Корсунский монастырь Новокаховской епархии. История. Часть 2

Jun 22, 2023 18:55

Продолжение истории Корсунского монастыря Новокаховской епархии, в прошлом мужского старообрядческого в подчинении Екатеринославскому архиерею, затем единоверческому, с сер. XIX века - православному в составе РПЦ. Серьезной ошибкой будет называть монастырь первоначально просто старообрядческим, поскольку старообрядческим вне подчинения Священноначалию РПЦ монастырь не был никогда. Единоверческим монастырь стал ок. 1803 года, это условная дата, т.к. указ о единоверчестве вышел в 1800, но в документах монастыря в госархиве Респ. Крым о единоверчестве упоминания появляются только в 1803-1804 годах, не ранее.

В "ПЭ" публикация истории Корсунского монастыря здесь: https://www.pravenc.ru/text/2458759.html в ЖЖ Часть 1 здесь: https://dm-jurevch-67.livejournal.com/476525.html в ВК Часть 1 здесь: https://vk.com/id745137063?w=wall745137063_428 В Части 2 истории Корсунского монастыря рассматривается период XIX века от смерти архимандрита Иоасафа и настоятельства архимандрита Кирилла до конца века. В статье в частности речь идет: о преемственности иерархии обители, преобразовании в православный, нестроениях среди братии обители, попытках перевести м-рь в Подмосковье, экономическом положении, архитектуре, статистические данные, кратко приводятся биографические данные настоятелей.

Архим. Кирилл († 6 сент. 1826) похоронен за алтарем собора. Его преемником стал казначей К. м. иером. Тихон (Иноземцов). Он происходил из мещан г. Тирасполя, в 1819 г. поступил в К. м., в 1824 г. пострижен в монашество архим. Кириллом, в 1826 г. рукоположен во иеромонаха, в 1830 г. возведен в сан игумена, в 1837 г.- в сан архимандрита (ГА Респ. Крым. Ф. 118. Оп. 1. Д. 5703. С. 2).

После утверждения единоверчества в 1799 г. братия К. м. осознала неудобство «окраинного положения», удаленность от старообрядческих центров и обратилась через действительного тайного советника кн. Н. Б. Юсупова к имп. Николаю I с прошением о приобретении земель у Измайловского дворца близ Москвы для братии К. м. (Бельский. 1999. С. 80). После 1822 г. К. м. располагал большими средствами благодаря повышению цен на соль (до 95 к. за пуд), что давало свыше 33 тыс. р. ассигнациями годового дохода, и мог полностью оплатить приобретение дворца, новых земель и переселение монахов. Однако имп. Николай I не подписал прошение.

Днепровский и Мелитопольский уезды были населены не только старообрядцами-поповцами, но и беспоповцами различных толков, колонистами из католич. и протестант. стран, беглецами из крестьян, преступниками, что не могло не оказывать влияние на нравственное состояние населения края. В письме 1-го департамента Мин-ва госимуществ Синоду отмечалось, что многие клирики Мелитопольского и Днепровского уездов сами являлись причиной падения нравственности: пьянство, воровство, разврат были характерны для некоторых священнослужителей Сев. Таврии (Катунин. 1993). Не избежал упадка внутренней жизни и монастырь. В 1836 г. в К. м. проживали 23 монашествующих и 25 послушников, из них иеродиак. Варсонофий (Пономарёв) значился под запретом из-за «состояния худого, пьянственного, при том же и грубиян, двое послушников состояния посредственного» (ГА Респ. Крым. Ф. 118. Оп. 1. Д. 5703. С. 4, 9). Один из тех, кого в 1836 г. определяли «состояния хорошего, к послушанию способен», был иеродиак. Евфимий (Дурнавин), происходивший из крестьян и в 1824 г. поступивший в обитель. В 1837 г. он похитил из монастыря 44 тыс. р. ассигнациями и 2 антиминса. Разразился скандал, 79-летний архим. Тихон заболел и вскоре скончался, похоронен рядом с архим. Кириллом I, за алтарем Корсунского собора.

С 1840 г. К. м. управлял иером. Иона (Панкеев), постриженик архим. Кирилла I. В 30-х гг. XIX в. большинство братии К. м. были пострижены архим. Кириллом; многие происходили из таврического единоверческого центра с. Б. Знаменка: иеромонахи Сергий (Панкеев), Симеон (Двоезерский), Иона (Панкеев), Герасим (Панкеев), иеродиак. Иоасаф (Рыльский). Иером. Иона, вступивший в К. м. в 1820 г. и постриженный в 1823 г., с марта 1831 по март 1832 г. управлял второклассным Бизюковым Пропасным во имя сщмч. Григория монастырем. В 1842 г. иером. Иона был назначен строителем К. м. В 1845 г. иеродиак. Силуан направил на имя архиеп. Гавриила (Розанова) донос на строителя иером. Иону и казначея иером. Иоасафа. Впоследствии разбирались и др. дела с участием настоятеля и братии (Бельский. 1999. С. 81-82). В ходе следствия вскрылись факты неблаговидного поведения строителя и казначея (ГА Херсонской обл. Ф. 198. Оп. 1. Д. 76), к тому же оба оказались замешаны в деле о попытке ограбления К. м. солдатами-горнистами Софийского морского полка в 1844 г. В действительности вечером в день праздника Рождества Христова солдаты-горнисты устроили маскарад, представившись иером. Ионе свитой генерала крымских соляных приисков во главе с самим генералом. Настоятелю удалось выпроводить дебоширов, но впоследствии выяснилось, что казначей иером. Иоасаф принимал у себя в келье в канун совершения литургии театральное зрелище, т. е. переодетых солдат. 18 марта 1847 г. иеромонахи Иона и Иоасаф были запрещены в священнослужении, бывш. строитель 17 дек. отправлен под надзор в одесский в честь Успения Пресв. Богородицы мон-рь (Бельский. 1999. С. 81), а бывш. казначей 18 апр. повторно запрещен по делу «о зрелище» и 10 дек. сослан в Бизюков мон-рь. В июне 1848 г. архиеп. Херсонский свт. Иннокентий (Борисов) утвердил иером. Иоасафа (Рыльского) в штате Бизюкова мон-ря, но запрета с него не снял (ГА Херсонской обл. Ф. 198. Оп. 1. Д. 73. С. 2-4 об., 13-14, 164-164 об., 169-170 об.).

В ведомости 1841 г. все монахи К. м. характеризовались положительно, только иеродиак. Павел (Проценко) при «хорошем состоянии» находится под запретом в священнослужении. В 1846 г. число монашествующих сократилось, большинство монахов в священном сане оказались «не верны в послушании», «состояния плохого или посредственного» (ГА Респ. Крым. Ф. 118. Оп. 1. Д. 5703. С. 81-87, 173-182). В К. м. произошли и новые скандалы: иером. Даниила (Бондарева) в 1847 г. лишили сана, а иеродиак. Павла после ссылки в Бизюков мон-рь запретили в священнослужении.

Важнейшим поводом к закрытию единоверческого мон-ря и последующему преобразованию в правосл. обитель послужило нравственное состояние братии. Синод назначил ревизию К. м., к-рую проводил настоятель Бизюкова мон-ря и ректор Екатеринославской ДС архим. Иона (Капустин). Материал, накопленный в ходе ревизии и уголовных дел, давал основания для смены насельников и преобразования мон-ря в православный. Одной из причин «охлаждения» братии в вере, по мнению иером. Ионы (Панкеева), явилось низведение особенностей старообрядчества к наличию старопечатных книг, особых напевов и формы камилавок (Бельский. 1999. С. 82). Временно управлявший К. м. архим. Иосиф неоднократно утверждал, что монастырь посещается почти только правосл. богомольцами и в обитель хотели бы поступить мн. достойные правосл. люди, а сама братия в прошении выражала желание, чтобы К. м. был приведен в «неразнственное» с правосл. монастырями положение. Все эти основания и были указаны в рапорте Синоду новоназначенного архиеп. Херсонского Иннокентия (Борисова). Свт. Иннокентий указывал, что для восстановления благоустройства на началах единоверия нет возможностей, т. к. отсутствует достойная братия, единоверцы мон-рь не посещают, а правосл. верующие могут «соблазниться» от различия в пении и обычаях (Корсунский 1-кл. муж. мон-рь. 1897. С. 965-966).

В 1846-1848 гг. К. м. возглавляли иером. Димитрий (Глазунов), архим. Иосиф и иером. Кирилл II (Кривоузов). Первый состоял под следствием по оговору Арсения Некрасова, архим. Иосиф был назначен Синодом в нач. 1847 г. временно управляющим обители и в кон. 1847 г. переведен настоятелем Климовского Покровского единоверческого мон-ря Черниговской епархии. Иером. Кирилл II происходил из духовного сословия, в 1810 г. рукоположен во диакона, в 1812 г.- во иерея. С 1822 г. исправлял должность благочинного, в 1837 г. по приглашению архиеп. Гавриила (Розанова) поступил в братию Бизюкова монастыря; в 1842 г. в одесском Успенском мон-ре пострижен в монашество, в 1846 г. назначен благочинным К. м., 14 дек. 1847 г.- управляющим обителью. Однако и многоопытный иером. Кирилл II допустил финансовые нарушения и в авг. 1848 г. отправлен свт. Иннокентием на покой в Бизюков мон-рь (Бельский. 1999. С. 83).

Благодаря значительным ежегодным доходам К. м. передавал крупные суммы на благотворительность: в 1842 г. пожертвовал 5 тыс. р. на строительство жен. мон-ря в Одессе, оплачивал ежегодно содержание в школах 5 мальчиков и 5 девочек духовного звания, содержал единоверческую церковь и причтовые дома в Херсоне.

В 1848 и 1849 гг. по указам Синода К. м. стали управлять Херсонские архиереи с правом иметь наместника. Им было предписано принять меры «в нравственном отношении» и по хозяйственной части; мон-рь возведен в степень первоклассного, без назначения штатного обеспечения. Архиеп. Иннокентий сразу же назначил новых клириков на руководящие должности: в июле 1848 г. из архиерейского дома в Одессе был перемещен благочинным К. м. иером. прмч. Парфений (впосл. настоятель Кизилташского во имя свт. Стефана Сурожского монастыря). Наместником К. м. при настоятеле архиеп. Иннокентии (Борисове) стал иером. Доримедонт, обучавшийся в Черниговской ДС, казначеем - рясофорный прот. Иеремия Гайдабура, экклесиархом - иером. Прокопий (Сливков).

С 1857 г. К. м. управлял архиеп. Димитрий (Муретов). В 1850 г. наместником определен 42-летний игум. Николай (Ковалевский), сын священника, учившийся в Екатеринославской ДС. В 1854 г. новым наместником назначен архим. Митрофан, выпускник Орловской ДС. В 1855 г. в К. м. пострижен в монашество Николай (Левченко), ставший преемником игум. Парфения на должности настоятеля Кизилташской киновии после трагической гибели игумена в 1866 г. (ГА Респ. Крым. Ф. 118. Оп. 1. Д. 5703. С. 252-255, 335-337; Д. 5934. С. 488-491; Бельский. 1999. С. 83). В 1860-1863 гг. наместником К. м. был иером. Гедеон из военного звания, выпускник Харьковской ДС.

По выделении Таврической епархии из состава Херсонской в кон. 1859 г. К. м. остался в составе последней на 3 года, но в 1863 г. вошел в состав новосозданной Таврической епархии. При этом управлять К. м. стали настоятели.

После хищения крупной суммы денег в 1837 г. и потрясений 40-х гг. XIX в. экономическое благосостояние мон-ря несколько пошатнулось. Ежегодный соляной доход с 1858 г. составлял не более 10 тыс. р., т. к. братии снова стали выделять участки на озерах, где они могли добывать соль. Однако в 60-х гг. в мон-ре стали разводить скот: в 1868 г. К. м. владел стадами овец - 1936 голов, коров, телок и быков - 157, телят - 51, бугаев - 9, лошадей - 140, волов - 21 пара. Значительные суммы из ежегодных доходов К. м. перечислял на епархиальные нужды, в т. ч. на восстановление храмов и мон-рей после Крымской войны, на строительство училищных зданий, кафедрального собора, на содержание духовных школ епархии, а в 70-х гг. XIX в.- на строительство здания Таврической ДС. С 1864 г. К. м. выделял от 3 до 5 тыс. р. на содержание уч-ща для девиц духовного звания, пока в 1881 г. не упали доходы от соляных промыслов. Доход от продажи свечей 500 р. с 1866 г. мон-рь полностью направлял на содержание духовного епархиального муж. уч-ща.

С 1864 г. К. м. снова возглавил архим. Николай (Ковалевский), в 1854-1864 гг.- настоятель бахчисарайского в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ря, с 1860 г. благочинный крымских мон-рей и скитов. В 1869 г. из Бахчисарайского скита в К. м. был переведен архим. Дионисий (Никольский; 1814-1895), выпускник Курской ДС. В 1870 г. архим. Дионисию было преподано архипастырское благословение еп. Таврического Гурия (Карпова) за «заботливость к благоустройству» обители (ГА Респ. Крым. Ф. 118. Оп. 1. Д. 5934. С. 488-491; Д. 6065. С. 587-591, 927-928). Однако в 1871 г. обострились взаимоотношения между братией, нестроения осложнялись тяжелым экономическим положением обители в 1873-1874 гг. (Там же. Д. 860, 872, 874, 876, 1038, 1111).

В 1876 г. К. м. управлял епархиальный архиерей. По ходатайству свт. Гурия указом Синода от 31 марта 1876 г. архим. Дионисий был оставлен наместником, но в 1877 г. он был переведен в Бахчисарайский скит. В 1877 г. К. м. с правами наместника управлял иером. Маркиан (Иванов). В 1878-1882 гг. наместником служил иером. Иринарх (Загородский; † 1882, погребен на монастырском кладбище). После его смерти управляющим снова стал иером. Маркиан, в 1887 г. утвержденный в должности наместника (Там же. Д. 6135. С. 912; Д. 6165. С. 6-7).

В 1872 г. в К. м. проживало 27 чел. братии: архимандрит, 6 чередных иеромонаха, вдовый священник, 5 иеродиаконов, 4 мантийных монаха, 10 указных послушников; в 1881 г.- 34 насельника; в 1884 г.- 8 иеромонахов, 2 иеродиакона, 8 монахов и несколько послушников; в 1886 г.- 8 иеромонахов, 5 иеродиаконов, диакон, 7 монахов и 14 послушников; в 1893 г.- игумен, 9 иеромонахов, 4 иеродиакона, 5 монахов, 3 указных послушника, 28 послушников на испытании; в 1908 г.- наместник-игумен, 25 иеромонахов и монахов и 60 послушников. В 1897 г. в К. м. на покое пребывал еп. Владимир (Шимкович). С началом первой мировой войны число братии, особенно послушников, уменьшилось, резко упали доходы. Монастырские средства направлялись преимущественно на благотворительные цели, связанные с военными действиями, принятием беженцев, устройством госпиталей (Там же. Д. 6135. С. 912; Д. 61. С. 6-24).

К 1848 г. в К. м. находилось 4 церкви: 5-главый Корсунский собор (1803) с чтимой Корсунской иконой (слева от царских врат), принесенной, по преданию, архим. Иоасафом из Стародубья при основании обители; теплая ц. во имя прп. Михаила, исп. Синадского (1804; позднее к ней пристроены трапезная, келарня, братские кельи по образцу афонских мон-рей); ц. свт. Николая Чудотворца с приделом свт. Иоанна Златоуста в настоятельских кельях; ц. во имя вмч. Димитрия Солунского (1802); колокольня с часами и св. вратами. За монастырской оградой располагались гостиный, скотный и конюшенный дворы. В скиту, устроенном в 7 верстах от К. м. при рыбном заводе, имелась ц. во имя свт. Митрофана. В монастырской б-ке находилось несколько старопечатных книг, в т. ч. Острожская Библия (1581) (Мурзакевич. 1848. С. 312).

К кон. XIX в. на территории К. м. располагались трапезный храм во имя свт. Иннокентия Иркутского (1888; построен вместо обветшавшего храма еп. Михаила, исп. Синадского), домовый храм во имя свт. Николая Чудотворца, освященный 23 апр. 1889 г. еп. Таврическим Мартинианом (Муратовским), в архиерейских покоях нового 2-этажного настоятельского корпуса (1882), 3-ярусная колокольня (1891), 5 братских корпусов, за оградой - обширные гостиничные корпуса, на кладбище - храм Воскресения Христова, освященный в 1857 г. еп. Димитрием (Муретовым). К нач. XX в. у входа в собор был поставлен памятник «Сидящий Афанасий», изготовленный из воска, а рядом устроена касса, в которую прихожане и паломники бросали медные и серебряные монеты (Сєрiков. 1997. № 27. С. 6).

В 80-х гг. XIX в. соляной промысел для К. м. окончательно потерял значение ввиду отмены акциза на соль. В 1890 г. К. м. снова получил право на добычу соли в Перекопском у. на условиях платы по 16 р. за каждую добытую тысячу пудов соли. Однако уже в 1892 г. игум. Маркиан просил архиерея расторгнуть договор с казенным ведомством о добыче соли (ГА Респ. Крым. Ф. 118. Оп. 1. Д. 2172. С. 1-4 об.). К 1892 г. мон-рю принадлежал молитвенный дом во имя свт. Николая Чудотворца, построенный на соляных озерах в Перекопском у. В связи с окончательным отказом от добычи соли архим. Маркиан обратился к еп. Таврическому Мартиниану с прошением о безвозмездной передаче молитвенного дома к.-л. близлежащему, вновь образовавшемуся приходу (Там же. С. 4-5 об.). Но земля для выпаса скота и земледелия стала приобретать все большее значение: в 1901 г. К. м. ходатайствовал о возвращении земли Магдалиновской дачи, полученной еще в 1815 г. и якобы захваченной у мон-ря (Там же. Д. 2964).
Иеромонах Иустин (Юревич)

Корсунский монастырь, история Церкви, монастыри, монашество, единоверчество, старообрядчество, исторические храмы, источники, история России

Previous post Next post
Up