10 лет на приходе. Таинство Крещения-4. Армянин. Козни. Крестники. Крестные

Sep 17, 2023 22:34

Окончание. Крестный армянин

Лишь бы у крестных и родителей обнаруживалась хоть малая вера, лишь бы красные линии не переходили. Как, например, в случае с крестным армянином.

Обычное дело, приехали в Качкаровку из малого прихода, Мылового: хотим крестить мальчика. Договогрились, настал согласованный между нами день, приехала «делегация». Мы сказали, что необходимо, стали оформлять. У них все нормально - пожертвование, крестик, все хорошо, да вот, загвоздка. Ко мне подходит свечница, шепчет: батюшка, у них крестный армянин, что делать? А ничего страшного, думаю, мы крестили младенца из Новых Каир, в том селе проживает внушительная армянская диаспора, и Вазген, восприемник, был местный армянин. А новокрещеный был из редкой-редкой семьи реально верующих.

Спрашиваю армянина, кандидата в восприемники, крестные и молитвенники за младенца: вы крещены в Православной Церкви? Тот отвечает: я крещен в самой православной, да, я армянин, нуи что? Прошу назвать его, кто и где его крестил.

Армянин возмутился, южный темперамент, да я, да вот, и стал что-то искать в своем смартфоне. Я жду, все ждут, но он быстро находит: смотрите, здесь - наша столица дрэвняя Эчмиадзин! В монастыре крестили Эчмиадзинском.

- Понимаете, - говорю кандидату в восприемники, - Эчмиадзин - это великий город, древняя столица Армении, древняя столица Армянской Апостольской Церкви - ААЦ. Это так, но ААЦ не относится к числу православных Церквей. К сожалению, я не могу вас допустить в качестве крестного.
Члены «делегации» пытаются взять меня измором, но у них не получается, я снова вежливо говорю о непринадлежности ААЦ к числу православных Поместных Церквей.

Что же делать, что вы предлагаете? - спрашивают меня.
- Есть два варианта, - объясняю бабушке, по виду - главе «делегации». - Парень должен принять Таинство Крещения в Православной Церкви, только не нужно креститься, надо совершить часть чина, покаяние, Миропомазание. Но обязательно должен пройти чин присоединения к Православию. Другой вариант проще. Вы находите другого крестного мужского пола, и мы немедленно совершаем Таинство.

Тут-то и вышел скандал. Армянин кричит про Эчмиадзин, бабка - про другую церковь, где без проблем все сделают. Я развожу руками, ничего не могу сделать, - каноны! Мы с облегчением возвращаем пожертвование, крестик и прочее. Плохо: сорвалось Таинство, да и копейка нужна - в глуши служим, зато совесть чиста.
А у них наверняка на крестины заготовлены колбаса, сыр, пирог, окорочек, голубцы, гости. Гости ждут, готовят подарки и небольшую денежную сумму. Еду уже покупают, нарезают, готовят, разогревают, охлаждают, накрывают.

Ничего не пропало, думают представители «делегации», и мчатся креститься в Берислав. Как я узнаю несколькими днями спустя, отец В. им также отказал, когда узнал, что у них не вышло в Качкаровке. Тогда они мчатся в другой храм - район большой. Не застают на месте священника, мчатся в Дудчаны, с православным отцом А. снова не сложилось, и они «крестятся» в том же селе у раскольника «УПЦ КП».

Крестины, козни, баптистерий

Году эдак в 16-м, 17-м или 18-м крещения закончились. Никто не обращался ни из Качкаровки, ни из других мест. Или приходили, расспрашивали и исчезали.

Хорошо запомнилось: численность прихода на воскресной Литургии в 2014 была примерно такой же, как и в предыдущие годы. И только в 2015, через год-полтора после Майдана, число прихохожан резко сократилось. Виной тому была, прежде всего, естественная убыль, - преставились Господу келейница настоятеля 80-х и 90-х годов отца Виктора Орлова Нина Макаровна, преставились Людмила, Иван, другой Иван, регентша Мария. Некоторые уехали на заработки и на ПМЖ - в Польшу, Чехию, Эстонию, на Мальту, в украинские города - Киев, Кривой Рог, Херсон, Одессу, Берислав.

Новые прихожане приходили и уходили, надолго не задерживались. Их, новых, начиная от 14-15-го годов, было два-три человека, но и они через некоторое время переезжали в город. Добавились новокрещенные, также единицы, добавились некоторые крепкие верующие, более или менее регулярно приезжавшие издалека.
Во всем жизнь в нашей глуши протекала по видимости с той же размеренностью, с причащением в воскресенья и праздники, с молебнами, панихидами, отпеваниями, соборованиями, Великим постом совершались архиерейские богослужения, службы Великого поста и Страстной седмицы, но крещения попросту прекратились.

Духовный отец однажды после Майдана в телефонном разговоре строго указал мне на недопустимость совершения Таинств Крещения и Миропомазания во время Великого поста. Я на это ранее не обращал внимания, когда попросят, тогда и назначаем, главное, чтобы родители и восприемники были верующими, чтобы обещали молиться о ребенке, водить его на причастие, воспитывать по-христиански.
Помню, один из младших клириков поднимал этот вопрос на епархиальном собрании:

- Владыко, скажите, можно ли крестить во время Великого поста?
Ответу владыки я не удивился: конечно, можно! Действительно, канонически и литургически никаких препятствий не обнаруживается.

Однако, духовный отец объяснил мне, что родственники и крестные устраивают после Таиства крестины, на которых напиваются водки и наедаются скоромного. Конечно, для них крещение и крестины неразрывно связаны. До определенного момента я представления не имел, что происходит с «делегацией» чаще всего после Таинств, чинопоследования, научения вере и торжественных обещаний. Пригласили на крестины лишь однажды, то были наши прихожане, тем не менее, без ругани и ссоры на грани драки не обошлось.

Кроме того, духовный отец показал мне памятку, скорее расписку, которую у него на приходе в Киевской области подписывают восприемники. Памятка примерно такая: «Мы, крестные младенца имярек, обязуемся воспитывать крестника (крестницу) в православно-христианской вере…» и прочее. Духовный предложил мне взять такую, скопировать и делать точно так же у себя.

Поскольку практика подписывания памятки или расписки отличается от моей практики только по форме, у меня все устно, у батюшки устно и письменно, я согласился. Один или два раза так и сделал. Восприемники были не в восторге, но нехотя согласились. Одно дело, обещать и вскоре забыть собственное обещание, другое - обещать на словах, да еще и расписаться в этом на бумаге, напоминающей любой другой письменный документ.

В это самое время и закончились крещения. Год нет крещений, полтора, звоню духовному отцу, спрашиваю, как и что у него, он первое слово: людей нет, ничего нет. Тогда я жалуюсь старцу на полное или почти полное прекращение крещений.

- Ты что, не слышишь?! Я же тебе говорю, никого нет.
Стало быть, и у духовного отца в это время прекратились крещения, остались только Литургии, бдения, похороны. Причем на Литургии у него по-прежнему до ста человек, а то и более, младенцев причащается несколько десятков, и даже на вечерних богослужениях народу немало.

На второй или на третий год после прекращения Таинств вхождения в Церковь вдруг «люди образумились», пришли узнавать, договариваться, пришла одна женщина - такие бывают «главами делегаций», пришла девушка - за себя, еще одна или две семьи. Некоторые приходили по несколько раз. Девушка - первый и последний раз на приходе! - пришла на беседу, прослушала беседу от начала до конца, поблагодарила.

Приходила со своим отцом, я объяснил им, что крещение взрослых, пока нет баптистерия или большой емкости, у нас совершается в Днепре, сначала в храме, потом в Днепре, и завершается снова в храме. Объясняю, мол, можно в купальнике, накрывшись простыней. Все меня вежливо слушали, соглашались, но никто на крещение так и не явился.

Как позднее стало известно, многие из наших односельчан крестились в соседнем приходе у православного священника или у раскольников. На причащении я спрашивал: где крестились, в таком-то православном или в таком-то раскольническом храмах? Крещеных в канонической Церкви, конечно, допускал, даже если обливали, окропляли, ополаскивали. С крещеными у раскольников бывали конфликты - вежливые разъяснения не очень помогали.

И только в конце 2020 года, когда местные плантаторы и депутаты из националистов развязали против меня грязную клеветническую кампанию, я стал догадываться о том, что близкие к ним люди уже давно действуют как агенты влияния. В ход шли и «странности» богослужения, такие как подробное толкование Символа веры, крещение в Днепре, памятки о христианском воспитании, и сказанные иной раз резкие слова, и националистическая кампания против УПЦ - Русской Православной Церкви на Украине, и откровенно несуразные клеветнические измышления, и требование отдельных «захожан» держать двери церкви открытыми с утра до вечера.

С другой стороны, никто не вынуждал меня идти на сделку с совестью. Никто не просил «поскорее и попроще», чтобы пожертвование стало для меня тем же, что тридцать сребренников для Иуды Искариотского.
Но у меня осталась молитва о крещеных, их восприемниках и сродниках. Надо было смиряться пред обстоятельствами и волей Божией.

Тогда мы стали строить баптистерий. В 18-20-м годах поступали пожертвования со всей Украины на ремонт и благоустройство храма. Часть денег я употребил на строительство баптистерия.
Строить пришлось самому, только с обработкой камней помогали прихожане, да тяжелый пиленый известковый камень Д. перевез мотоциклом. Постоянно держал связь с архитектором из Киева, для контроля ставил в интернете фотографии. Иногда по несколько раз в день созванивался, выясняя всевозможные строительные премудрости.

На 100-летие Покровской церкви села Качкаровки приезжал владыка, служил праздничное архиерейское богослужение. В то время я заканчивал верхнюю часть бассейна баптистерия. Владыка осмотрел и благословил обязательно сделать поручни, поскольку в таком баптистерии легко поскользнуться.
В 20-м баптистерий был готов, только без отделки мозаикой или плиткой, без соединения поручней и металлического каркаса беседки.
Заливали водой - крестить можно.

«Покрестите мой дом»

Слова «крестить», «крещение», «крестник», «крестный» в сознании нашего невоцерковленного народа приобретали слишком широкий, иногда причудливый смысл. В голове перемешивались «вечери», бабкины объяснения, фильм «Крестный отец», традиции «коронований» и «крещений» постсоветского криминального мира.

Меня часто просили: батюшка, покрестите меня! Имелось в виду: окропите святой водой, иногда - благословите. Просили: батюшка, покрестите мою машину, покрестите мой дом, огород, корову и козу.
Люди тянулись ко святыне. Неумело, часто с пьяну. Такие, как правило, не умели перекреститься правильно. Но и таких Господь призывает и призывает в Свои объятия.

Крестники

Воспоминание о множестве крещеных, младенцах, подростках, взрослых вкупе с восприемниками, родителями и «делегациями» позволяет говорить о них как об образе целого сельского и отчасти городского общества, поскольку на крещение приезжали из близлежащих городов и сел.

Со стороны казалось,что живут люди у нас примерно одинаково. Только одни ходят в храм, другие - заходят, третьи - проходят мимо. Но сами прихожане рассказывали мне: у нас есть богатые и есть бедные, такие-то богатые, такие-то бедняки. Безнадежная нищета, запойное пьянство, хулиганство, суеверие, душевное отчаяние, безнадега, преступные «традиции» - во всех состояниях человека тянется к нему рука Божия, и таких отверженных я наблюдал среди моих крещеных.

К концу 2022 года воля Божия проявилась отчетливо. Если взять мои списки крещеных младенцев и взрослых, то из них единицы остались на месте. Или даже ни одного человека. Абсолютное большинство рассеялось: кто в Россию эвакуировался на старые и новые территории, кто в Польше, Германии, Дании, а кто поблизости, в Кривом Роге, на Западной Украине. Уехали целыми семьями, целыми классами.

Однажды я встречал своих бывших прихожан в Крыму, около автостанции города Красноперекопска. Автобуса с беженцами все не было. Разговорился с прохожим, тот был прихожанином местного храма. Какой-то автобус со стороны Армянска остановился невдалеке, снова поехал, темно, кто вышел из него или зашел, не разобрать.

Автобус этот проезжает светофор на зеленый сигнал, и какие-то дети машут руками, бьют по окнам, наверное, кричат - на шумной проезжей части не слышно. Меня здесь никто не знает, думаю, моего собеседника дети приветствуют. Поворачиваюсь к нему:

- Батюшка, это не вас дети приветствуют? - я только плечами пожал.
Автобус проезжает, и мне машут рукой с обочины. Значит, наши вышли. Оказалось, автобус был эвакуационный, а дети махали руками действительно, мне! Те самые дети, из неблагополучной семьи, которые, в отличие от «благополучных», приходили на службу, у которых было четверо, позже пятеро крестных. А с ними переезжало в эвакуацию чуть не полприхода моих чад, помощников, прихожан, односельчан.

И что у меня осталось? - воспоминание и поминание. Ну, и слава Богу! Многого ли от нас требует Господь: будьте образом и подобием, будьте людьми, это значит, заповеди исполняйте, ищите и обрящете.

Встречи с крестными

В завершение главы расскажу о двух встречах с крестными или родителями и о своей крестной.
Однажды пришел в храм человек высокого роста, состоятельный, в возбуженном состоянии.

- Батюшка, я сразу к вам!
- Хорошо, рассказывайте.
- Батюшка, у меня фура мост обрушила, человек еле живой остался - водитель. А я - хозяин. Понимаете?
- Пока не очень.

- Так вы крестили нашего ребенка, мы из Днепропетровской области, Ордженикидзе, так необычно, понравилось. Так вот, хочу поблагодарить, пожертвование дать.

Оказалось, одна из фур посетителя шла, как обычно, с перегрузом, мост в районе реки Бузувлук не выдержал, рухнул. Водитель чудом остался жив, товар только отчасти пропал, и хозяин фуры помчался в соседнюю область, Херсонскую, чтобы Бога благодари ть и меня благодарить.

Вот только, чудом мне представилась благодарность незадачливого предпринимателя. Хотя, Бог весть, возможно, многие участники Таинства Крещения помнят и держат в душе запечатленное, и иногда эта память вспыхивает огнем веры.

Другой случай - почти обыденный. После праздника Богоявления по согласованию с отцом благочинным я совершал славление Бога и окропление святой крещенской водой в городе Бериславе. Прошел по этажам полиции - РОВД, заходил в кабинеты, куда приглашали и допускали. В одном из кабинетов меня узнал один из сотрудников.

- Мы крестили у вас ребенка. Так необычно, благодарю вас!
А я признателен людям за то, что помнят о крещении, молятся, в храм водят и предлагают ребенку правильные книги и правильные фильмы.

Крещен я был в младенчестве в Крестовоздвиженской церкви на Подоле в Киеве. Родители, их братья и сестры, значит, все сродники, были неверующими.

Нет, ощибаюсь, были верующие. Бабушка по матери умерла до моего рождения, дед-фронтовик на старости лет женился, вот, у мачехи Лидии и были дома иконы. Я ее очень любил, никого не видел добрее «тети Лиды». После ее смерти иконы передали тетке, супруге одного из братьев матери. Эта бабушка точно была верующей, она говорила: Бог есть, а я с ней спорил.

Наверное, бабушки поминали меня в своих молитвах. Но более всех мне Господь явил свою милость с восприемницей: моя крестная была верующей!

Об этом я узнал после службы в армии, в конце 80-х - начале 90-х. Никаких разговоров о вере не было, да и общения не было, кумовья годами не встречались, только созванивались. Выходит, осталось одно поминание крестной непутевого крестника, но поминание постоянное, годами! И домашняя молитва.

Крестная работала в одном из министерств бухгалтером. Как бухгалтер, она помогала местному приходу в нашем районе Киева с отчетностью и регистрацией юридического адреса. Мое рукоположение стало для нее неожиданностью - о воцерковлении еще с 90-х никто ей не говорил.

Тогда, в конце 80-х, она хотела меня женить на верующей девочке. Девочка закончила нархоз, как моя мама и крестная, распределялась в Севастополь. Объяснила, как в церкви руки держать, не перед собой, не за спиной. А через много лет я переехал в Крым и Херсонскую область, чтобы служить Богу, наставлять крестных и крестников.

Таинства, Промысл Божий, сакраментология, воспоминания, Крещение, документальная проза

Previous post Next post
Up