Святая великомученица Анастасия Узорешительница

Dec 31, 2024 09:51

Краткое житие, научная агиография. Житие святой великомученицы Анастасии Узорешительницы.

День памяти 22 декабря / 4 января н. ст. Ей молятся об облегчении участи заключенных

Великомученица Анастасия († ок. 304) зовется Узорешительницей за ее служение и облегчения страданий узникам, заключенным в темницах за веру Христову. Жила она в третьем веке во времена Диоклетианова гонения; происходила из Рима от знатных родителей. Отец ее был язычником, а мать Фавста - тайной христианкой. Святая получила и светское, и христианское образование от благочестивого христианина Хрисогона († ок. 304). Когда мать Анастасии умерла, то отец выдал ее замуж за язычника. Очень часто, одевшись в рубище, святая мученица уходила из дома, обходила темницы и, подкупая стражу, ободряла узников-христиан в предстоящих мучениях, приносила им пищу, омывала и перевязывала им раны. Муж нередко бил Анастасию за это, потом запер дома и хотел погубить.

Бог наказал его за такое обхождение с женой - он погиб во время бури на море. После гибели мужа святая Анастасия еще с большим усердием стала служить узникам, переходя из города в город, из селения в селение. Императору донесли, что христиане, заключенные в темницах, не отрекаются от Христа, потому что крепко держатся своего учителя Хрисогона, и Диоклетиан приказал умертвить его. После смерти учителя святая Анастасия стала странствовать, чтобы, где только можно, служить христианам, заключенным в темницах. В Македонии святая познакомилась с молодой вдовой - христианкой Феодотией, которая помогала ей в благочестивых трудах.Стало известно, что Анастасия - христианка, ее взяли под стражу.
Расспросив Анастасию, Диоклетиан узнал, что она все свои средства истратила на помощь нуждающимся и немощным. Император приказал верховному жрецу склонить ее принести жертву языческим богам или предать жестокой казни. После долгих дней истязания голодом в темнице, святая Анастасия была предана мученической смерти.Святую Анастасию растянули между четырьмя столбами и сожгли. Честное же тело ее, не поврежденное огнем, было выпрошено одной благочестивой женой Аполлинарией, которая похоронила его с честью в своем винограднике. Со временем, когда гонения на Церковь прекратились, она воздвигла над могилою мученицы храм.

Прошло еще много лет, святая Анастасия была прославлена, и с великою почестью ее честные мощи перенесли в царствующий город Константинополь.

Тропарь великомученице Анастасии Узорешительнице, глас 4Победоно́снаго Воскресе́ния/ истинноимени́тая нарече́на еси́, му́ченице Христо́ва,/ побе́ды на враги́ поста́вила еси́ мук терпе́нием,/ Христа́ ра́ди, Жениха́ твоего́,/ Его́же возлюби́ла еси́./ Того́ моли́// спасти́ ду́ши на́ша.

Перевод: Победоносному Воскресению истинно одноименной названа ты (Анастасия от греч. Ανάσταση - Воскресение), мученица Христова, победу над врагами одержала ты терпением мучений Христа ради, Жениха твоего, Которого возлюбила ты. Его моли о спасении душ наших.

Кондак великомученице Анастасии Узорешительнице, глас 2Во искуше́ниих и ско́рбех су́щии,/ к твоему́ хра́му притека́юще,/ прие́млют честна́я дарова́ния/ от живу́щия в тебе́ Боже́ственныя благода́ти, Анастаси́е:// ты бо при́сно ми́ру то́чиши исцеле́ния.

Перевод: В искушениях и скорбях находящиеся, к твоему храму приходя, получают почтенные дарования от живущей в тебе Божественной благодати, Анастасия, ибо ты всегда источаешь для мира исцеления.

Вмц. Анастасия Узорешительница. Православная энциклопедия.АНАСТАСИЯ УЗОРЕШИТЕЛЬНИЦА

Вмц. Анастасия Узорешительница. Икона. 2-я пол. XIV-нач. XV вв. (ГЭ)[Фармаколитрия; греч. ̓Αναστασία ἡ Θαρμακολύτρια] († 290 или 304), вмц. (пам. 22 дек., пам. зап. 25 дек.), пострадала при имп. Диоклетиане. Согласно житию Симеона Метафраста (кон. X в.), А. У., дочь знатных жителей Рима Претекстата и Фаусты, была отдана матерью-христианкой на воспитание св. Хрисогону, который укрепил ее в христианской вере. После смерти матери ее выдали замуж за язычника Публия (Помплия), но и в замужестве она хранила девство, ссылаясь на неизлечимую болезнь; тайно от мужа А. У. посещала темницы и ухаживала за узниками-христианами. Публий, узнав об этом, стал жестоко притеснять ее, а после смерти Претекстата задумал завладеть ее наследством; вскоре он был отправлен с посольством в Персию и погиб при кораблекрушении.

После смерти мужа А. У. отправилась странствовать, посещала темницы, помогала заключенным христианам, употребляя на их нужды свое имущество. Узнав из видения о грядущей мученической кончине Агапии, Хионии и Ирины, святая укрепляла их дух перед арестом. Однажды, придя в темницу и узнав, что все христиане казнены по приказу имп. Диоклетиана, А. У. громкими рыданиями выдала свою приверженность христианской вере. Ее отправили к наместнику провинции Иллирик Флору, а затем к императору, который из уважения к ее знатному роду отложил казнь, поручив жрецу при храме Юпитера Ульпиану принудить А. У. к отречению от Христа. Ульпиан предложил святой выбор: драгоценности или орудия пыток, когда же она без колебаний выбрала последнее, долго пытался уговорить ее вернуться к язычеству. Поняв тщетность своих намерений, Ульпиан хотел осквернить ее чистоту, но, не успев прикоснуться к ней, ослеп и вскоре умер. А. У. осталась на свободе и поселилась у христианки Феодотии, но ее муж-язычник отправил А. У. в темницу, а свою жену и детей от первого брака обрек на мученическую смерть.

Находясь в темнице, А. У. дважды по 30 дней подвергалась пытке голодом, оставаясь живой и невредимой. Тогда ее вместе с другими узниками, приговоренными к смерти, решили утопить, посадив на корабль, в днище которого были проделаны отверстия. Чудесным образом корабль поплыл к берегу, а у кормила его А. У. и христианин Евтихиан увидели мц. Феодотию. Все спасшиеся 120 узников приняли Крещение и были казнены; А. У. растянули между 4 столбами и сожгли.Время, место и обстоятельства кончины А. У. в других источниках не совпадают с житием Симеона Метафраста; это происходит из-за смешения А. У., называемой Младшей, с другой происходившей также из Рима мученицей, Анастасией Римляныней (пам. 29 окт.), называемой Старшей.

В древние зап. мартирологи включена память только А. У., на Востоке памяти обеих Анастасий отмечены с IX в. (2 канона Иосифа Песнописца); в X в. появляются 2 жития Симеона Метафраста, написанные, вероятно, на основе более древних источников. 2 разных сказания содержатся и в Минологии Василия II, согласно которому А. У. была усечена мечом, как и Анастасия Римляныня. В древнейших славянских Прологах под 29 окт. помещено сказание об А. У., а во 2-й редакции Прологов есть память мц. Анастасии Солунской (30 окт.), житие которой повторяет житие Анастасии Римляныни. По Иеронимову мартирологу, А. У. пострадала в столице Иллирика г. Сирмий (совр. Сремска-Митровица, Сербия), по малому Римскому мартирологу - в Риме, по мартирологу Беды Достопочтенного - на о-ве Пальмария недалеко от Рима.Греч. именование «Фармаколитрия» переводится как «исцеляющая от ядов или болезней»; в русской традиции святая названа узорешительницей за то, что облегчала («разрешала») страдания узников-христиан.

Согласно Симеону Метафрасту, мощи А. У. были захоронены благочестивой женщиной Аполлинарией, позже построившей над могилой церковь. По римскому преданию, храм в честь А. У. находился в Риме еще в нач. IV в. В Константинополе храм мц. Анастасии, находившийся в портиках Домнина, существовал с кон. IV в. и был перестроен св. Маркианом в V в. По свидетельству Феодора Анагноста (нач. VI в.), при имп. Льве I и Патриархе Геннадии (458-471) в этот храм были перенесены мощи А. У. из Сирмия. Неизвестный греч. автор сообщает, что храм А. У. в Константинополе был построен имп. Анастасием I Дикором на месте дома некоего Фармака (от имени которого якобы идет прозвание святой), в то время как храм прп. Маркиана посвящен Анастасии Римляныне (Patria CP. III 103; 43).

Согласно житию прп. Андрея Юродивого, при храме А. У. находилась лечебница для душевнобольных. Антоний Новгородский (1200) видел в Константинополе мощи А. У. и Анастасии Римляныни. В один день с А. У. отмечается память мучеников Хрисогона и Евтихиана, мц. Феодотии и ее сына мч. Евода.Память А. У. содержится в большинстве греч. календарей. Согласно Типикону Великой церкви IX-X вв. празднование 22 янв. совершалось в храме вмц. Анастасии в Домниновых портиках (Mateos. Typicon. P. 142-143). Разные редакции Студийского устава - Мессинский Типикон 1131 г. (Arranz. Typicon. P. 76) и Евергетидский Типикон 1-й пол. XII в. (Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 348) - предписывают читать на утрене житие А. У., написанное Симеоном Метафрастом (BHG, N 82). Служба А. У. включена в Иерусалимский устав, начиная с древнейших списков (Sinait. gr. 1096, XII в.- Дмитриевский. Т. 3. Ч. 2. С. 36), и в современный церковный календарь.

Память А. У. зафиксирована в Минологии Василия II (PG. 117. Col. 219-222), Синаксаре Константинопольской церкви Х в. (SynCP. Col. 333-336), Стишных синаксарях Христофора Митилинского XI в. (Cristoforo Mitileneo. Calendari. P. 367, 376) и Феодора Продрома нач. XII в. (Teodoro Prodromo. Calendario. P. 107).О почитании А. У. на Руси свидетельствует упоминание ее памяти в месяцесловах древнейших Евангелий - Реймсского 1-й пол. XI в. (Л. 3об.) и Остромирова 1056-1057 гг. (Л. 249). Песнопения А. У. помещены в Кондакаре кон. XI - нач. XII в. (ГТГ. К-5349. Л. 45об.) и Стихираре 1156-1163 гг. (РНБ. Соф. 384. Л. 6), служба находится в составе Минеи XII в. (ГИМ. Син. 162. Л. 187-200 - Горский, Невоструев. Описание. Отд. 3. Ч. 2. С. 39).

Краткое житие А. У. переведено на Руси в 1-й пол. XII в. и включено в нестишной Пролог 1-й редакции (древнейший список: РНБ. Соф. 1324, кон. XII - нач. XIII в. - Абрамович. Софийская б-ка. Вып. 2. С. 182). В ВМЧ кроме проложного жития А. У. ошибочно включены мучения Анастасии Римляныни (BHG, N 76x и 76z) (Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 253-254 (1-я паг.)).

Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 514-517; Kirsch J.-P. Anastasie (1) // DHGE. T. 2. Col. 1484-1485; idem. Anastasie // DACL. T. 1. Col. 1919-1924; Whitehead P. B. The Church of S. Anastasia in Rome // American J. of Archeology. 1927. Vol. 31. P. 405-420; Delehaye H. Étude sur le légendier romain: Les saints de novembre et de décembre. Brux., 1936. P. 151-171, 222-258; BiblSS. T. 1. P. 1042-1049; Devos P. Sainte Anastasie la vierge et la source de sa Passion (BHG 76z) // AnBoll. 1962. T. 80. P. 33-47; Ραμφός Ι. Σπ. ̓Αναστασία // ΘΗΕ. Τ. 2. Σ. 565-567; Janin. Églises et monastères. P. 22-26; Kappel G. Die Kirchenslavische Anastasielegende // Slavia. Praha, 1971. T. 40.П. Б. Михайлов, О. В. Лосева, Е. П. БеспахотнаяЧастица мощей св. Анастасии имеется в ковчеге-мощевике кн. Марии, 1409/10 гг., из Благовещенского собора Московского Кремля (ГММК).В июле 1995 г. по благословению Святейшего Патриарха Алексия II на российскую космическую станцию «Мир» были доставлены 2 иконы А. У., представляющие как православную, так и католич. традиции (одну из них, вышитую на ткани, благословил папа Иоанн Павел II), что символизировало общность корней христиан Востока и Запада.Н. В. Герасименко, Я. Э. Зеленина, С. П. Заиграйкина

В сокращении, адаптировано. Михайлов П., Лосева О., Беспахотная Е., Герасименко Н., Зеленина Я., Заиграйкина С. Анастасия Узорешительница / М.: ЦНЦ «Православная энциклопедия», 2001. - С. 259-261. См. также в электронном виде: www.pravenc.ru/text/11493...kliment-monastery.ru/article/536

агиография, праздники, Православная энциклопедия, Анастасия Узорешительница, история Церкви, источники, Качи-Кальон

Previous post Next post
Up