10 лет на приходе. Миссионерство. По селу со святой водой. Школа и одержимые

Nov 22, 2023 23:04

По селу со святой водой

Отец Николай Смакоуз, брат епископа Херсонского и Таврического Иова, в Качкаровке служил недолго, около года. Именно отец Николай в конце 90-х годов привнес в приходскую жизнь села замечательну традицию - хождение в день праздника Богоявления Господня и в последующие дни с крестом, святой водой и иконами. Славление Бога Троицы продолжил отец И., а мы традицию поддержали и расширили.



Качкаровка. После праздника Богоявление Господне. 2011-2012

После Крещения Господня чуть не месяц ходили! Ходили по Качкаровке, ездили в соседнюю Саблуковку, подчиняющуюся сельсовету Качкаровки, посещали малые приходы - Мыловое, Новокаиры, Республиканец. В последние годы даже в Бериславе ходили, посещали в райцентре налоговую, РОВД, земельный отдел, райгосадминистрацию. В селах старались обойти все комнаты школы и детского сада.

Пели «Во Иордане», пели «Добрий вечір тобі, пане господарю» на украинском языке, прославляя Рождество Христово, Обрезание Господне («святого Василя»), Крещение Господне («Водохреща»). Присочинили концовку: «Бо прийдуть до тебе добрі качкаряни! Радуйся… А ті качкаряни добрі християни. Радуйся…».



Качкаровка. В гостях у прихожан на Крещение Господне. 2011-2012

Мы проведывали больных. Побывали на нижней улице у бабулечки, о которой написано в разделе о Соборовании. Зашли в бедную комнату, смотрим, единственный нагреватель -«дуйка». Ни системы, ни печи, ни хорошего конвектора или масляного нагревателя. Посидели у нее, утешили, помогли, чем могли, оставили продукты. И таких бедных, покинутых в селе было немало. Хорошо, если родственники заберут, или в дом престарелых определят. Бабулечку вскоре забрала к себе дочка.

Представлялся уникальный случай увидать своими глазами, как живут люди. Ведь в настоящее время приглашают очень редко - к тяжелоболящему для преподания Таинств Церкви, на освящение дома и на похорон.

Что мы увидели? Исключая дома прихожан, редко встретишь иконы. Зато телевизоров у многих по два. Где школьники учатся - у многих компьютеры. Достаток, бьющий через край, и беспробудная бедность.
Приглашали нас, конечно, не все. Были противники Церкви, были ярые националисты, были нелюдимые. Но и тех, кто звал, кто ждал и выглядывал нас целыми днями, таких было очень много в Качкаровке. Так же много - в Саблуковке, а в дальних селах, незнакомых с нашей традицией, нас ожидали единицы, преимущественно прихожане.



Качкаровка, школа. 2011-2012

Посидеть за чаем с колбасой приглашали только прихожане. Эта возможность была, наверное, самым замечательным поводом перезнакомиться, узнать о житье-бытье, об истории прихода порасспрашивать. В эти дни мы чувствовали: приход живет, приход молится!

После обхода со святой водой и крестом всех комнат у хозяйственных и работящих, не отказывались заглянуть к домашним питомцам, покропить сад, виноградник.

Была и обратная сторона медали у хождения на Богоявление. Некоторые люди полагали, раз батюшку они пригласили, раз их покропили святой водой, то теперь ничего более делать не надо. Как в церковь до того не ходили, так и после. Но это уже была моя забота: почувствовать, кому что сказать, объяснить. Ну, попытаться хотя бы.

Школа и одержимые

Руководство школы с удовольствием нас приглашало. Мы обходили классы, актовый зал, спортзал, кухню, мастерские, котельную. Дети были в восторге. Только одна девочка сразу убегала. Школьники из нашей воскресной школы рассказывали: она в какой-то момент почувствует что-то для себя нехорошее и убегает из школы. Через несколько минут приходим мы со святой водой, а той девочки нет.



Качкаровка, школа. Раздача календариков с фотографией качкаровской Покровской церкви. 2011-2012

О ней рассказала директор школы. О ней и о мальчике, оба не совсем нормальные. Попросила о них специально молиться. Если смогу, встретиться, поговорить.

Как я слышал, девочка по окончании девятого класса уехала из Качкаровки и поступила в проффессиональное училище. На этом известия обрывались.



Качкаровка, церковь. Раздача календариков с изображением местной церкви. 2011-2012

С мальчиком сложнее. Его мать возила болящего по монастырям. Начали с Бизюкова, а потом и дальше поехали. Потом накупили подростку дивайсов, мальчик повзрослел и по видимости для домашних немного остепенился.

Однажды я наблюдал его припадок. Подъехали на моей «шестерке» к почте. Смотрим: у почты А. Ч., маленький, скорченный. А. Ч. в прошлом работал учителем математики, да спился и с головой у него были проблемы. Я не понял, что происходит, прихожане разъяснили. Тот самый подросток-одержимый вместе со своим другом бросают камни в старика А. Ч. Тот уворачивается и ругается.

Я бросился за руль, по газам, но «жигуль» способности догнать хулиганов не проявил. Они забежали за здание сельсовета и спрятались.

Позже я узнал, что в тот же день хулиганы выследили А. Г. и забросали камнями. А.Г. слег и через пару недель умер. Меня пригласили причащать его перед смертью. А. Г. увидал, был в сознании, четко сказал: «Я во все это не верю». Пришлось уходить. И погребение я не имел права совершать.

А мальчик рос, в школе учился, после Майдана стал волонтером АТО. Его мать работала директором элеватора и посещала раскольнический храм в Дудчанах. В 2022 осталась в Качкаровке, а непутевого сына отправила в город Днепр.

Дождалась «освободителей» в ноябре 22-го. В декабре того же года погибла во время обстрела от смертельного ранения осколка в голову.

миссионерство, духовные законы, Качкаровка, школа, одержимость, воспоминания, документальная проза, искушения, приходская община

Previous post Next post
Up