Пригласили в кабинет директора школы Антонины Георгиевны. Познакомились. Рассказал немного о своем светском образовании, о небольшом опыте работы в школе и детском саду, и директор неожиданно предложила вести отдельные уроки в школе.
- У детей сейчас опасности - наркомания, беспорядочные ранние связи, преступность. Хотелось бы, чтобы человек со стороны, священник, поговорил с детьми об этом. Объяснил, привел примеры.
Конечно, я согласился. Поначалу спросил о возможности проводить курс христианской этики, но такой курс требовал утверждения, а отдельные уроки в присутствии педагога, оказывается, мог проводить любой человек.
Качкаровка, средняя школа. Класс истории. В классной библиотечке еще сохранились книги о российских императорах. Фото автора, 2019
Сразу же согласовали проведение пробных уроков по основам жизнедеятельности, всемирной истории, истории Украины, зарубежной литературе.
Я приходил в класс в подряснике или в рясе, согласовывал программу. По истории Украины согласились на краеведении - истории Херсонской области, истории села Качкаровка. Естественно, ранняя история села неразрывно была связана с историей прихода и храма. История времен Первой мировой войны, революций 1917 и Гражданской войны - снова церковный вопрос, на этот раз, тема строительства нового храма, репрессий против Церкви и священников.
По этой теме мы провели большинство уроков. Нашли общий язык с учительницей, Т. Н. Учительница попросила помощи для участия в конкурсе Детской академии наук: дети посещают дополнительные занятия, избирают тему исследования и пишут работу.
Т. Н. привела в приходской дом трех девочек, с ними предстояло работать на первом этапе, прежде чем учительница не «отсеет» двух из них, чтобы одна, лучшая, приняла непосредственное участие в областном конкурсе по теме истории церкви родного села. Как нынче принято, родители выдумывали младенцам вычурные имена, и неожиданно Эльвира, Карина и Эмма заинтересовались, с каким же они именем крещены.
Занятие обрело практический смысл, я получил возможность показать, как в недавнем прошлом и в старину составляли документы. Мы стали искать: пролистали книги крещений моих предшественников, на компьютере я показал документы с метрическими книгами середины XIX - начала XX веков качкаровского храма, записи метрик конца XVIII - начала XIX веков омеловского храма.
Быть может, думал я тогда, зерно не погибнет, и девочки в будущем захотят узнать правдивую историю о своем селе, о своем народе.
Качкаровка, школа. На доске вопросы пятиклассникам о "революции годности". Фото автора, 2019
Пришло время Майдана. Нечего было думать о посещении школы, пусть скачут в классах, но без меня. Несколько лет я не проводил уроки, потом уже, в 17-м или 18-м, попробовал возобновить, стараясь обходить любые политические коллизии.
В селе затеряться трудно, рано или поздно, встречаешь давних знакомых. Иногда при неожиданных обстоятельствах, как в случае со школьницей, которая приходила с Т. Н. Была ли она той лучшей, которая писала работу, была ли той, которую «зарубили», потому что комиссия якобы настроена против религиозной темы, я не знаю. Но точно помню, она была в компании девочек и Т. Н.
Ее привели родители в храм в феврале 14-го - насмотрелась по телевизору озверевших майданщиков, насмотрелась на коктейли Молотова, катапульты, булыжники, печеньки, насмотрелась на лидеров и активистов. Может быть, более наслушалась звериного рева, чем насмотрелась, и стала сходить с ума. Она из лучших учениц, значит, у нее тонкая душа, чувствительная, как у многих отличников.
Качкаровка, школа. Рефераты школьников о лидерах УНР и Директории. Фото автора, 2019
В тот год многие из моих знакомых повредились в рассудке. Некоторые постепенно исцелились, другие тронулись умом навсегда, а много таких было, которые постарались изменить свое мировоззрение в соответствии с новой «линией партии».
Отслужил молебен о недужных, успокоил родителей. Предложил исповедоваться и причаститься на следующем богослужении. Родители с болящей школьницей так и сделали. К сожалению, церковь и священника они, родители, восприняли, как «народных целителей». Им казалось, лучше уж дома побудет, в школу сходила, и дома пусть сидит. Будто Майдан дома сидит! Майдан лезет со всех щелей, в каждом классе либо «небесная сотня», либо Межигорье, автомайдан, Янукович, Крым, Донбасс. Не спрятаться от Майдана.
Ниже привожу доклады на конференциях о преподавании священником в школе уроков по различным дисциплинам.
Доклад «Неформальное присутствие в школе». Покровские чтения, Киев, 2012 г.:
«Наше сообщение затрагивает весьма узкую тему неформального пребывания священника в школе и возникающие в связи с этим возможности миссионерства и катехизации.
Ведение священником курса христианской этики (библейской истории, православного краеведения), официально утвержденного профильным министерством либо областным отделом образования, ставит священника-учителя в формальные рамки взаимоотношений с государством и школой: священник должен составлять учебно-методические планы, должен регулярно проводить уроки, должен соответствовать, должен терпеть выходки трудных подростков и прочее, и прочее.
Священник пребывает в коллективе, причем преимущественно женском, со всеми вытекающими: борьба за ставки, борьба за часы, сплетни, зарплаты, корпоративы. Школа - это далеко не только воспитание подростков, это также постоянный контакт с не менее трудными педагогами, среди которых немало начальствующих.
Даже факультативное преподавание христианской этики встраивает священника-просветителя в систему, делает его частичкой целого. Того целого, которое имеет глубокие и давние традиции, стереотипы, предубеждения. В кровь педагогов настолько въелась идея отделения Церкви от государства и школы от Церкви, что многие из них мыслить священника нейтрально, в качестве специалиста, коллеги, попросту не способны. Лучше на всякий случай с ним не связываться, а то вдруг власть переменится, придут красные, потом зеленые, потом белые…
Тем не менее, программы христианской этики работают, пренебрегать такой возможностью донесения Слова Божия пусть не в самой удобной форме было бы преступлением - там, где власти, школа, родители идут навстречу, где создается благоприятная среда. Но во многих местах открытие официальных факультативных или основных курсов христианской этики невозможно, и возникает идея неформального присутствия священника в школе.
Порой случайный приход пастыря в школу (на родительское собрание, праздник, встречу с педагогами) дает не меньший, а то и больший эффект, чем урок в классе от звонка до звонка, с домашними заданиями, оценками, вопросами-ответами.
Большую духовную пользу детям, как и учителям, могут принести отдельные встречи, праздники, уроки в школе, проводимые по договоренности с дирекцией и педагогами. По согласованию с дирекцией священник проводит уроки в присутствии учителя по тем предметам, в которых более всего разбирается и которые наиболее интересны с точки зрения православно-христианской миссии и катехизации. Сложность здесь заключается исключительно в требовании священнику соответствовать уровню учителя средней школы, но, с другой стороны, пастырю не требуется ходить по классам, собирая уставших после школьных занятий детей.
Итак, мы возвращаемся к исходному тезису: взаимоотношения священника и школы с целью духовного просвещения лучше всего формализовать. Если не с помощью курсов христианской этики и им подобных, то благодаря проведению пастырем урока в полном соответствии с учебной программой. В данном случае школьная дисциплина делает возможной встречу священника и школьника и, благодаря этой встрече, позволяет нести пастырю Слово Божие.
Современные школьные программы предоставляют множество возможностей в рамках основных тем и привлечения дополнительного материала говорить о вере и неверии, нравственности, истории Церкви, позволяют свидетельствовать о Спасителе нашем Иисусе Христе».