Новокаховская и Геническая епархия в "ПЭ". Окончание

Jun 04, 2023 20:06

Начало статьи здесь: https://dm-jurevch-67.livejournal.com/473322.html

С кон. февр. 1945 г. фиксируются отказы в регистрации религ. орг-ций под всевозможными предлогами. 27 февр. 1945 г. отклонено заявление прихода в с. Золотая Балка Нововоронцовского р-на, заявление общины с. Ивановка того же района не принято к рассмотрению. 5 марта сняты с рассмотрения заявительные документы правосл. общины с. Князе-Григоровка, 1 нояб. повторное заявление было отклонено. 30 апр. отказано в регистрации приходу в с. Чапаевка Калининского р-на (повторный отказ в 1946). В июне 1945 г. не получили регистрацию общины в с. Константиновка Горностаевского р-на и в с. Торгаи Нижнесерогозского р-на. 17 сент. отказано в регистрации правосл. общине совхоза «Красный Маяк» (бывш. Григорие-Бизюков мон-рь), по повторному заявлению прихожан в 1946 г. решение не было принято. 18 дек. 1945 г. не принято к рассмотрению заявление прихода в с. Зап. Каиры (Там же. Д. 121. Л. 49).

В 1944-1945 гг. шло восстановление довоенных благочиннических округов. В нояб. 1944 г. при Александровском молитвенном доме в с. Б. Александровка был зарегистрирован в качестве благочинного прот. Константин Омельяновский. В 1945-1955 гг. в Александро-Невском храме служили благочинные округа свящ. Николай Зимовец, свящ. Алексий Скляренко, прот. Матфей Жеглов, свящ. Сергий Ноздряков, прот. Иоаким Олексюк (Там же. Д. 6. Л. 11-12, 15-17, 21, 85-91, 94-98, 119-125). К 1 мая 1945 г. благочинными в сев.-вост. районах Херсонской обл. были прот. Петр Коломенский (Троицкая ц. в с. Любимовка Каховского окр.), прот. Борис Буцинский (Петропавловская ц. в с. Громовка Генического окр.), свящ. Владимир Соколов (Николаевская ц. в Н. Рогачике Большелепетихского окр.), свящ. Николай Зимовец (ц. Александра Невского в Б. Александровке Большеалександровского окр.) (Там же. Д. 119. Л. 44-46). Благочинными Каховского окр. являлись архим. Назарий (Осипов) (весна 1947 - 5 марта 1951), прот. Даниил Савельев (1951-1959), свящ. Борис Панов (29 июля 1959 - 19 мая 1960) (Описание монастырей, семинарии и храмов // Б-ка Одесской ДС. С. 346).

В 1947-1952 гг. политика властей по отношению к религ. орг-циям снова ужесточилась. В 1947 г. была снята с регистрации община в с. Поповка Генического р-на. В 1948 г. сняты с регистрации приходы в селах Дудчаны Нововоронцовского р-на, Павловка, Петровка и Новоивановка Генического р-на, в 1949 г.- община с. Новоалексеевка Генического р-на, в 1950 г.- община с. Осокоровка Нововоронцовского р-на, в 1951 г.- община с. Новоалександровка Нижнесерогозского р-на, в 1952 г.- общины в селах Викторовка и Догмаровка Генического р-на (ГА Херсонской обл. Ф. 3727. Оп. 1. Д. 422. Л. 1). Во мн. храмах не было постоянных священнослужителей.

К 15 дек. 1956 г. Каховское благочиние включало Каховский (4 прихода), Горностаевский (3), Новомаячковский (3), Чаплинский (3), Бериславский (3), Новотроицкий (3 прихода) районы (всего 19 приходов). Пос. Нов. Маячка впосл. был отнесен к Цюрупинскому р-ну, а часть входивших в его состав сел (Чернянка, Британы) передана Каховскому р-ну. Большелепетихское благочиние включало Большелепетихский (4 прихода), Верхнерогачикский (4), Нижнесерогозский (3 прихода) районы (всего 11 приходов). Большеалександровское благочиние включало Большеалександровский (6 приходов), Высокопольский (2), Нововоронцовский (1 приход) районы (всего 9 приходов). Геническое благочиние включало Генический (7 приходов), Ивановский (4), Сивашский (2 прихода) районы (всего 13 приходов) (Там же. Д. 77. Л. 240). В 1956-1957 гг. секретарь Одесско-Херсонской епархии по Херсонской обл. прот. Борис Старк при поддержке и материальной помощи патриарха Алексия I прилагал усилия к реставрации полуразрушенного Покровского храма в с. Качкаровка (построен в 1908-1919 в неовизант. стиле по проекту Бернардацци). Храм был освящен летом 1957 г. при большом стечении народа (Старк Б., прот. Воспоминания // Арх. Покровской ц. с. Качкаровка Новокаховской епархии УПЦ). Во 2-й пол. 50-х гг. удалось провести ремонт в ряде храмов на северо-востоке Херсонщины.

В 1959 г. приходы в Херсонской обл. были разделены на 9 благочиннических округов: Херсонский, Белозерский, Голопристанский, Скадовский, Каховский, Генический, Цюрупинский, Большелепетихский и Большеалександровский. Наиболее крупными округами были Херсонский и Каховский. В Каховском окр. в 1959 г. было совершено 2200 крещений, 486 отпеваний, 61 венчание. В др. благочиниях на территории Н. и Г. е. было совершено: крещений в Геническом окр.- 396, в Большелепетихском окр.- 388, в Большеалександровском окр.- 621; отпеваний в Геническом окр.- 165, в Большелепетихском окр.- 133, в Большеалександровском окр.- 164; венчаний в Геническом окр.- 5, в Большелепетихском окр.- 4, в Большеалександровском окр.- 1 (ГА Херсонской обл. Ф. 3727. Оп. 1. Д. 182. Л. 1).

В 40-50-х гг. XX в. продолжалось разрушение храмов и мон-рей на территории Н. и Г. е. В 1947 г. разобрали колокольню в с. Давыдов Брод. В том же году были снесены купол и верхняя часть колокольни Успенского храма в Бериславе (Там же. Д. 28. Л. 18-24). В 40-х гг. разрушили ц. во имя сщмч. Григория Григорие-Бизюкова мон-ря, часовни, жилые и подсобные сооружения. Разрушение монастырских храмов и хозяйственных построек продолжалось до сер. 80-х гг. XX в.

В 1958 г. начался новый этап гонений на веру. К 1 янв. 1960 г. на территории Н. и Г. е. имелся 51 приход, служили 52 священника и диакон. В Каховском р-не действовало 8 приходов, в т. ч. Новомаячковский (ныне в Алешковском р-не), в Горностаевском р-не - 2 прихода, в Бериславском р-не - 4, в Новотроицком - 3, в Большелепетихском - 6, в Верхнерогачикском - 3, в Нижнесерогозском - 2, в Большеалександровском - 7, в Высокопольском - 2, в Нововоронцовском - 1, в Геническом - 7, в Ивановском - 3, в Сивашском - 3 прихода (Там же. Д. 182. Л. 5-9). В 1960 г. власти закрыли церкви в Озерянах, Новомихайловке, Новодмитровке Генического р-на, в В. Серогозах Нижнесерогозского р-на, в Дудчине Каховского р-на, в с. Таврическом Бериславского р-на, в Н. Рогачике Верхнерогачикского р-на, в М. Александровке Большеалександровского р-на, в М. Лепетихе Большелепетихского р-на. В следующем году были закрыты храмы в Ивановке Новотроицкого р-на, в с. Наталовка Каховского р-на, в с. Благодатном Ивановского р-на. В 1962 г. были упразднены крупные приходы в Покровке Нижнесерогозского р-на, в Н. Серогозах, в с. Сиваш Генического р-на, в В. Рогачике, в Трифоновке Большеалександровского р-на, Успенский храм в Бериславе. В 1963 г. ликвидированы общины в Б. Лепетихе, в селах Днепряны Каховского р-на, Ушкалка Верхнерогачикского р-на, Князе-Григоровка Большелепетихского р-на, Новогригоровка Генического р-на. В 1964 г. закрыта церковь в с. Сокологорном Генического р-на, взорван Николаевский храм в Тягинке. В 1966 г. упразднены храмы в селах Чернянка и Любимовка Каховского р-на, Давыдов Брод и Калиновское Большеалександровского р-на (Там же. Д. 422. Л. 2-3). В 1967-1972 гг. правосл. общины не ликвидировали и храмы не закрывали.

В связи с упразднением приходов в Херсонско-Одесской епархии происходили преобразования благочиннических округов. С 19 мая 1960 по 29 марта 1965 г. каховским благочинным являлся прот. Павел Танцюра. В этот период к Каховскому окр. были присоединены Большелепетихское (10 нояб. 1960), Большеалександровское (12 июля 1961), Геническое (10 апр. 1964) благочиния. В 1965 г. благочинный в Каховку не был назначен, благочиние было расформировано: одна часть приходов, в т. ч. Каховка, вошла в Херсонский окр., др. часть - в Голопристанский окр. 30 июня 1967 г. указом Херсонского и Одесского архиеп. Сергия (Петрова) Каховское благочиние было восстановлено. В его состав вошли те же приходы, к-рые находились в нем до 1965 г., кроме с. Нов. Маячка. В 1967-1970 гг. в Каховское благочиние были объединены приходы районов, ныне относящихся к Н. и Г. е. (храмы действовали в Каховке (Каховский р-н), в Бериславе и Качкаровке (Бериславский р-н), в Б. Александровке, Новопавловке (Большеалександровский р-н), в Высокополье, Архангельском (Высокопольский р-н), в Нововоронцовке (Нововоронцовский р-н), в Б. Лепетихе, Рубановке (Большелепетихский р-н), в Самойловке (Верхнерогачикский р-н), в с. Фрунзе (ныне Азовское), в с. Партизаны (ныне Рыково), пос. Новоалексеевка (Генический р-н), в Новотроицком, Громовке (Новотроицкий р-н)) (Описание монастырей, семинарии и храмов // Б-ка Одесской ДС. С. 346).

В 70-80-х гг. XX в. число крещений и погребений в Каховском благочинии, как и в целом на Херсонщине, было достаточно высоким. В Каховке были крещены в храме в 1979 г. 1020 младенцев, в 1980 г.- 833. В Нов. Каховке были крещены 130 младенцев в 1979 г. и 292 ребенка в 1980 г. В Бериславском р-не крещены в 1979 г. 291 младенец, в 1980 г. 105 младенцев. Максимальным был данный показатель в Новотроицком р-не, где были крещены 717 младенцев в 1979 г. и 464 младенца в 1980 г.- 88,65% и 58,29% от числа родившихся. Количество венчаний на Херсонщине было в эти годы незначительным (ГА Херсонской обл. Ф. 3727. Оп. 1. Д. 402. Л. 4-4 об.).

В 1973 г. возобновилось закрытие храмов. В том году была закрыта церковь и снята с регистрации община в Горностаевке, в 1974 г. закрыта церковь в с. Б. Благовещенка Горностаевского р-на, в 1976 г. упразднены Николаевский храм в с. Староселье Большеалександровского р-на, храмы в с. Фрунзе Генического р-на и в Ивановке, в 1980 г. закрыт Рождество-Богородичный храм бывшего подворья Кизилташского монастыря в Геническе (Там же. Д. 422. Л. 3). В 1985 г. вышло постановление о разрушении храма в с. Давыдов Брод Большеалександровского р-на.

Весной 1989 г. в органы местной власти начали поступать заявления о регистрации православных общин. 17 мая Совет по делам религий при Совете Министров СССР разрешил регистрацию 2 общин РПЦ - в Геническе и в с. Змиевка Бериславского р-на (в следующем году община заявила о своем переходе в УАПЦ). В июне 1989 г. была зарегистрирована община в с. Чернянка Каховского р-на, в 1990 г. получили регистрацию общины в Н. Серогозах (с разрешением построить здание), в Днепрянах, Нов. Каховке, Любимовке Каховского р-на, Князе-Григоровке, В. Рогачике, пос. Сивашском Новотроицкого р-на.

11 февр. 1991 г. решением Синода УПЦ была образована Херсонская епархия, отделенная от Одесской епархии. В 1991 г. были зарегистрированы общины в Нов. Каховке, пос. Казацком Бериславского р-на. В нач. 1991 г. один из храмов Григорие-Бизюкова мон-ря был открыт как приходский, в конце того же года при храме возник жен. мон-рь, в дек. 1992 г. он был преобразован в мужской. В 90-х гг. XX в. велось строительство храмов в селах Тавричанка и Червоный Перекоп (ныне Зелёный Под) Каховского р-на, в Тягинке Бериславского р-на, в пос. Калиновском Большеалександровского р-на, в Вел. Лепетихе, Новотроицком, Новоалексеевке Генического р-на, в Нов. Каховке. В 1997-1999 гг. были освящены новопостроенный Покровский храм в Каховке, Иверский нижний придел Андреевского собора в Нов. Каховке, отреставрированная Рождество-Богородичная ц. в с. Князе-Григоровке, открыт храм бывш. подворья Корсунского мон-ря. В 2002 г. освящен новопостроенный Покровский храм в Новоалексеевке.

В 1990-1995 гг. ряд общин перешел в УАПЦ (с 1992-1993 большинство местных автокефалистских общин состоит в образованной в июне 1992 Украинской православной церкви Киевского патриархата (УПЦ КП)). В наст. время в Новокаховский деканат Таврийской епархии УАПЦ входят приходы в Нов. Каховке, Таврийске, в селах Обрывка и Нов. Лагери Новокаховского горсовета, Михайловка и Золотая Балка Нововоронцовского р-на, а также приходы в Одессе и с. Степовом Широковского р-на Днепропетровской обл. Согласно сайту Херсонской епархии УПЦ КП, к 1 янв. 2018 г. на территории Н. и Г. е. имелось 14 приходов УПЦ КП: в Бериславском р-не - 4 прихода, в Нововоронцовском р-не - 3, в Большеалександровском р-не - 4, в Высокопольском р-не - 3 прихода.

Н. и Г. е. в 2007-2018 гг.
14 дек. 2007 г. Синод УПЦ постановил разделить Херсонскую епархию на 2 самостоятельные епархии - Херсонскую и Каховскую. По ходатайству представителей местного самоуправления, общественности и духовенства в дек. того же года к Каховской епархии был присоединен г. Нов. Каховка и епархия получила наименование Новокаховской и Бериславской. В 2008-2018 гг. в Новокаховской епархии были построены и освящены храмы и часовни: Трехсвятительский храм в с. Каиры Горностаевского р-на, часовня при Новокаховском гуманитарном ин-те ун-та «Украина», Георгиевский храм в с. Генгорки Генического р-на, Ильинский храм в с. Борозенском Великоалександровского р-на, храмы в Дудчанах Нововоронцовского р-на, Каменке Каховского р-на, М. Александровке, Веселом Бериславского р-на, в Бериславе, Геническе, Каховке, Нов. Каховке, Таврийске. В 2009 г. Синод УПЦ благословил открытие жен. мон-ря в честь Корсунской иконы Божией Матери в с. Корсунка в границах Нов. Каховки. В том же году начался выпуск газ. «Новокаховские ЕВ». Отдельные приходы издают газеты, журналы, брошюры.

По благословению Синода УПЦ 23 дек. 2014 г. установлено празднование Собору Херсонских святых. В Собор включены имена святых, подвизавшихся в приходах и мон-рях Н. и Г. е.: мч. Стефана (Наливайко), преподобноисп. архим. Варсонофия (Юрченко), сщмч. Онуфрия (Гагалюка), сщмч. Прокопия (Титова), прмч. Парфения Кизилташского, священноисп. Димитрия (Игнатенко), священноисп. Философа (Зябрева), сщмч. Александра (Шишина), преподобноисп. Антония (Абашидзе), сщмч. Павлина (Крошечкина), сщмч. Парфения (Брянских), прмч. Геннадия (Ребезы), сщмч. Матфея Александрова. В 1999 г. положена традиция перенесения из Берислава в Херсон Бериславского образа Божией Матери - чтимого списка Касперовской иконы, в день прославления сщмч. Прокопия (Титова). Во Введенском храме в Бериславе мн. десятилетия не прерывалась традиция празднования местночтимому образу накануне Петрова поста и в 1-й день поста. 25 апр. 2013 г. Синод УПЦ благословил установление в пределах Н. и Г. е. местного празднования Бериславской (Касперовской) иконы Божией Матери в 1-й день Петрова поста. По благословению Блаженнейшего митр. Киевского и всея Украины Онуфрия (Березовского) в Н. и Г. е. приносят чудотворную Боянскую икону Божией Матери из Боянской иконы Божией Матери женского монастыря Черновицкой епархии.

Епископы
Иоасаф (Губень; 14 дек. 2007 - 10 февр. 2011), Филарет (Зверев; с 12 февр. 2011).

Монастыри
Действующие: Григорьевский Бизюков Пропасной (мужской, в с. Червоный Маяк Бериславского р-на, основан в 1781 как подворье Молченской пуст., в 1803 преобразован в самостоятельный мон-рь, упразднен в 1920, возобновлен в 1991 как женский, в 1995 преобразован в мужской), Корсунской иконы Божией Матери (в с. Корсунка, создан в 1787 как единоверческий мужской близ с. Б. Знаменка (ныне на территории Запорожской и Мелитопольской епархии), в 1796 перенесен ниже по течению Днепра, в 1848 преобразован в новообрядческий, разграблен в 1918-1920, возрожден 9 сент. 2009 как женский).

Упраздненные: подворье Кизилташского муж. мон-ря в Геническе с храмом в честь Рождества Пресв. Богородицы (открыто в 1904, упразднено в 1921), подворье Григорие-Бизюкова мон-ря в Бериславе (открыто в нач. XX в., упразднено в 1919-1920).

Иные религиозные группы на территории Н. и Г. е.
В с. Азовском Генического р-на зарегистрирована община Армянской Апостольской Церкви. В Нов. Каховке и в пос. Казацком Бериславского р-на существуют общины ассирийцев-несториан (см. ст. Несторианство).

Протестанты, католики, новые религиозные движения
В 1781 г. ок. 1000 швед. колонистов с о-ва Даго (ныне Хийумаа, Эстония) отправились к нижнему Днепру. 1 мая 1782 г. в новооснованный пос. Гаммальсвенскбю (Альт-Шведендорф, Старошведское, ныне в черте с. Змиевка Бериславского р-на) прибыли 553 чел., в следующем году число колонистов сократилось до 135 чел. В нач. XIX в. около поселка шведов возникли нем. селения - Шлянгендорф, Мюльхаузендорф и Клостердорф, в них появились лютеранские и католические общины. Первую деревянную кирху для шведов построил кн. Г. А. Потёмкин, в XIX в. она сгорела. В 1882-1885 гг. в Старошведском была построена каменная кирха. В 1896 г. в Херсонском у. в пределах Н. и Г. е. действовали лютеран. молитвенные дома в нем. колонии Мариенгейм Нововоронцовской вол., в Старошведском (Альт-Шведендорф) и Гадючем (Шлянгендорф) Старошведской вол. В 1869 г. немцы-переселенцы из Таврической губ. основали колонию Кронау (с 1915 Высокополье). В нач. XX в. в Кронау действовали 2 кирхи, главной из них была Свято-Троицкая, возведенная в 1897 г. К нач. XX в. большинство католиков и лютеран жили в Херсонском у. в волостях Кронауской (3879 чел.- католики и лютеране) и Старошведской (11 066 чел.- католики и лютеране). В 1896 г. в Херсонском у. на территории Н. и Г. е. действовали римско-католич. молитвенные дома в нем. колониях Мангейм Кронауской вол., Симонсфельд Нововоронцовской вол., Клостердорф (Костырка) Старошведской вол. В кон. XIX в. переселенцы из Польши построили костел в с. Новопетровка (ныне Нижнесерогозского р-на).

1 авг. 1929 г. ок. тысячи шведов уехали из региона в Швецию. К 1930 г. кирхи в Старошведском и др. селах были закрыты. В сер. XX в., после переселений и репрессий, бывш. нем. и швед. поселения выше Берислава образовали один населенный пункт - с. Змиевка. В нач. 90-х гг. XX в. одна из кирх в Змиевке была восстановлена (лютеран. храм св. апостолов Петра и Павла), другая преобразована в правосл. храм, вскоре перешедший к автокефалистам (в 1-й пол. 90-х гг. в храме также совершала богослужения швед. лютеран. община). В 1992 г. были зарегистрированы нем. и швед. лютеран. общины в Змиевке (ГА Херсонской обл. Ф. 3727. Оп. 1. Д. 461. Л. 1), первая принадлежит к Немецкой лютеранской церкви, вторая - к Шведской лютеранской церкви. 29 окт. 1995 г. была освящена кирха нем. общины в с. Змиевка. В нач. XXI в. шведы и немцы объединились в одну лютеран. общину, в эти годы Змиевку посетил король Швеции. На Херсонщине представлена Украинская лютеран. церковь, ее приход действует в Нов. Каховке. В Каховке зарегистрирована община англикан.

На территории Н. и Г. е. к 1 янв. 2018 г. официально действуют 2 прихода греко-католиков в Бериславском р-не (в с. Змиевка и Бериславе), 2 прихода римо-католиков в Великолепетихском р-не (в селах Николаевка и Константиновка), по 1 приходу римо-католиков и греко-католиков в Нижнесерогозском р-не, приход римо-католиков в Таврийске, при к-ром действует небольшая жен. монашеская община.

К 1980 г. на территории Н. и Г. е. были зарегистрированы общины евангельских христиан-баптистов (см. Баптисты): в Каховском, Большеалександровском, Верхнерогачикском, Большелепетихском, Горностаевском, Новотроицком районах - по 1 общине, в Геническом р-не - 4 общины; действовала община пятидесятников в Бериславском р-не. Было зафиксировано по одной незарегистрированной общине Союза церквей евангельских христиан-баптистов в Нов. Каховке («Единство во Христе»), в Бериславском, Большеалександровском, Большелепетихском, Высокопольском, Геническом районах. Не имели регистрации общины адвентистов в Каховском р-не, иеговистов (см. ст. Иеговы свидетели) в Большеалександровском р-не и пятидесятников в Геническом р-не (Там же. Д. 402. Л. 2-3).

К 1 янв. 2018 г. на территории Н. и Г. е. протестантские, харизматические и псевдохрист. сообщества действовали во всех районах: Бериславском (10 общин), Великолепетихском (2 общины баптистов), Великоалександровском (2 общины иеговистов), Высокопольском (общины баптистов и евангельских христиан-баптистов), Геническом (7 общин баптистов, 1 - евангельских христиан-баптистов, 3 - харизматов, 1 - адвентистов, 3 - иеговистов), Горностаевском (1 - баптистов, 1 - харизматов), Каховском (1 - баптистов, 1 - адвентистов, 1 - иеговистов, 1 - евангельских христиан-баптистов, 5 - харизматов), Нижнесерогозском (1 - евангельских христиан-баптистов), Нововоронцовском (3 - баптистов, 2 - евангельских христиан-баптистов, 1 - пятидесятников, 1 - иеговистов), Новотроицком (по 1 общине баптистов, адвентистов и иеговистов) и в Нов. Каховке, где имеется неск. протестантских и харизматических общин.

Иудаисты
Евреи начали переселяться в регион в кон. XVIII - нач. XIX в. из Белоруссии, позднее из Литвы, с Волыни и из Подолии. Иудаисты поселились в Бериславе, Каховке, основали сельские колонии - Новоберислав, Львово, Большую и Малую Сейдеминуху. В сер. XIX в. Херсон стал одним из основных центров Хабада (любавичского хасидизма) в юж. губерниях России. В Бериславе в 1849 г. действовали 2 синагоги, в 1896 г.- 2 молельных дома и синагога. К 1896 г. в Херсонском у. в Н. и Г. е. действовали евр. молельные дома в Б. Александровке, Качкаровке, Ново-Воронцовке, синагога и молельный дом во Львово, синагога в Новобериславе, синагога и 2 молитвенных дома в Большой и Малой Сейдеминухе. На левобережье Днепра в пределах Н. и Г. е. к нач. XX в. имелись синагоги в Каховке, В. Рогачике. В Геническе в 1917 г. было 3 синагоги. В наст. время в городе зарегистрирована община Хабада.

Мусульмане
К 1 янв. 2018 г. общины мусульман имеются в местах компактного проживания крымских татар и турок-месхетинцев в 4 районах на территории Н. и Г. е.- Геническом (22 общины), Горностаевском (1), Нижнесерогозском (1), Новотроицком (1 община). 19 общин Генического р-на входят в Духовное управление мусульман Украины (относится к радикальному течению в суфизме - хабашизму), 2 - в ДУМК (создано в 2016 в Киеве), в с. Стрелковом существует независимая крымско-татар. община мусульман.

Арх.: РГИА. Ф. 796. Оп. 204. Д. 311; Оп. 192. Д. 2478; Ф. 799. Оп. 33. Д. 10, 15, 19; Ф. 802. Оп. 16. Д. 248; ГА Херсонской обл. Ф. 1520. Оп. 1. Д. 1, 23; Ф. Р. 4095. Оп. 1. Д. 244; Ф. 14. Оп. 1. Д. 645; Ф. Р. 3727. Оп. 1. Д. 113; Ф. 3264. Оп. 1. Д. 117; ГА Крыма. Ф. 118. Оп. 1. Д. 141, 192, 3459, 982, 5380, 5688; ГА Одесской обл. Ф. 37. Оп. 1. Д. 96. Л. 2, 18-23; Сб. архиеп. Екатеринославского, Херсонского и Таврического Гавриила (Розанова) - НБУВ ИР. Ф. V. Д. 449; Описание мон-рей, семинарии и храмов Херсоно-Одесской епархии и их совр. состояние на 1-е янв. 1970 г. Ч. 4: 1970-1971 // Б-ка Одесской ДС. Маш.

Ист.: Мостовий В., Пасiчник О. Список священикiв, монахiв та активiстiв Церкви // Сповiдь на Голгофi: Документ. нариси, спогади, ст., списки про репресiï щодо Церкви та духовних осiб на Херсонщинi за роки тоталiтарного режиму. Херсон, 2001. С. 177-204; Джерела з iсторiï Пiвденноï Украïни. Запорiжжя, 2004. Т. 4: Правосл. Церква на пiвднi Украïни (1775-1781). С. 421-422; Каталог зруйнованих храмiв i мон-рiв Украïни. К., 2013. С. 408-415.

Лит.: Ляликов Ф. Достопримечательности Воскресенской ц. в Бериславе // ЗапООИД. 1844. Т. 1. С. 606-607; Гавриил (Розанов), архиеп. Историко-хронологическое описание церквей епархии Херсонской и Таврической. Од., 1848. С. 62-64; Родионов М., прот. Статистико-хронологико-ист. описание Таврической епархии: Общий и частный обзор. Симферополь, 1872; Гермоген (Добронравин), еп. Таврическая епархия. Псков, 1887; История городов и сел УССР. К., 1983. [Т. 14]: Херсонская обл.; Яворницький Д. I. Iсторiя запорiзьких козакiв: У 3 т. Львiв, 1992. Т. 1. С. 98, 145-194, 200; Орлова З. С., Ратнер И. Д. Из истории заселения Херсонщины: Кр. справ. Херсон, 1993. Бойко А. В. Традицiя i Церква на Пiвднi Украïни останньоï чвертi XVIII ст. // Пiвденна Украïна: проблеми iст. дослiджень: Зб. наук. праць. Миколаïв, 1998. Ч. 1. С. 167-169; Гейко С. О. Церков величнiсть: (З iсторiï церков Бериславщини кiн. XVIII - 1-ï чвертi XX ст.). Берислав; Херсон, 2000; Клименко М. Святий град Берислав // Нариси з iсторiï Бериславщини. Херсон; Берислав, 2001. Вип. 3; Водотика С. Г., Сiнкевич Є. Г. Iсторiя Херсонщини. Херсон, 2003; Балягузова О. Iсторичний розвiток УАПЦ на Пiвднi Украïни у 20-х рр. XX ст. // Пiвденний архiв. Iсторичнi науки. Херсон, 2004. Вип. 15. С. 111-119; Сiнкевич Є. Г., Запорожець О. В. Життя Херсонськоï єпархiï у 20-30-тi рр. XX ст. // Там же. С. 154-155; Войналович В. Партiйно-державна полiтика щодо релiгiй та релiгiйних iнституцiй в Украïнi 1940-1960-х рр.: Полiт. дискурс. К., 2005; Татарченко О. Б. Вилучення церк. цiнностей на Херсонщинi у 1922 р. // Пiвденний архiв. 2005. Вип. 19. С. 183-189; Ювiлейнi дати населених пунктiв Херсонщини (2004-2006): Зб. краєзнавчих ст. Херсон, 2006; Яблонська А. Свято-Покровська ц. у Каховцi (кiн. XVIII - поч. XXI ст.): За мат-лами арх. джерел // Пiвденний архiв. 2006. Вип. 22. С. 203-210; Гречило А. Б. Село Старошведське-Змiïвка та символи територiальноï громади // Там же. 2007. Вып. 25. С. 216-218; Паталах О. Ю. Чорнi днi Григорiє-Бiзюкова мон-ря: 1918-1920 рр. // Наук. записки: Проблеми археологiï, iсторiï, iсторiографiï... / Херсонський обласний краєзнавчий музей. Херсон, 2007. С. 203-206; Юревич Д., свящ. Качкарiвському храму 100 рокiв? // Маяк: Газ. 2012. № 1(9797). С. 7; Иустин (Юревич), иером. Пастырско-миссионерская семинария при Григорие-Бизюковом мон-ре в 1918-1920 гг.: Св. насельники и преподаватели // Святыни Бериславщины. 2013. С. 32-34; он же. Прот. Борис Старк в «чудном сельском храме» // Храм Покрова Пресвятой Богородицы, 2010-2013. Качкаровка, 2013. С. 19; Свято-Григорiвський Бiзюкiв чоловiчий мон-р / Упоряд.: архим. Феодосий (Петрусь). Херсон; Червоний Маяк, 2016; Слуцкая Ю. Старец Созонтий и храм в Геническе // Новокаховськi єпарх. вiд. 2018. № 1/2. С. 4; Бельский А. В. Запорожские старообрядческие общины // http://list.zp.ua/item1624.html [Электр. ресурс].

Иером. Иустин (Юревич)

Каховка, Григорие-Бизюков монастырь, Новокаховская епархия, Качкаровка, история Церкви, Новая Каховка, Иосиф Чернов, Православная энциклопедия, Берислав, история Украины, Геническ, источники, история России

Previous post Next post
Up