Южное в СПЖ за месяц

Jun 19, 2023 17:59

Пожалуй, важнейшим событием весны 2023 года в УПЦ стали события в Бердянской епархии. "Бердянский сепаратизм" приведен в пример того, как "РПЦ отбирает храмы УПЦ", здесь: https://spzh.news/ru/zashhita-very/73878-berdjanskij-separatizm-ili-kak-rpts-otbiraet-ukrainskie-eparkhii - однако, вероятно, текст публикации был удален в силу чрезмерного злопыхательства редакции СПЖ в отношении российской власти и Русской Православной Церкви. В те же дни опубликована новость о передаче РПЦ собора ПЦУ в Симферполе, причем заголовок заметки направлен снова против РПЦ: https://spzh.news/ru/news/73822-vlasti-rf-otbirajut-u-ptsu-i-peredajut-rpts-sobor-v-simferopole

Апологеты СПЖ, противники перехода Бердянской епархии, ссылаются на священные каноны Церкви: "Бердянскую епархию «отойдут» к РПЦ?", здесь: "https://spzh.news/ru/zashhita-very/73831-berdjanskuju-eparkhiju-otojdut-k-rpts - после странного Собора на Теремках (в Феофании, г. Киев) нас учат канонам:

"""Священники Бердянской епархии обратились к патриарху Кириллу с просьбой принять их в РПЦ. Насколько это обращение оправдано с точки зрения канонов и христианской морали? 11 мая 2023 года целый ряд российских изданий заявил, что священники Бердянской и Приморской епархии УПЦ попросились под прямое управление Московского патриарха. Причина, по их словам, что правящий архиерей «бросил свою паству», а без епископа епархия существовать не может.

В обращении к патриарху Кириллу, написанном от имени священников Бердянской епархии, говорится, что «в новых регионах Российской Федерации духовенство стремилось вернуться в лоно Русской Православной Церкви, однако митрополит Бердянский и Приморский Ефрем, бросив свою паству, бежал на территорию, подконтрольную Украине. Без руководителя епархия существовать не может, в связи с этим священнослужители в ходе голосования решили обратиться к Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу с просьбой принять Бердянскую и Приморскую епархию в лоно Московской патриархии». Позже, 14 мая, четверо представителей Бердянской епархии лично привезли в Москву к патриарху Кириллу собранные ими на епархиальном собрании подписи о «переходе». Позиция патриарха озвучено не была. Но никто из спикеров и журналистов не сомневается, что решение предстоятеля РПЦ будет положительным.

Но что же на самом деле произошло в Бердянске и насколько поступок священников епархии соответствует канонам Церкви? Ответы на эти вопросы очень важны. Почему? Во-первых, все церковные решения должны иметь канонический характер. Во-вторых, Бердянская епархия находится в составе УПЦ (по крайней мере, на данный момент), а значит, в своей жизни должна руководствоваться Уставом УПЦ. Это означает, что все постановления, противоречащие Уставу, не могут иметь легитимный характер. И это особенно важно в свете того, что некоторые представители РПЦ в последнее время очень любят укорять священноначалие и духовенство УПЦ в нарушении канонов, особенно административно-дисциплинарного порядка (неповиновение патриарху, учреждение приходов за границей Украины и т.д.).

Слухи. Прежде чем мы рассмотрим ответы на эти вопросы, нужно упомянуть о слухах, которые появились практически сразу с информацией об обращении бердянских священников. Конечно, слухи, особенно в церковной теме, явление неприглядное. Но в условиях войны очень часто встречается ситуация, когда люди не могут открыто высказывать и доносить свою позицию, опасаясь за собственную безопасность, а то и жизнь. Так вот в нашем случае речь о том, что священники Бердянской епархии поступили не вполне свободно, что присутствовало определенное давление определенных структур РФ. Мы не располагаем достоверной информацией, что это было наверняка, но общий контекст делает такую возможность очень вероятной (аргументация сторонников канонической чистоты начинается с оглашения слухов, подозрительно напоминающая клевету - и. И.).

Например, еще в ноябре 2022 года представитель оккупационных властей РФ в Запорожской области Артем Шарлай заявил, что епархии УПЦ, находящиеся на территории Запорожской области готовы перейти в РПЦ. Он отметил, что причина такого «желания» в том, что священники хотят «выстраивать церковную жизнь без оглядки на попытки Запада влиять на них с помощью Константинопольского патриархата». Как именно в этом регионе Запад может влиять на УПЦ через Фанар, Шарлай не объяснил. Зато он сделал другое интересное заявление: «Владыка Ефрем Бердянский и Приморский пока не торопится делать свой выбор, возможно не решается. Я думаю, ему стоит дать некоторое время». Он же сказал, что «рано или поздно запорожские епархии войдут в подчинение РПЦ, но местные священники должным сами сделать свой выбор», а «вопрос налаживания церковной жизни связан с вхождением в структуру РПЦ». То есть, российский «чиновник» прямо обозначил, что владыке Ефрему дали время, и что священники «должны» сделать свой «выбор» в пользу РПЦ. Никаких других вариантов «выбора» ни владыке, ни священникам не предоставили. Судя по всему, в мае 2023 года это время вышло.

Что говорит Устав УПЦ об отпуске для архиерея? Из обращения священников мы знаем, что владыки в епархии нет. Они написали, что он «бежал на территорию, подконтрольную Украине». Откуда именно священники узнали, что он «бежал» - непонятно (есть такой тип источника - свидетельство очевидца, это свидетельство может оказаться ложным, но необходимо привести иное свидетельство, а не голословно отвергать - и. И.). Ведь никаких официальных заявлений от митрополита Ефрема не поступало. Да и информация о том, где именно находится архиерей, разная. Одни говорят, что в Румынии, другие - в Украине. Но суть не в этом, а в том, что же говорит нам Устав УПЦ о сложившейся ситуации.

Для начала, надо ответить на вопрос, является ли владыка Ефрем правящим епископом Бердянской епархии. Ответ - да, безусловно является. Его не смещал Синод, он не ушел на покой, он жив и здоров. По Уставу УПЦ, до тех пор, пока относительно него не будет принято какое-либо решение Синода, он продолжает управлять епархией. Более того, имеет право покидать ее пределы без предварительного согласования с Предстоятелем УПЦ. Так, в пункте 25 параграфа 7 Устава УПЦ, где говорится о епархиальном архиерее, читаем: «Без предварительного разрешения высшей церковной власти, епархиальным архиереям предоставляется право оставлять свои епархии по уважительным причинам на срок не более 14 дней; на более длительный срок епархиальные архиереи берут такое разрешение в установленном порядке». То есть владыка Ефрем мог совершенно спокойно и законно покинуть епархию на срок в две недели даже без прошения на имя Блаженнейшего.

Последнее сообщение об архиерейском богослужении размещено на сайте Бердянской епархии 25 апреля, на Радоницу. В той новости нет даже намека, что владыка Ефрем собрался покинуть епархию. Но предположим, что он отслужил литургию и в спешном порядке выехал из Бердянска в тот же день. Новость о собрании духовенства появилась 11 мая, и даже если предположить, что владыки не было в епархии с Радоницы, то получится, что священники решили реорганизовать жизнь епархии тот час же после того, как архиерей мог на законных основаниях покинуть пределы епархии. Насколько это правдоподобно? Ответ очевиден. И тут одно из двух: либо в Бердянской епархии какая-то «особая» демократия, либо же кто-то очень хорошо знал, по какой причине архиерея нет на месте, и этот же кто-то очень быстро организовал епархиальное собрание, чтобы «решить вопрос» без правящего епископа. Но насколько легитимно такое собрание с точки зрения Устава УПЦ?

Ни насколько. Потому что в Уставе четко говорится, что епархиальное собрание и епархиальный совет созывает архиерей, который и председательствует на них (Устав УПЦ, параграф 7б, пункт 30). Созывал ли владыка Ефрем собрание, председательствовал на нем? Очевидно, что нет. А так как он его не созывал, то, согласно Уставу, архиерей «имеет право "вето" на решения Епархиального собрания» (пункт 19). А «без согласия епархиального архиерея ни одно решение органов епархиального управления не может быть воплощено в жизнь» (пункт 15). Другими словами, епархиальное собрание, на котором было принято решение о «переходе» под омофор Московского патриарха, нелегитимно с точки зрения Устава УПЦ (такая же проблема с легитимностью Собора УПЦ 27 мая 2022 года, провозгласившего независимость УПЦ без благословения Матери-Церкви - и. И.).

Что говорят каноны Церкви об отношениях епископа и священников? Согласно канонам Церкви, священники обязаны поминать на литургии имя правящего архиерея (Двукратный собор, 13 правило). Кого сейчас в качестве местного епископа поминают в Бердянске? Неизвестно. Но точно известно, что если священники не возносят имя митрополита Ефрема, то они нарушают каноны Церкви (ссылка на Двукратный Собор выглядит замечательно, будто в УПЦ придерживаются нормы этих канонов - и. И.). Далее в том же правиле говорится, что «если какой‑нибудь пресвитер или диакон, по некоторым обвинениям зазрев своего епископа, прежде соборного исследования и рассмотрения и совершенного осуждения его дерзнет отступить от общения с ним и не будет возносить имя его в священных молитвах на литургиях, по церковному преданию, такой да подвергнется извержению и да лишится всякой священнической чести. Ибо поставленный в чине пресвитера и восхищающий себе суд, митрополитам предоставленный, и прежде суда сам собой осуждать своего отца и епископа усиливающийся, недостоин ни чести, ниже наименования пресвитера».

Был ли соборный суд над митрополитом Ефремом? Нет. Тогда по какому праву священники епархии решили, что он сбежал и они могут без его благословения принимать решение о реорганизации церковной жизни, нарушая при этом еще и 39-е правило святых Апостолов («пресвитеры и диаконы без воли епископа ничего да не совершают»)? Подчеркнем: ничего! Тем более, что 18-е правило прямо запрещает священникам «строить козни против своего епископа»: «Соумышление или составление скопища как преступление совершенно воспрещено и внешними законами, насколько более должно возбранять в Церкви Божией, чтобы этого не было. Поэтому если некоторые из клира или монашествующие окажутся обязующими друг друга клятвой, или составляющими скопище, или строящими ковы епископам либо своим сопричетникам, совсем да будут низвержены со своей степени».

То же самое читаем и в 34-м правиле Трулльского собора. Единственная причина, по которой священник может отделиться от своего епископа, - отступление последнего от Православия и публичная проповедь ереси (3-е правило III Вселенского Собора). Говорил ли владыка Ефрем ересь? Нет. Возможно, он не соглашался с политической оценкой войны руководством РПЦ. Можно ли назвать это «отступлением от Православия»? Нет, скорее наоборот. Далее 31-е правило Святых Апостолов говорит, что «если какой‑нибудь пресвитер, презрев собственного епископа, отдельно собрания творить будет и алтарь иной водрузит, не обличив судом епископа ни в чем противном благочестию и правде, да будет извержен, как любоначальный. Ибо есть похититель власти». То есть и с точки зрения канонов Церкви поступок священников Бердянской епархии, которые «презрев собственного епископа отдельно собрание сотворили», никакого оправдания себе не находит.

Что решит Синод РПЦ. 16 мая 2023 года в Москве намечается заседание Священного Синода РПЦ. Не хочется думать, что заявление бердянских священников было написано специально под это заседание. Надеемся, что это просто совпадение, и еще ничего окончательно не решено. Потому что, если Синод РПЦ примет Бердянскую епархию в состав Московского патриархата, то, тем самым, он перечеркнет все свои предыдущие заявления о необходимости соблюдать каноны Церкви. Кроме того, создастся очень необычный и, в каком-то смысле, нехороший прецедент. Ведь после того, как решение епархиального собрание Бердянской епархии будут признаны Синодом РПЦ легитимными, любая группа священников может обращаться в любую Церковь с просьбой принять их в непосредственное подчинение патриарху. Также священники смогут на епархиальных собраниях решать судьбу епархии, не согласовывая своих действий с правящим архиереем. С одной стороны, может, это и хорошо (больше демократии), но с другой − РПЦ теряет огромное количество аргументом в противостоянии с Фанаром. Поэтому надеемся, что у высокопреосвященных синодалов Русской Православной Церкви хватит мудрости, чтобы попробовать решить вопрос Бердянской епархии в каноническом поле. В противном случае, у многих может появиться недоумение - а чем тогда РПЦ будет отличаться от ПЦУ, которая занимается разгромом епархий УПЦ?"""" (Конец цитаты)

Прекрасные правильные рассуждения, если бы не одно но. 29 мая 2022 года в Феофании были попраны каноны Церкви, после чего удержать ситуацию в "каноническом поле" чрезвычайно сложно. Точно так, разбойники на Майдане в Киеве разрушили украинскую государственность, поставили во власть хунту, подчиненную внешнему управлению Запада. Того самого Запада, по поводу действий которого недоумевает (или лицемерит?) автор статьи. Майдан разрушил Украину, собор на Теремках разрушает УПЦ.

Как мы знаем, Бердянская епархия принята в непосредственное подчинение патриарху: https://spzh.news/ru/news/73846-rpts-prinjala-berdjanskuju-eparkhiju-v-neposredstvennoe-podchinenie-patriarkhu

"""16 мая 2023 года Синод РПЦ постановил «принять Бердянскую епархию в непосредственное подчинение» патриарху Кириллу, - сообщает сайт Московской патриархии. Также в РПЦ решили назначить в Бердянскую епархию нового правящего архиерея. Синод аргументировал свое решение «в связи с фактическим оставлением Преосвященным митрополитом Бердянским и Приморским Ефремом своей кафедры и отсутствием возможности для беспрепятственного урегулирования положения Бердянской епархии Синодом Украинской Православной Церкви, в ответ на обращение духовенства Бердянской епархии». В тексте сообщения говорится, что «митрополит Ефрем подтвердил в телефонном разговоре с управляющим делами Московской Патриархии Преосвященным митрополитом Воскресенским Дионисием, что отбывает из Запорожской области в дальнее зарубежье».

В РПЦ «приняли Бердянскую епархию в непосредственное каноническое и административное подчинение Патриарху Московскому и всея Руси и Священному Синоду Русской Православной Церкви с последующим вынесением данного решения на рассмотрение Архиерейского Собора». Управляющим Бердянской епархией в Москве назначили викария патриарха епископа Луку. Также решено было «возносить в Бердянской епархии за богослужениями имена Святейшего Патриарха Московского и всея Руси и Преосвященного Бронницкого».""" (Конец цитаты)

24 мая были проведены заседания Синода УПЦ, названные в СПЖ зачем-то революционными: https://spzh.news/ru/zashhita-very/73970-revoljutsionnye-reshenija-sinoda-upts - в каждом храме УПЦ должен быть отслужен благодарственный молебен в честь 31-й годовщины Харьковского Собора и в честь попрания канонов 1-й годовщины странного собора в Феофании (Теремки, Киев), утверждены некоторые богослужебные последования, приняты административные решения. Революционность в статье объясняется не аналогией с боевиками киевского Майдана 13-14 гг., не аналогией с революционерами 1917 года, но с деяниями Спасителя нашего Иисуса Христа со ссылкой на Ин. 6, 13-14, Мк. 4, 35-40, Мф. 16, 18.

И еще некоторые знаковые события, освобождение из заточения Яна (Иоанна) Таксюра, освобождение токаревского священника Игоря Новосельского, заточение православного блогера Василия Чепразова. Согласно СПЖ, "Украина освободила из российского плена священника УПЦ", здесь: https://spzh.news/ru/news/73963-ukraina-osvobodila-iz-rossijskoho-plena-svjashchennika-upts

"""Украина освободила священника Игоря Новосельского, настоятеля Ольгинского храма УПЦ в селе Токаревка Херсонской области, из российского плена. Об этом в Facebook сообщил протоиерей Георгий Гуляев. Отец Георгий рассказал, что россияне арестовали о. Игоря еще в августе 2022 года, после чего отправили в Херсонское СИЗО. «В ноябре его вместе с другими заключенными вывезли на Левобережье. После 9 месяцев пребывания в условиях физического насилия и психологического давления священник нуждается в лечении и реабилитации. По свидетельству родных, голод и пытки оставили раны на его здоровье. Но главное - он сейчас в безопасности», - отметил протоиерей Георгий Гуляев.""" (Конец цитаты)

А вот что пишет православный историк Церкви и богослов: "Два пленных представителя УПЦ - две разные жизни", здесь: https://t.me/alex_voznesensky/13916 - или здесь: https://melissa-12.livejournal.com/7461854.html#t63206622

"""Интересно, что почти одновременно с новостью об освобождении Яна Таксюра, появилась новость о возврате из российского заключения на Украину задержанного клирика Игоря Новосельского, настоятеля Ольгинского храма УПЦ в селе Токаревка Херсонской области. Если о Яне Таксюре знают почти все, знают что это человек, который пытался всегда жить по Евангелию, то об Игоре Новосельском знают очень немногие. Феофаниевские раскольники уже вопят дурным голосом о том, что дескать злые русские почему-то очень плохо с ним обращались, но не договаривают вообще ничего о причинах задержания. А что же так? А вот российские ТГ-каналы церковной направленности приоткрывают завесу: оказывается "патриотический" священник УПЦ присутствовал при издевательствах, которые устраивали украинские садисты в форме, у него на телефоне хранились видеозаписи этих издевательств и там был слышен его голос, что однозначно говорит о его присутствии, а возможно и в какой-то мере участии в этих преступлениях. Поэтому СПЖ и другие феофаниевские помойки предпочитают помалкивать за что был задержан этот с позволения сказать "клирик".
"Российские военные тогда говорили, что доказательства об участии в издевательствах отца Игоря над пленным были «железобетонные». В его телефоне нашли видео издевательств, слышен его голос" - пишет ТГ-канал Центр "Хризма".

Вот так, почти одновременно (а может это и связанные процессы) прошёл обмен двух людей: Россия забрала из плена человека Божия, которого посадили лишь за то, что он не хотел предавать Церковь и оставался ей верен, и заслужил репутацию человека который старается жить по Евангелию. А Украина и УПЦ забрала своего клирика, который присутствовал и участвовал в издевательствах над людьми.
Казалось бы оба человека из УПЦ, но какие две разные судьбы: один проповедует Евангелие жизнью, не будучи священником, а другой будучи священником забыл об этом Евангелии и Христе, обменяв это на крики о "патриотизме". В этом вся трагедия УПЦ: люди которые жили по Евангелию оказались практически никому не нужны - руководство УПЦ их предало и продало. А феофаниевские раскольники, которые по своей сути ничем уже почти не отличаются от раскольников Епифания Думенко, с каждым днём доказывают свою верность безбожной власти и ВСУ, хотя должны были доказывать свою верность Христу. Но Христос сейчас не в моде на Украине...""" (Конец цитаты)

Слова центра "Хризма" слишком резкие, но по сути справедливые. Я знал Яна Таксюра где-то с 2003-2004 годов, в те месяцы, когда он только воцерковлялся. Запомнился он серьезностью, взвешенностью, склонностью к умеренности, что от "юмориста" было трудно ожидать. Своего "юмориста" он давно пережил, главными для него стали максимы христианства, смысл жизни и смерти, предназначение Церкви, миссия Церкви. В Токаревке был, большой храм, новодел, псевдовизантийский стиль, находится село на трассе между Тягинкой Бериславского района и Дарьевкой Херсонского (Белозерского) района.

И о задержании православного блогера: "СБУ задержала блогера за «организацию провокаций» под Лаврой", здесь: https://spzh.news/ru/news/73967-sbu-zaderzhala-blohera-za-orhanizatsiju-provokatsij-pod-lavroj

"""СБУ заявила о задержании в Киеве религиозного блогера Василия Чепразова, автора YouTube-канала «Святая Русь». По данным следствия, в конце марта 2023 года мужчина «организовал провокации» на территории Киево-Печерской лавры, сообщила пресс-служба СБУ. Кроме того, по данным спецслужб, Чепразов поддерживал политику руководства России и «оправдывал захват украинских территорий». В ходе обысков СБУ изъяла у блогера запрещенную символику и полиграфию, компьютерную технику и мобильные телефоны с «доказательствами незаконной деятельности». Блогеру объявили о подозрении по ч. 3 ст. 436-2 УК Украины (оправдание, признание правомерной, отрицание вооруженной агрессии РФ против Украины, глорификация ее участников). Санкция статьи предусматривает до 8 лет тюрьмы. Суд избрал Чепразову меру пресечения в виде содержания под стражей.""" (Конец цитаты)

Еще один раб Божий пополнил застенки киевского 4-го управления РСХА.

гонения, канонические нормы, УПЦ, расколы, каноническое право

Previous post Next post
Up