Иеромонах Геннадий. «Повесть Бизюкова монастыря». Часть 11

Feb 25, 2023 19:17

Иеромонах Геннадий.
«Повесть Бизюкова монастыря». Часть 11

Л. 95
В старом же Смоленском Бизюкове монастыре бывшие монашествующие в штате разбрелись по монастырям, куда кто пожелал /как выше сказано/, из коих два монаха русские, 1-й, иеромонах Феодосий, а 2-й, иеродиакон Макарий, поохотились посетить и нашу Украину и вздумали на пустых степях хлеба покушать. А потому-то, и прибыли вместе с архимандритом Досифеем в монастырь сей. 1-й из них, Феодосий, был несколько разсеян и шалион, и начал бродить по Днепровским плавням



Иеромонах Геннадий. Повесть Бизюкова монастыря. ИР НБУ. Ф. V. Д. 460

Л. 95 об.
човном, и, не привыкши еще горазд к здешнему малороссийскому напеву, дал зевка очевиднаго. Вот дело в чем, т. е., в човне. Кто не умеет им по воде ездить, тот утопает /как выше сказали/, почему и сей сирома, не обзнакомившись еще совершенно с плавными речками и озерами и, не испытавши броду, пустился прямо с кручи в воду. А потому, не только потерял чаемый свой кусок хлеба, коим он думал на сих пустых степях питаться, но и жизнь свою вместе с ним запаковал уже, бедняжка, невозвратно, на веки, с надгробною песенкою «паки и паки». Вот что то [значит] запаковал, и что значит

Л. 96
рыск человека суетливаго, а паче разсеяннаго и не внемлющаго судьбе, яко матери, пекущейся выну о чадех своих.Но мы оставим перваго, судьбе нечего указывать, она и без наших ращотов хараша! А приймемся за другаго, т. е., за Макария. Сей старчик другаго уже был покрою, и отстоял от 1-го, как небо от земли, по оному: овому ситце, овому решетце, овому талант, а овому два, и каждому дано по мере его. Сей человек был совершенно набожный, жизни святой и примернаго для всей братии поведения и нравственности. Он поступил в монашество из дворян, и еще из знатной фамилии

Л. 96 об.
Смоленской Украины, и именно назывался в миру Михайло Николаевич Толбугин. Был в военной службе порутчиком и даже ротным командиром, по его деятельной службе и храбрости, и во многих сражениях с поляком и турком примерно отличался пред прочими командирами. Все ротные его, высшие и нижние чины, любили его за добродетель и храбрость до безконечности и преданы были к нему единодушно без изъятия все, так, что, когда он выходил в отставку с намерением вступить в монашество, то все оне не плакали за ним, а рыдали слезно, лишаясь, как роднаго отца своего и вернаго

Л. 97
полководца. Сей, повествуемый нами Макарий, можно сказать, был образ добродетели для всех на щот монашескаго подвига и душевнаго спасения /глаголю/, и надобно еще заметить, что за всем его достоинством, и в одном чине иеродиаконском, начиная с 1803-го по 1820-й, т. е., 18-ть лет, прожил в обители сей даже до прибытия в сию епархию покойнаго Преосвященнаго Иова, который был ему, Макарию, несколько с родни, - и насильно принудил уже его вступить в иеромонашеский сан. Но не надолго обитель сия таковым светильником любовалась и озаряема была высокими его доброджетелями.

Л. 97 об.
Вскоре потом, сей достойноуважаемый муж, оставив ее осиротевшую и возвратясь паки в родину свою Смоленскую, определен уже был по желанию его в Нилову Столобенскую пустынь. И, поелику он был мой первый друг и по духу, и по телу /говорит писатель/, то и говаривал часто мне на ухо: э, брат! брат! хочется мне, хоть под старость навестить родину свою, ибо «Отечества своего, и дым приятен». Он был небогат и любил крайне нищету монашескую, так, что при отъезде его из сей обители нечим было ему и рук зацепить, как говорят пословицу. Но, владыка покойный

Л. 98
Иов облагодетельствовал его для путеваго содержания кормовыми довольно, прожектом коего, а особливо судьбою Божиею, он, Макарий, и из обители сей удилился, и, может быть, еще к лучшему. Ибо, «судьбы Божии не испытаны и неизследованны путие Его». Он о всяком промышляет и пути спасения открывает невидимо для всех, а равным образом, и о Макарии. И, хотя и говорят люди пословицу, что «на беднаго Макара и шишки летят», однако ж, Макарий чрез сей случай и себя ощастливил, поступя в Нилову пустынь на жительство, и обитель нашу облагодетельствовал.

Л. 98 об.
А именно, он по отъезде своем отсель заехал к своему прежнему однослуживцу, пребогатейшему в Смоленской губернии помещику, генералу Степану Михайловичу Вистицкому, коему, пересказывая, он, Макарий, наше житио-бытио и недостатки предостаточные, а особливо по новости нашего монастыря, - возбудил в нем живо такое сожаление о нашей участи, что Вистицкий на той же почте присылает нам на новостроющуюся Покровскую церковь 500-т рублей ассигнациями, 50-т рублей настоятелю архимандриту Никифору да 50-т братии в кружку, с тем, что и по смерть свою обещевает в письме

Л. 99
своем присылать нам ежегодную пенсию по 50 рублей в кружку. А из сего, не видны ли каждому святейшия следы Промысла Господня о человеке? Но мы, нещастные питомцы его, не долго пользовались сим щедролюбивым даянием любезнейшаго нашего благодетеля, блаженной памяти Михайла Степановича Вистицкаго. Ибо сей дражайший кормилец наш и питатель в 1826-м году ко Господу отиде и преставися уже на вечный живот. Вечное ему буди и от нас, грешных, приснопамятование и сторичное мздовоздаяние от Господа, воздающаго каждому по делам его

Л. 99 об.
в небесных своих житницах. И так, по смерти благодетеля нашего Михайла Степановича, брат его родной, также генерал, Дмитрий Степанович Вистицкий, извещая нас о кончине брата своего, прислал и он в последний уже раз пенсию нашу единовременную, только 100 рублей в кружку на братию для поминовения покойника. А Макарий приснопамятный, достигши цели своея по желанию, т. е., Ниловой пустыни, принят был тамошними монашествующими братолюбно в число ихняго сословия, и, в течении недолгаго времени, по честному своему поведению и доброй жизни, всем и каждому без изъятия пообычился, а последственно уже и высшему епархиальному начальству

Л. 100
стал быть небезизвестным. По каковым обстоятельствам, а паче по званию Божию, и нудим был всею братиею единогласно к восприятию настоятельскаго звания, глаголющей: никтоже сам о себе честь приемлет, токмо званный от Бога, якоже и Аарон. Обаче Макарий, по смирению своему, во избежание суетной славы, а паче во удаление сановническаго честолюбия, не внемля таковой их прокламации - не восхоте разумети и Святаго Писания, - а потому уже формально и отказался от настоятельства и приседит ныне день и нощь во бдении на Божественной стражи у святаго гроба преподобнаго отца нашего Нила Столобенскаго,

Л. 100 об
принося святые молитвы угоднику Божию за себя и за меня, грешнаго, а иногда извещает и меня о себе дружеским своим посланием по-братски. До здесь сей чуждой материи, мы возвратимся и паки к нашему повествованию.
По прибытии из Смоленска, архимандрит Досифей, с помянутою нами братиею, Феодосием и Макарием, в монастырь свой /как прежде сказано было/, начали уже [они], братствующие здесь, с того времени мало по малу собираться воедино и наполнять штат, то с подворья Архиерейскаго, то с послушников здешних /отрывков, глаголю, софрониевских/, то из белаго священства, здешней же

Л. 101
епархии, и наполнили незабаром по комплету полный штат до верха - любо было посмотреть хоть куды! И все келии, ныне существующие, стали быть уже не порожни, которыя устроены были еще предместниками нашими, старыми софрониевскими монахами. Монастырь вокруг огражден был прекрасною оградою - земляным ровом /глаголю/, кроме сада и гумна, которые и оплетены были гораздо уже почище, самою тонкою плавневою лозою, как частоколом. Сад был, однако ж, и по прибытии уже архимандрита Досифея весьма в хорошем положении, с довольно достаточными фруктовыми

Л. 101 об.
деревьями, так, что, бывало, при хорошем урожае, вся братия довольна была фруктами онаго, до избытка, а также приуготовляли на зиму разной суши из разной овощи, по нескольку четвертей. Монастырь весь засажен был везде около церкви и около трапезы разными лесными деревьями чернаго леса. Рыболовня, оставшаяся после софрониевцев, была в совершенной исправности и выгодах. Тони везде по Днепру и в плавнях были вычищены по той причине, что они, софрониевцы, никогда не имели чужих, посторонних лямщиков, а сами братия, трудились с послушниками все гуртом, без изъятия, так, что и самый духовник, Водопьян,

Л. 102
при всей своей старости и сановническому /по ихнему тогдашнему положению/ достоинству, первый был у лямы, а потому и рыболовня у их была исправна! Да и нашим штатним рыболовам, их уже наследникам, до времени несколько еще лет служила с пользою. Виноград также застал еще архимандрит Досифей в цветущем состоянии по той причине, что оставшийся здесь на жительстве иеромонах Исаакий, племянник архимандрита Феодосия /как выше сказано/, по опытному своему знанию досматривал его пристально по-садовнически, ибо

Л. 102 об.
оне, софрониевцы, имели здесь прежде, во время оно, чудесный сад виноградный, так, что бочек по 30-ть и до 40-ка вина ежегодно надавливали, для чего самаго и погреб вне монастыря в земле вырыли чрезвычайно глубок [ий] и обширный, с рукавами, по подобию пещер, а при входе выложили диким камнем с двумя крепкими дубовыми дверьми и затворами, который [погреб,] и до днесь имеется еще в целости. И когда уже монашествующие и бельцы наполнили штатное количество в сем Бизюкове монастыре братством и послушниками достаточно, то начали уже мало-помалу и хозяйничать тут, под распоряжением перваго настоятеля и пастыря штатнего штатным овцам

Л. 103
за перваго, Преосвященнаго Афанасия, епархиальнаго, Украины сея, архиерея. Сей Преосвященный, хотя и хлопотал долго за штатным сим монастырем, но, по скорой его кончине, в 1804-м годе случившейся, не досталось ему ни одного раза взглянуть пастырскими очами на сию святую обитель лично. А приемник его, Преосвященнейший Платон, в 1808-м годе удостоил ея и братию ея личным архипастырским благословением, один только раз, однако ж, во всю свою жизнь на епархии, Преосвященный Иов дважды, Феофил раз, а Онисифор ни одного, яко преставяся ко Господу вскоре, - да и все они там же, у Господа, в лице

Л. 103 об.
избранных! Буди им вечная память и незабвенное воспоминание и о нас, грешных, выну о пастырях своих молящихся.
Нынешний же наш Великий Господин, Высокопреосвященнейший Гавриил, архиепископ Екатеринославский, Херсонский и Таврический и Кавалер, три раза уже посещал епархиальную паству свою бодренными и скорыми святительскими стопами и благословением архипастырским благословил и нас, грешных, под осенением его святейшим в обители сей сущих. Да здравствует мирно и благоденственно пастырь сей на пастырском престоле, многая лета для щастия и блаженства нашего усерднейшею

Л. 104
душею желаем и отеческую десницу детски лобызаем!
Обитель сия, при новоначавшемся штате, будучи тогда в самобеднейшем положении, а последственно уже и братствующие, в ней находившиеся, крайнюю претерпевали нужду на щот /глаголю/ недостатков во всем, и с великим трудом начинали разводить экономическое свое хозяйство, испрашивая милостыню то в тех, то у других христолюбцов по малой части - скотинку, овцы и лошади, а часть прикупили к тому же на развод, и потом через год уже собрались кое-как и на свой плуг.

Л. 104 об.
При том, истребовавши от Казенной палаты, по силе МОНАРШАГО учреждения, 16-ть человек штатных служителей стали учиться уже и хлебопашествовать на сей новой даче, и заводить на ней садоводство, пчеловодство и скотоводство, каковое и ныне имеется по малой части, благодарить Бога о всем!
Земля монастырская за всею ея обширностию отдаваема была тогда в оброчную оренду вольно хуторосодержателям весьма за дешевую цену, так, что не более 200-т и 300-т рублей монастырь получал от нея доходов, за всю почти Игульскую дачу, которая изстари и до днесь, по обычаю здешних степных заведений,

Л. 105
всегда отдается в наем ежегодно.
Архимандрит Досифей настоятельствовал в сем монастыре с учреждения штата 1803-го по 1807-й год, в коем он от кратковременной болезни, сентября 5-го дня и скончался. Таким образом, как мы выше сказали, смерть без примхи /т. е., без причины/ в свете не живиот. Сей доброй настоятель от природы имел доброе сердце и был крайне откровенен во всем и простодушен до высочайшей степени, так, что подчиненные его, братствующие и штатные служители совсем почти и не признавали его за настоятеля, и не имел [он, архимандрит Досифей] никакого влияния, и [братия со служителями не имели] ниже малейшего страха

Л. 105 об.
к его правлению по той причине, что он, Досифей, во всю свою жизнь никого их них /хотя и следовало было, за неисправности и неблаговидные поступки/, по мягкосердию своему никогда не наказывал ни местно, ни доносил о том высшему епархиальному начальству, чрез что самое и выходили между сословием его подручных, впоследствии времени, такие уже неблагопристойные поступки и зазорныя качества, что уже и от посторонних не укрылось лиц и доведено было ими о том епархиальному архиерею, покойному Преосвященному Платону. По каковым обстоятельствам и доносам и назначена была комиссия для изследования таковой его, Досифея, безпечной оплошности. В сию комиссию определены

Л. 106
были членами духовные чиновники, старообрядческаго Корсунскаго монастыря архимандрит Иоасаф и Херсонскаго Духовнаго Правления присудствующие протоиерей Григорий Саражинович и священник Иоанн Глобачев, кои, поверивши суммы монастырские и все имущество онаго по описям и, разследовав тонко до подлинности все поступки и качества, в указе прописанныя и касающиеся до архимандрита Досифея и братствующих, нашли, действительно, что дело с доносами во всем было сходно. А потому уже, в силу условной статьи, в том же указе прописанной, «буде архимандрит Досифей окажется виновным, отказать ему от управления монастырем, впредь до решения дела, что

Л. 106 об.
и учинено теми же следователями на месте преступления, не обынуясь, в присудствии комиссии. Архимандрит Досифей, слыша таковый нечаянный гром и несносныя удары, внезапно приразившияся нежному сердцу его, - не мог уже перенесть оных великодушно, а решился на сей раз удалиться лучше с монастыря в город Береслав, с непременным, однако ж, намерением вскоре отправиться к Его Высокопреосвященству для личнаго оправдания мнимой своей невинности. Но скорбь, горесть и печаль, нагрянувшие вдруг на унылую Досифееву душу, и приближившись к нему скорыми шагами, предупредили уже его намерение решительною и скоропостижною кончиною. Где в присутствии

Л. 107
тамошнаго градоначальника и почотных граждан, а также и братствующих сего монастыря, сделана опись всему оставшемуся его, Досифея, имуществу, и за общим подписом при репорте отослана тогда же к высшему епархиальному начальству, а тело покойника, опрятавши по обычаю монашескому, взято было в монастырь с подобающею процессиею и погребено соборно в здешней же обители по чиноположению церковному, близ братской трапезы, от восточной стороны. Вечная ему да будет память и участь со святыми во Царствии Царя царей на лоне Авраамли!

иером. Геннадий, Повесть о Бизюковом монастыре, Григорие-Бизюков монастырь, литература, история Церкви, источники

Previous post Next post
Up