Исполняется 85 лет со дня блаженной кончины священномученика Онуфрия, архиепископа Курского и Обоянского. Свое становление как священник, иеромонах, архимандрит, Онуфрий проходил в стенах Григорие-Бизюкова монастыря и Успенского храма города Берислава в годы Первой мировой войны, революции, Гражданской войны. Из обители вышел в мир новый епископ, новый воин Христов, которому суждено было стать новым мучеником и исповедником Русской Церкви.
Сегодня, 1 июня по н. ст., совершается память священномученика. Сегодня же, в очередной раз, был обстрелян Григориевский Бизюков монастырь, боеприпас или осколки попали в один из храмов обители. Инфа пока по слухам, документальных подтверждений не видел. Ниже публикую статью о годах жизни священномученика Онуфрия в Григориевском Бизюковом монастыре и Бериславе. Пропуски интервала перед точкой указывают на сноску в списке литературы и источников.
Икона Священномученика Онуфрия, архиепископа Курского и Обоянского, в Онуфриевском храме с. Республиканца. Икона подарена общине Блаженнейшим Онуфрием, Митрополитом Киевским и всея Украины, в 2017 году
Хронологические рамки пребывания сщмч. Онуфрия (Гагалюка) в Херсоно-Одесской епархии в сане иеромонаха и архимандрита общеизвестны. Летом 1915 г. иером. Онуфрий назначен преподавателем ПМС при Григорие-Бизюковом монастыре, летом 1922 г. священномученик определен настоятелем храма в г. Кривом Роге, а уже осенью того же года призван к святительскому служению.
Один из важнейших источников этого периода, воспоминания брата священномученика Андрея Гагалюка, а также собственные признания иером. Онуфрия, указывают еще одно его место служения, - Успенский храм Берислава, в прошлом внештатного города Херсонского уезда Херсонской губернии.
Ввиду почти полного отсутствия источников, неопределенны сведения о служении иером. Онуфрия на должности благочинного Григорие-Бизюкова монастыря после закрытия ПМС весной 1919 г. Советские официальные источники путаются в определении года и даты закрытия обители, указываются и 1919, и 1920, и 1921 гг. Поскольку монашеская община, возглавляемая весной 1922 г. сщмч. Онуфрием, существовала до 1922-1923 гг., эти годы также правомерно считать временем закрытия монастыря. После назначения архим. Онуфрия в Кривой Рог монашеская община существовала менее года, пока власти окончательно не разогнали монашествующих.
Пастырско-миссионерская семинария при Григорие-Бизюковом монастыре. Фото ок. 1918 года
Иеромонах Онуфрий (Гагалюк) окончил Петроградскую Духовную Академию в 1915 г., в том же году был назначен преподавателем русской церковной истории и обличения раскола, проповедничества и истории миссии в ПМС при Бизюковом монастыре. О годах служения в семинарии в 1916-1917 гг. находим сведения в «Херсонских епархиальных ведомостях»: иером. Онуфрий готовит публикацию об уставном всенощном бдении, о его служении кратко сообщается в отчете о миссионерской неделе в Григорие-Бизюковом монастыре, кратко сообщают о награждении наперстным крестом .
Последнее сообщение в ХЕВ об иером. Онуфрии датируется 11 января 1918 г.: в состав Епархиального Собора, проходившего в начале января в епархиальном центре Херсонской епархии Одессе, с правом решающего голоса вошли «следующие из прибывших депутатов», в т.ч. от братии Григорие-Бизюкова монастыря архим. Арсений (Чаговцев) и иером. Стефан, от ПМС при Бизюковом монастыре архим. Парфений (Брянских) и иером. Онуфрий (Гагалюк) . В конце марта в монастыре произошли трагические события , открывшие череду нападений на монастырь в 1918-1920 гг. В дальнейшем имя священномученика не упоминается в доступных номерах «Херсонских епархиальных ведомостей» за 1918-1919 гг.
Пастырско-миссионерская семинария при Григорие-Бизюковом монастыре Херсонской епархии открылась в 1914 г., в 1915-1916 гг. провела очередные наборы семинаристов в первый класс и в 1917 г. прекратила набор. Архиеп. Херсонский и Одесский Назарий (Кириллов), иером. Леонтий (Устин) и иером. Павлин (Крошечкин) аргументировали предложение о прекращении набора в 1 класс летом 1917 г. тем, что Григорие-Бизюкова обитель, полностью содержащая семинарию, имеет огромные долги (100 тыс. рублей) и находится в опасности разорения .
Значительных затрат стоило строительство семинарии, ее ежегодное содержание, а также содержание детского приюта, лазарета на 120 мест, церковно-приходской школы, многообразной и обильной помощи воинам действующей армии и их семьям. Наряду с поступлениями из государственной казны, поступления из монастыря были важнейшими источниками финансирования Херсоно-Одесской епархии. Тем не менее, занятия в семинарии продолжались, и состоялись еще два выпуска, в 1918 и 1919 гг.
После первого нападения на монастырь 22 марта 1918 г. наместник архим. Арсений (Чаговцев) распустил братию, остались только старцы и сам наместник, закрылись все благотворительные учреждения, закрылась и семинария . Однако вскоре к власти на Украине пришли гетман Павел Скоропадский и военная администрация интервентов. Вместо архим. Арсения летом 1918 г. наместником был назначен игум. Геннадий (Ребеза), семинария провела выпуск 3 класса 1917-1918 гг. и приступила к обучению последнего 3 класса - 1918-1919 гг.
В 1919 г. разорение продолжилось, захваты монастыря григорьевцами и Добровольческой армией в 1919 г., тем более, окончательное утверждение власти большевиков в 1920-1921 гг., не способствовали восстановлению обители. Разрушительное нападение махновцев датируется, наиболее вероятно, 1920 г., тогда-то крестьяне и отвезли иером. Онуфрия в Берислав, а прихожане Успенского храма избрали его своим настоятелем, что было утверждено церковной властью.
В 1916 г. епархиальное начальство ходатайствовало о выделении средств перед Св. Синодом для проведения третьих Пастырско-миссионерских курсов не на территории самого монастыря, а в Бериславе, на монастырском подворье, где имелись несколько корпусов, хозяйственные строения и доходный дом. Следовательно, в Бериславе до конфискации монастырской собственности властями не возникало проблем для монашествующих ни с местом для богослужений, ни в монашеском жилище, ни в монашеской трапезе.
В своем труде о брате-священномученике Андрей Гагалюк приводит следующие сведения: «В бытность иеромонаха Онуфрия преподавателем в Пастырско-Миссионерской семинарии, на Херсонщине и по всей Украине в 1917-1919 гг. происходила гражданская война, были случаи разбоя и грабежа. На Григорие-Бизюков монастырь, где жил иеромонах Онуфрий, напала банда махновцев. Монастырь был разгромлен, многие монахи убиты. Узнав о нападении на монастырь, на выручку приехали крестьяне из соседних деревень.
В числе избиваемых монахов был и иеромонах Онуфрий. Отбив их от махновцев, крестьяне увезли их к себе в деревни. Иеромонаха Онуфрия отвезли затем в г. Бориславль , где, по просьбе православных христиан, он был назначен настоятелем местного собора и епархиальным епископом Прокопием, спустя некоторое время, был возведен в сан архимандрита.
Из г. Бориславля архимандрит Онуфрий переведен в г. Кривой Рог той же Херсонской епархии, где и был настоятелем Николаевской церкви» .
Служение иером. Онуфрия в Успенском храме г. Берислава проходило в 1920-1921 гг., что естественно следует из письма священномученика, написанного весной 1921 г. Последняя датировка подтверждается архивными данными .
Онуфрий, епископ Елисаветградский
В своей апологетической работе «В защиту христианской веры», написанной в Кудымкаре в 1926 г., епископ Онуфрий свидетельствует, что он сам «своими очами видел, как после Таинства Елеосвящения женщины-христианки (Татьяна и Елена), приговоренные врачами к смерти, стали здоровыми. Это было в г. Бориславле, Херсонской области, в 1918 году» .
Поскольку известно, что первое нападение на монастырь произошло в пятницу первой седмицы Великого поста, а следующее несколькими днями позже, затем поменялась власть и семинария восстановила свою работу, молодые братия отчасти вернулись в монастырь, - можно с уверенностью предполагать, что иером. Онуфрий в эти дни Великого поста 1918 г. служил в Бериславе. Таинство Елеосвящения могло совершаться Великим постом 1918 г. во всех храмах Берислава, Успенском (бывшем соборе), соборе Воскресения Христова, Введенской деревянной церкви (бывшей Воскресенской, перенесенной из Переволочной в конце XVIII в.), Всехсвятской кладбищенской, наконец, в предполагаемых храмах Бериславского монастырского подворья Григорие-Бизюкова монастыря.
Икона Священномученика Онуфрия, архиепископа Курского и Обоянского
В 1921 г. иеромонах Онуфрий собирал документы для регистрации приходской общины на месте комплекса строений Григорие-Бизюкова монастыря, официально упраздненного к этому времени советской властью. Возглавлял общину благочинный Григорие-Бизюкова монастыря иеромонах Онуфрий (Гагалюк), в общину также входили монахи в священном сане, монахи и послушники, однако власти в регистрации отказали . Безуспешные попытки зарегистрировать церковную общину продолжались здесь в 1922-1923 гг.
Источники и литература:
1. Херсонские епархиальные ведомости. Одесса. : 1916, №2, отд. неоф. - С. 55-59; №№14-15, отд. неоф. - С. 477-481; №16, отд. неоф. - С. 497-503; 1917, №14, отд. оф. - С. 173
2. ХЕВ. 1918, №№ 5, 6, 7, отд. оф., с. 70-72.
3. Юревич, Д., свщ. Нападения на Григорие-Бизюков монастырь: «Страшный суд» 1918 года / Священник Димитрий Юревич. - К.: Православіє в Україні, 2011 - Режим доступа :
http://orthodoxy.org.ua/content/napadeniya-na-grigorie-bizyukov-monastyr-strashnyi-sud-1918-goda-35204. - Заглавие с экрана; Юревич, Д., свщ. «Страшний суд» 1918 року у Григорівському Бізюкову монастирі: матеріали до новітньої історії монастиря. / Священик Димитрій Юревич / Архив прихода Покрова Пресвятой Богородицы Новокаховской епархии УПЦ с. Качкаровка Бериславского района Херсонской области. Рукопись.
4. Российский Государственный исторический архив. - Ф. 796. - О. 204. - Д. 311. - С. 2-2 об.; РГИА. - Ф. 802. - О. 16. - Д. 248. - С. 1 об.-7 об.
5. Юревич, Д., свщ. «Страшний суд» 1918 року...
6. Гагалюк А. Жизнь и труды… С. 8 - 9; Серафим (Вербин), архим. Краткое жизнеописание архимандрита Геннадия (Ребезы) / Архимандрит Серафим (Вербин). Одесса : Андреевский вестник : Одесская Духовная Семинария - Режим доступа :
http://www.odseminary.orthodox.ru/magazine/6/rebeza_2.htm. - Заглавие с экрана.
7. РГИА. - Ф. 797. - О. 86. - Д. 50. - С. 1 - 2.
8. Г. Берислав Херсонского уезда Херсонской губернии, ныне районный центр Херсонской области.
9. Гагалюк А. Жизнь и труды православного архиепископа Онуфрия. Часть I / Андрей Гагалюк. - 1952. - Библиотека Киевской Духовной Академии. - Машинопись. С. 8-9.
10. Дамаскин (Орловский), игум. Житие священномученика Онуфрия (Гагалюка), архиепископа Курского и Обоянского / Игумен Дамаскин (Орловский) - Тверь : Булат, 2002. - 72 с. С. 14-15.
11. ОГА СБУ. - О. 1, д. 032858. Л. 8; Борак Р.В. Жизненный путь, церковное служение и духовное наследие священномученика Онуфрия (Гагалюка) (1889-1938). Диссертация на соискание научной степени кандидата богословия / Борак Роман Владимирович - К. : Успенская Киево-Печерская Лавра, 2013. На правах рукописи. С. 52.
12. Гагалюк А… С. 132.
13. Государственный архив в Херсонской области. - Ф. 1887. - О. 3. - Д. 702.