10 лет на приходе. Богослужения. Записки

Oct 22, 2023 22:33

Главка о том, что все знают, хотя как оно там происходит, больше известно самим священникам и алтарникам.

Записки

В каждом храме с порядком чтения записок существуют свои особенности. В одном древнем монастыре видел, как постоянным прихожанам обоего пола раздавали старинные тетради с многостраничным поминанием. В нашем Новокаховском кафедральном соборе читали записки всех священников епархии, записки объединили, вероятно, в отдельную тетрадь. Мой духовный отец на парастасе прочитывал все помянники трижды, сколько бы их ни было.



Записки на молебне. Григорие-Бизюков монастырь. Фото автора, 2021

Наш порядок сложился из опыта предшественников, кое-что было взято из способа поминания в киевских храмах и у духовного отца. Поскольку сохранилась значительная часть приходского архива Покровского храма с. Качкаровки, отдельными документами с середины 1950-х годов и сплошными тетрадями с конца 60-х, и этот полувековой опыт не остался невостребованным.

Вполне наш порядок сложился после Майдана, необходимо было несколько лет, чтобы взять одно, отказаться от другого. Уходили пономари, приходили другие, подкашивалось здоровье, ожесточалось смутное время.
На Литургии было два класса записок, во-первых, были «простые» с «заказными», во-вторых, сорокоустные.

С простыми - проще всего: их обычно читают на проскомидии, где священники читают, а где и пономари, либо священник с пономарями, он вынимает, они читают. Многие священники строго относятся к выниманию частиц: вынимают примерно столько же, сколько имен прочитали, а некоторые одинаково, имя - частичка, еще имя - еще частичка. Я обычно вынимал, вынимал, вынимал, потом читал, читал, читал, или наоборот.
После Майдана мы решили не требовать от прихожан и паломников фиксированного пожертвования. Правда, в реальности люди часто все равно спрашивали, им отвечали. Отсюда произошло изменение с «простыми»: мне приносили записки, я их читал на проскомидии, как и «заказные», а затем на сугубой ектении прочитывал вслух и те, и другие.



Страница из большого помянника по приходам и требам. Фото автора, 2020

Как правило, «простые» дают люди наиболее бедные, либо невоцерковленные, потому тех и других следовало поддерживать. В конце концов, Бог принимает жертву, и Он видит, как жертвуют и что жертвуют. Не мое дело распределять, кому «больше поминания», кому «меньше», Господь Вседержитель и распределит, и примет, и воздаст.

К сорокоустам у нас относились обычные литургические поминания на сорок литургий. В иных храмах видел, как число 40 выслуживается за одну Литургию трижды - на проскомидии пономарями, на сугубой ектении пономарями или священником, на молебне священником или пономарями. Если служить дважды или трижды в неделю, за пять-шесть недель сорокоуст можно окончить. Вопрос в том, что понимать под сорокоустом, троекратное поминание на одной службе с молебном, либо поминание на одной Литургии.

Один батюшка мне рассказывал о своей практике: он сорокоусты читает ежедневно, читает на Литургии, а затем в течение недели - на утренних молитвах. Мне кажется, ничего страшного здесь нет, просто священник или свечница должны объяснить человеку, что у них принят такой порядок.

К сорокоустам мы относили полугодовые, годовые, помянники на несколько лет, вечные. С тех пор, как к нашим покровским паломникам из Новой Каховки и Каховки прибавились бериславские и никопольские, а с трассы Херсон - Никополь стали заезжать путешественники на автомобилях, пачка сорокоустом стала внушительной. Я с трудом вычитывал ее на проскомидии, а на сугубой отдавал пономарям для повторного чтения. Сорокоусты отмечались по датам одной Литургии, отслуженные складывали в приходском музее, расположенном в притворе, напротив лестницы, ведущей на хоры и колокольню.

Часть помянников вычитывали пономари: мои помянники, повторно записки и сорокоусты, большие помянники благотворителей. Временами вынимал частички и читал сорокоусты на вечернем богослужении.

На Пасхе и престольном празднике вычитывать и вынимать все не удавалось, приходилось записки и сорокоусты оставлять на жертвеннике, чтобы все выслужить на следующих Литургиях.

Однажды на архиерейской службе на престол, единственной престольной при моем настоятельстве, в 2019 году на 100-летие храма, я всю службу, до середины анафоры, исповедовал, и вдруг обнаружил, что записки-то недо вычитать, вон сколько принесли! Владыка успокоил меня: он уже все вынул и вычитал вместе с иподиаконом Антонием. Так было радостно, что владыка к каждой душечке на празднике Покрова Пресвятой Богородицы проявил внимание и любовь.

Литургия, Качкаровка, Михаил Макеев, литургика, приходская община, Богослужение

Previous post Next post
Up