Прот. Михаил Макеев. 1. Все помнят скандальную историю, связанную с «похищением двух монахинь киевского Покровского монастыря». Действительно, двух насельниц святой обители вывезли в лес под Киевом, но редко упоминают, что это были настоятельница монастыря игумения Каллисфения и ее келейница, а самое деятельное участие в этом принимал митр. Александр (Драбинко). Отец Михаил написал горячее отрытое письмо в поддержку игумении и монахини, назвал Каллисфению мученицей, но имен похитителей не называл. Митрополит-похититель ушел от ответственности, но после этого в течение нескольких лет продолжал служить. Только после его участия в разбойничьем соборе по поводу «дарования Томоса» он был запрещен в священнослужении, но, насколько мне известно, из сана не извергнут.
Успенская Киево-Печерская лавра. Реставрационные работы. 2019, октябрь. Фото автора
Неоднократно протоиерей Михаил Макеев обличал начальство Киево-Печерской лавры и некоторых других киевских монастырей (писал обращения, рапорты) за продажу в пост, даже в Великий пост, скоромных яств. Продаются скоромные пирожные, ватрушки, пицца с колбасой, пирожки с мясом, хот-доги. Защитники сего безобразия
аргументируют таким образом: 1) надо за собой смотреть, за своими грехами, 2) а диабетчики, а язвенники, это ж люди пострадают, 3) а много невоцерковленных, они обидятся, им нужно молоко и прочая мягкая пища, 4) ну и, средства же на ремонт, на возведение храмов.
Однако, отец Михаил в таких продажах, даже на Страстной седмице, на первой седмице поста видел соблазн, и прежде всего, тем же больным, тем же невоцерковленным, которые прекрасно могут взять с собой «тормозки» или покушать вне лавры и других киевских монастырей. Нечто подобное я наблюдал в Петров пост в одном из монастырей Крыма. Продается кекс скоромный и кекс постный, и вашим, и нашим, и Богу, и дьяволу.
Отец Михаил предупреждал, что за такие соблазны малых сих Господь накажет братию и начальство. Безусловно, там есть и другие грехи, и исповедничество многих, но речь не о том. С нашего попущения греху малому мы впадаем в грех больший и даем право противнику нашего спасения нас истязать.