10 лет на приходе. Община до Майдана. Точка замерзания

Feb 17, 2024 17:45

Первым моим испытанием стал холод. Таким, от которого хотелось сбежать в уютную киевскую квартиру с центральным отоплением. Мимолетный предательский помысл пришел и исчез, передо мной стоял огромный храм - чудо архитектуры в неовизантийской стиле. Прихожане ждали возобновления богослужений, они привыкли молиться при любой погоде. «Скоро весна», - подбодрил меня духовный отец.

Холод был везде, в храме, в приходском доме, в крестилке. Обнаружили заброшенные печки, одна топилась с коридора, другая с трапезной, да еще котел в кухне, подключенный к системе водяного отопления. Со временем со всем этим разобрались, как и с дровами, но в первое время пришлось спать при минусовой температуре.



Подкупольные своды и перекрещивание арок Покровского храма с. Качкаровки. Фото С. и В. Дяченко, 2008. Действительно, в холод поднимаешь взгляд, и на мгновение становится теплее

В зимнем спальном мешке, да к тому же в одежде, было даже тепло. В походе, в горах, вылезешь из палатки, разжигаешь костер, готовишь завтрак, взваливаешь на плечи рюкзак, и идешь - в дождь и снег не замерзаешь. Но приход - не альпинизм, надо молиться, общаться с людьми, к службе готовиться. И служить при температуре -6, -3 в алтаре. Благочинный утешил: он служил при минус восемнадцати и минус двенадцати градусов, вот только, валенок мне не хватает, телогреек и жира подкожного.

Приехал бывший настоятель И. М., рассказал, как от холода спасаются: вечером готовят пищу на котле и топят систему, ночью и утром включают обогреватели. Кинул от гаража кабель, провел его через окно и двери, подключил на полную мощность электрокамины. Полегче стало, а там и приспособились с помощником Андреем топить печки.

Пригласил специалиста по электрике, определили «криминал» в виде незаконных подключений к кабелю мимо счетчика. Обрезали, вывели кабель на автоматы. Не замедлил и проверающий с РЭСа явиться, по фамилии Фурса.

-У вас что же, все в порядке? - спросил рэсовец в явном разочаровании.
-В порядке, все законно, можете проверить.
Тогда Фурса выписал акт на проверку одного из четырех счетчиков и замену второго.

-Вы бы хоть бутылку кагора дали!
Что ж, надо, так надо, - вынес ему бутылку кагора.

По молодости лет в священном сане мне показалось несусветной дерзостью вымагать у церковного прихода взятку. Сообщил директору Бериславского РЭСа и Фурсу сняли с должности.

Повод покажется ничтожным, а поступок мой скверным. Так и есть, не стоило обижать падкого на приношения специалиста, лучше бы к совести призвать, да только в те дни и месяцы я чувствовал себя, как в осажденной со всех сторон крепости, на любой выпад реагировал остро. Сопли проводов торчат, значит, кража электроэнергии, следовательно - провокация против священника и прихода, вымогательство взятки - снова удар, подвох.

Как же ничтожны враги видимые в сравнении с бестелесными падшими духами! Надо было потерпеть, помолиться, ведь, действительно, Рождество, Крещение, Сретение, и приходит весна. В холодном храме, стоя у престола, обернешься назад, глянешь повыше Царских врат, на своды, перекрещенные огромные арки, на евангелистов, паруса, барабан, и на мгновение становится легче. Владыка разрешил служить в шапке, и я напяливал на себя, что только возможно, однако, при -9 службу пришлось отменить, молились в приходском доме.

Позднее я задавался вопросом: как же служили бдение и Литургию раньше? Оказалось, в 80-х годах провели отопление, в котельной работали три котла, твердотопливный, мазутный и соляровый. Топили тем, что было в наличии, пока совхоз стоял на ногах. На сезон необходимо было около 80 тонн жидкого или твердого топлива, с учетом того, что топить следовало ежедневно, иначе храм разрушится. Пришли бедственные 90-е годы, и помогать стало некому, совхоз развалили, растащили. Пришлось и систему порезать.

Но ведь до закрытия храма в 1931 году никакого отопления вовсе не было! Более того, в северной части Херсонского уезда все храмы строились неотапливые, а это несколько десятков церквей от местечка Кривого Рога до города Берислава. Исключением были теплые зимние храмы Григориевского Бизюкова монастыря .

Топились в старину очень просто: набивалось в качкаровский храм тысяча человек, тепло одетых, выдыхающих теплый пар, тем и согревались. Дома у всех русские печи, плиты, а кто побогаче - голландки имели.

Качкаровка, искушения, воспоминания, хозяйство, документальная проза

Previous post Next post
Up