Очередная заметка из цикла эссе о военных событиях на берегах Днепра, в Херсонской области. Заметка написана задолго до последних событий в Киеве, по техническим причинам не мог опубликовать. Сегодняшний рассказ - не об иерархах, но о скромных служителях Божиих, сохранявших верность Христу и Его Церкви в тяжелейших условиях военных действий, устрашающей стрельбы из автомата, преследования, угроз, голода. Рассказ обходит некие острые углы, т.к., для более полного освещения событий должно пройти время.
Обычно об исповедничестве мы мыслим как о стойкости веры во время гонений, совершаемых либо властями, либо раскольниками и униатами, связанными с властью, религиозными фанатиками и бандитскими формированиями, чужеземными завоевателями.
Римская империя. Леопарды заживо пожирают тела святых мучеников
В светском гуманистическом представлении исповедники - настоящие герои, да и в религиозном понимании они - победители смерти, греха, страстей, диавола. Мученики и исповедники - образцы для подражания православным христианам, им пишутся иконы, жития, гимнографические тексты. Само историческое сознание православного человека в отношении периода революции, гражданской войны, довоенного периода воспроизводит не столько образы правителей, индустриализации, колхозов, беломорканала, сколько - новомучеников и исповедников Земли Русской.
Такова история и география XX века: эпоха святителя Тихона, патриарха Московского, времена исповедничества священномученика Онуфрия, архиепископа Курского и Обоянского, дороги святителя и исповедника Луки, архиепископа Симферопольского и Крымского, острова мучеников Соловецких, земля, напоенная кровью святых царственных мучеников и страстотерпцев, 37-й - год Небесной славы новомучеников, город, село, область, монастырь такого-то мученика и исповедника.
Однако, хотелось бы сказать об ином измерении исповедничества. Сей подвиг различной меры предлежит любому православному во все время жизни. Пусть крошечный, пусть шажочек ко Христу. И неизмеримо растет значение исповедничества в годы войн, бед, катаклизмов, в годы малых апокалипсисов.
И Бог ведает, кто на самом деле со Христом и во Христе, а кто - только прикрывается Богом, кто повторяет заученное, либо проклинает. Идет война, фронт которой проходит через глаза, уши, чувства, диван, окоп, а не только через Днепр и серую зону.
Хотелось бы несколько слов сказать о том, что видел и что слышал. Ни в коем случае не предлагаю мои рассказы как истину в последней инстанции, как строго документальное свидетельство, так как преимущественно услышано от людей. Но это примеры, которые могут говорить о настоящем духовном подвиге, а там, как Бог рассудит.
Отец В. Несколько раз совершил переезды с беженцами под видом волонтера. Перевозил людей из района Давидова Брода на Западную Украину и в Болгарию. Проезжал через множество блок-постов ВС РФ и ВСУ. В целом отношение к священнику, едущему в подряснике, с бородой, у русских было положительное, доброжелательное. У вояк ВСУ - напряженное, с недоверием, тяжелыми взглядами.
Два раза в его сторону стреляли. Однажды выстрелили в колесо. Просто так. Для профилактики, чтоб знал свое место. Никто не спрашивал его, православный он или раскольник, сразу знали - православный! Иногда спрашивали. В другой раз выстрелили одиночным из автомата по лобовому стеклу, пуля прошла косо, прсвистела по бороде и зашла в дверцу. Ничего, достал домкрат, поставил запаску, вынул скотч, заклеил лобовое стекло.
Как служил, были ли обстрелы его села, случалось ли физическое воздействие военных - об этом ничего не знаю. Известно лишь, что где-то на Пасху плохо поговорил с начальством, моментально получил запрет и уехал на Балканы.
Отец Н. Служил в одной из северных украинских епархий. Вдвоем с супругой - матушкой, умел хорошо обходиться с прихожанами, благодаря чему приход, как для села, был немаленьким.
Решили с матушкой, что каток войны указывает им путь к югу и востоку, тем паче, что многие прихожане повыезжали. Последней каплей для священника стал один эпизод, когда ехал на похорон, и вояк ВСУ на блок-посте дал очередь в сторону его автомобиля, с хлопками выстрелов по ушам, с пылью фонтанчиками, с перекошенным образом под каской.
Тогда они решились. Владыка вошел в положение - отпустил. В начале августа им удалось на автомобиле пересечь блок-посты у Васильевки Запорожской области. На то время уже перестали пропускать через Давидов Брод, а Васильевка «работала» где-то до середины сентября. Какой-то счастливый оказался переход, пропустили, и даже вопросов лишних не задавали. Мы встретились с отцом Н. в Судаке, они решили ехать дальше, в Ростовскую область.
Отец О. С первых же дней СВО его приход оказался в горячей точке. Причем главный приход, а малый, в близлежащем селе, находился немного на отшибе. То, что через главное село о. О., где он служил и где жил, летало, свистело, грохотало, это само собой: летали ракеты РСЗО и гладкоствольной артиллерии, летали вертолеты. В самом селе в первые дни шли стрелковые бои с применением пулеметов, автоматов, снайперских винтовок и подствольников.
По-настоящему угнетало другое: местные жители, то один, другой, то третья, угрожали отцу О. расправой. Село средненькое по населению, а во время военных действий мало кто наведывалсяна службу. Но о. О. не пропустил ни одной Литургии во время Великого поста. Для сравнения, соседи священника, один сразу убежал на Западную Украину и, по слухам, ушел в раскол, другой ни разу за время поста не приехал на свои приходы, третий изредка наведывался для богослужения, как представлялась возможность.
А были и такие соседи, кто служил периодически, выезжая и приезжая снова. Сложности были с пропусками, часто срабатывал «человеческий фактор», и на ровном месте возникали трудности, вплоть до невозможности проехать к месту службы. Да и, чего греха таить, среди бойцов русской армии встретить православного человека было не просто.
«Думаете ли вы, что Я пришел дать мир земле? нет, говорю вам, но разделение;
Ибо отныне пятеро в одном доме станут разделяться: трое против двух, и двое против трех;
Отец будет против сына, и сын против отца; мать против дочери и дочь против матери; свекровь против невестки своей, и невестка против свекрови своей.
Сказал же и народу: когда вы видите облако, поднимающееся с запада, тотчас говорите: «дождь будет»; и бывает так;
И когда дует южный ветер, говорите: «зной будет»; и бывает.
Лицемеры! лице земли и неба распознавать умеете, как же времени сего не узнаете?
Зачем же вы и по самим себе не судите, чему быть должно?» (Лк. 12, 51-57).