо слышал. Ни о какой исповеди ту не могло быть и речи. И вот когда я подошел и тихонечко начал читать молитву «Верую Господи, исповедую», вы бы видели, как у него загорелись глаза, и он сказал: «Верую, и я верую!». Знаете, это было такое исповедничество за всю жизнь. Он ничего не понимал, но он ведь не просто услышал знакомое слово, это действительно действие Промысла Божьего и бесполезно спрашивать, почему так. Так Господь судил, и это в любом случае ко благу. Хотя со стороны это выглядит не очень красиво, точно так же, как Господь попускает быть беснованию, или душевной болезни. Точно так же и старческие немощи - это благо для человека.

На самом деле, идея о религиозных стариках возникла в 1970-1980 гг., когда старики были 1890-1900 гг. рождения. Те люди, которым тогда было 70-80 лет - это люди с дореволюционным церковным прошлым. Сейчас - 70-летний, это человек, родившийся в 1930-х годах. И тот, кто родился в 1931 году, ему сейчас 80 лет, но он всю жизнь прожил не просто без церкви, он формировался в обстановке агрессивного атеизма, в антицерковной обстановке. Естественно, что человек, который формировался как воинствующий безбожник. Потом, когда остается благодатное время, приходит в церковь: куда-то девается работа, знакомые, обязанности, приходит болезнь, есть возможность посидеть, подумать о чем-то. Приходит старик в церковь со своим очень тяжелым багажом, а вы знаете, что переделать человека, которому 70 лет и он по своему статусу уже мудрый, он все знает, уже крайне сложно. И любой священник по сравнению с ним - это мальчишка. По большому счету, таким 80-летним я - 40-летний, гожусь во внуки.

В церкви он воспринимает все по-своему, он же человек мудрый, сам во всем способен разобраться. И получается: к кому обратиться за советом - спроси у бабушки. А бабушка часто сама ничего не знает. Бабушка 1970-х гг. жила еще вот тем преданием, которое ей передали, и она его хранит, как самую большую ценность, и никому об этом не говорит. А «эта» бабушка была пионеркой, комсомолкой, коммунисткой. Возможно, она где-то и храм какой-то поламывала… И сейчас она пришла в церковь. Это же и для нее потрясение, согласитесь. Нужно поломать сознание. Покаяние - это ж полная перемена ума.

― Я бы не пытался стариков, особенно стариков с большим советским прошлым, однозначно демонизировать. Этих людей нужно понять. Если этого человека понять, то зачастую можно сразу увидеть выход. Типичный пример: излюбленное занятие всех церковных старушек наводить порядок на подсвечниках - какие-то магические пассы с этими свечами, преставления, зажигания, тушения. Если спросить: «Зачем ты это делаешь?» ― никто не ответит. А с другой стороны, у человека нет опыта серьезной внутренней молитвы за богослужением. А вот представьте себе, что вас поставили на два часа туда, где ты почти ничего не понимаешь, и ты там должен стоять. Надо себя чем-то занять. И не из-за зловредности они это делают, им просто нужно научиться молиться и чувствовать сладость церковной жизни, тогда им будет не до свечек.

Другой пример: старушки, как нам кажется, крайне дерзко болтают в церкви во время самых ответственных моментов службы. А теперь представьте, что этот 70-80-летний человек переживает трагедию одиночества. Он ведь остается один: дети где-то; телевизор, может быть, и посмотрел бы, но плохо видит и слышит; друзья и подружки очень часто уже не здесь. Общения никакого. Выйди на улицу, поговори с кем-то - так кому нужна эта старуха - глухая, слепая и что-то непонимающая, или старик такой же? Да никому он не нужен! И вот это жуткое чувство ненужности и одиночества - страшная катастрофа для стариков. Так вот: этот человек пришел в церковь и понимает, что его отсюда не гонят, более того, его здесь любят.

Я вам раскрою секрет: когда попадаешь в объятия человека, страдающего от дефицита общения, вырваться из этих объятий очень сложно. И, естественно, что старушка, найдя себе кого-то, с кем можно поговорить, начинает взахлеб общаться. Не потому, что она такая лютая безбожница, что ей все равно, что «Херувимскую» поют, - нет! Она действительно дорвалась до этого общения. И если это понять, то, может, в церкви нужно организовывать не только молодежки, а и вот этих бабушек собирать, пить с ними чай и разговаривать о самых простых вещах. Чтобы каждая из них рассказала что-то о себе, о детях, внуках - для них это важнейшая часть жизни. А если священник еще и правильно соображает, то он знает, что со стариком нужно говорить чуть медленнее, и чуть более внятно артикулировать речь. (Кстати, я по такому пути и пошел. Собираю прихожан после службы на чай, читаем, говорим, обсуждаем. Это и есть первая воскресная школа. Вторая собирается из мам, малых деток по преимуществу, в два часа дня. И в четыре молодежка, до упора, т.е. пока есть смысл рассказывать, показывать, обсуждать. В последнюю встречу досмотрели "Энн ов зе грин гэйблз", решились читать прот. Торика "Dимон". Эффект ожидаемый. Теперь двух активных молодеженок отправляем в паломничество в Крым. Там самое главное не само паломничество, а общение с каховскими ребятами.)

Да, с молодежью благодатно работать и результат сразу видно - горящие глаза. А вот собери 20 стариков и поговори сегодня о войне, а завтра - о Евхаристии, а послезавтра - о детях и внуках, а потом о покаянии. И я вам скажу вот эти «молодежки пожилого возраста» дали бы зачастую больше результатов, нежели эти тирады в адрес бывших «комсомолок». Да, они бывшие комсомолки, но и мы с вами тоже все не ангелы. Думаю, что Господь, в конечном счете, будет судить не за то, кто кем был, а за то, кто кем стал. И как вы помните, благоразумный разбойник тоже не отличался особо праведной жизнью. У нас есть много подобных примеров - и Марии Египетской, и Моисея Мурина…

Самый важный момент - надо их понять. Если их понять, все можно подправить.

Чтобы не было так, что Церковь стариков просто терпит, ну а молодежь - милости просим, мы вас будем развлекать, веселить, научать… Старики - это огромная часть нашей паствы. И мы не можем говорить, что вот эта паства первого сорта, а та - второго. За всех одинаково распялся Христос, и отношение к старикам должно исходить из этого. За них тоже умер Христос, поэтому они многоценны в наших глазах.

Знаете, это все предрассудки ― бабушки, не бабушки ― они прекрасно поют. Мы же не экзамен по вокальному мастерству принимаем, мы же богослужение совершаем. А его можно совершать и с великим Лаврским хором, и с очень простым приходским, если те и другие верят в Бога - этого достаточно.

― Вы сейчас будете нести архиерейское служение на молодой кафедре, которая еще не очень развита. С чего планируете начать?

― Меня об этом спрашивали на Священном Синоде. Поэтому я вам отвечаю, как и во время заседания Синода, что начну с молитвы, и, во-вторых, я буду просить советов. Какой я ни есть «мудрый», а архиерейский стаж у меня, напомню, целых 10 дней :). А там - «дорогу осилит идущий». (С некоторым смущением подтверждаю, но я промолчал. Что советовать о воздействии церковной власти на власт светские? Уравнение со многими неизвестными: особенности внутренней кухни УМВД, РОВД, полезность и вредность вмешательства Киева и прочее, и прочее.)

― Тогда мы Вас просим содействовать информационному отделу Новокаховской епархии УПЦ и отпускать журналистов на фестивали СМИ православных. Благодарим за беседу! (Ожидаемое предложение от Юлии Коминко.)"""""

Новокаховская епархия, архиереи, пастырство

Previous post Next post
Up