Особые дни в июле - на протяжении недели выпадает сразу несколько памятей первых святых земли Киевской и вновь установленный на 28 июля н. ст. (15 по ст. ст.) праздники Крещение Руси и Собор Киевских святых. Памяти идут подряд, почти каждый день: преподобного Антония Киево-Печерского, начальника всех русских монахов (10 июля, 23 по н. ст.), равноапостольной великой княгини Ольги, во Крещении Елены (11, 24 по н. ст.), мучеников Феодора варяга и сына его Иоанна (12, 25 по н. ст.), равноапостольного великого князя Владимира, во Крещении Василия, в той же день праздник Крещения Руси, Собор Киевских, апостола Андрея Первозванного (15, 28 по н. ст.).
В некотором календарном отдалении совершается память святых мучеников благоверных князей Бориса и Глеба, в Крещении Романа и Давида (24 июля по ст. ст., 6 августа по н. ст.), в ту самую богослужебную Киевскую седмицу вклинивается память святого нового Синодального времени преподобного Феофила Киевского, Христа ради юродивого (14 июля по ст. ст, 27 июля по н. ст.), во вторую седмицу, до святых князей-братьев, память некоторых Киево-Печерских (преподобные Иоанн Многострадальный, Памва, Паисий, Онуфрий, Поликарп архимандрит). Еще одно удивительное явление Промысла Божия: в дни второй «большой седмицы» празднуется чудотворным иконам двух лавр УПЦ - Святогорской и Почаевской!
Самой первой святой по времени жизни и блаженной кончины стоит жена - равноапостольная Ольга. Согласно легендам и преданиям, вошедшим в «Повесть временных лет» (начальная редакция и составление преподобного Нестора Летописца), правление ее до Святого Крещения было жестоким и немилосердным. Святая Ольга - великая молитвенниица о своем внуке Владимире, о русской знати и простом народе.
Следующими по времени жизни и мученической кончины стоят святые Феодор и Иоанн (983 г. по Р. Х.). Церковь созидается на крови мучеников, известно из древней церковной истории, - апостолов, мужей апостольских со святыми Игнатием, Климентом, Поликарпом, мучеников-апологетов, включая Иустина Философа, Иринея Лионского и целый сонм мучеников середины III - начала IV столетий, здесь и мученики Георгий, Димитрий, Пантелеимон, Феодор.
Язычник великий князь Владимир решил принести человеческую жертву богам-бесам, киевская элита из варягов, а более из местных бояр, приложила руку к убийству варягов-христиан. Но, как Иисус Христос победил смерть, диавола и иерусалимскую элиту, так киевских элитариев победили мученики варяги Феодор и Иоанн. Владимир стал искать Святого Крещения и уже вскоре стал совсем другим человеком, о чем необходимо писать отдельно.
Самыми первыми прославленными древними киевскими святыми были мученики Борис и Глеб. Прославление зафиксировано уже в XII веке. Подобно тому, как Крещение Руси стало результатом духовного, культурного, экономического и военного взаимодействия Руси и Византии, святые братья ведут род от бывшего язычника великого князя Владимира и матери, византийской принцессы Анны. Всему Русскому миру явили Борис и Глеб верность Христу и нраву Христову - незлобию, братолюбию, кротости, любви.
Установление празднования Крещения Руси в день памяти равноапостольного Владимира имеет короткую недавнюю историю. До революции Крещение праздновалось 1 августа по старому стилю, чему историки и богословы приводили обоснования. Существует предположение, что именно в этот день киевляне по призыву святого великого князя Владимира вошли в воды Почайны, притока Днепра в районе Подола, для совершения Святого Крещения.
Краткое описание двух Киевских седмиц было бы не полным, если не сказать о другом летописце Киево-Печерском, после святого Нестора, - архимандрите Поликарпе. Именно Поликарп продолжил Несторову летопись и, вероятно, внес редакторские правки. Все святые земли Киевской, молите Бога о нас!