Важнейший фрагмент "Повести Бизюкова монастыря" - рассказ о становлении Григорьевской Пропасной пустыни (подворья) в подчинении Молчанской Софрониевой пустыни. Иеромонах Геннадий, автор "Повести", раскрывает свои источники, без чего невозможно понять, откуда взялись анахронизмы и мифологические вкрапления в текст рукописи.
Л. 56 об.
Заключение
подворья Софрониевой пустыни
и конец онаго
Монахи софрониевские, начиная хозяйничать на сей новой даче общими силами и общим советом, крепко держались отеческих преданий, как магнит севера и железа, и внимая
Иеромонах Геннадий. Повесть Бизюкова монастыря. ИР. НБУ. Л. 56 об.
Л. 57
чтению оных, находили в разных местах многия и приличныя ихнему хозяйству и трудам наставления отеческия с пользою.
Где именно сказано, что «во многом совете многое бывает и спасение», - а также и то, что «от согласия и малыя вещи возрастают, а от несогласия и великия разрушаются». Почему и оне, софрониевцы, будучи изстари одушевлены братолюбием и общежитием, начинали всякое дело с общаго совета и согласия. И не говорили никогда: то мое, а то твое,
Л. 57 об.
но все наше, - избыток и недостаток было им общее, выигрыш и проигрыш общий, радость и скорбь была им общая. Словом сказать, все они были связаны совершенным братством единения, якоже апостолы союзом любве, и, якоже первенствующея Церкве веровавшие христиане, единодушием, по оному: «Бе веровавшему народу едино сердце и душа». Они всякое дело начинали за благословением старческим и за помощию Божиею, а потому уже
Л. 58
и благоуспевали во всем удачно и щастливо, без сомнения. Ибо в течении короткаго времени пребывания их на сей даче безценное сокровище нажили! Умножили прекрасное и достаточное хлебопашество и здесь, около обители, над Днепром, и наипаче, около речки Ингульца, где земля гораздо удобнее и плодороднее для хлебопашества, в разсуждении низменных полей, нежели к Днепру. Завели скотоводство, садоводство
Л. 58 об.
и пчеловодство, - разумно жили, - рогатую скотину и лошадиные табуны, так, что скотины рогатой было у них более 1000-чи штук, лошадей в разных табунах до 2000-чь, а овец разнаго рода и сорта более 20000-чь было. И все сие нажитое их движимое и недвижимое имущество было собрано не так в долгое время, т. е., не более, как в течении 15-ти лет. По той причине, что, кроме их неусыпных общежительных трудов,
Л. 59
подвигов и знания по сей части, имели оне еще и другия преудивительные прожекты, способы и преудобнейшие случаи к обогащению своему. Словом сказать, по пословице: «Убогому так не лучится, как софрониевцам богатым», - т. е., «Имущему дано будет и преизбудет, а от неимущаго, беднаго, и последнее возмется». А именно, вот что: по атаковании Сечи и по уничтожении Запорожья, как прежде сказано,
Л. 59 об.
запорожцы раздуванили секту свою на три части, так, что одна часть охотников пошли на Кубань и восприяли название черноморцов, а другая часть сиромы, которые были холосты и не имели у себя никакого стяжания, ушли за Дунай под турка /а ныне возвратились и у Азовскаго моря водворились/, а третья часть [запорожцев], самые богатейшие хозяева из них, имевшие собственные свои зимовники, т. е., домы и оседлость, и изобиловали чрезвычайным богатством от скотоводства, не тревожились и не захотели уже ни первой, ни второй секте следовать, или, лучше сказать, не успели нажитаго имущества скоро с рук
Л. 60
сбыть, а бросить туне жалко было до зела. А потому уже и решились сии оставаться в своих зимовниках, иные и по смерть. Ибо по преобразовании Запорожья на русский штиль дана была всем им льгота и свобода на произвол, и никто их не принуждал от своих жилищ удаляться. Иные из них молоды суще, женились и продолжали богатиться в своих зимовниках. А иныя, и большая часть из них, при старости уже лет бывше, и слыша в здешней Украине, первый еще сей, бывший тогда Пропасный монастырь, славившийся и набожностию, и правлением умелаго
Л. 60 об.
настоятеля, игумена Феодосия, который по уму своему и по природной своей ловкости, как выше сказали, всякаго чина, состояния и звания людей, удобно мог обласкать и привязать к себе любовию во всякое время мягкими и медоточными своими словами, или, лучше сказать, златыми устами, совершенно как вторый Златоуст, а потому уже премногие помянутые старые запорожцы /неоднократно до того зде бывшие на поклонении/ и двинулись уже к нему, т. е., к Феодосию, со всех сторон, как торговые промышленники в ярмонку на захват, ускоряя и упреждая один другаго. И иные из них монахами, а иные послушниками
Л. 61
до окончательнаго своего века здесь уже и остались /а другие и в Софрониевой пустыни дни свои оканчивали мирно/, а последственно уже и имущества свои, и богатства свои все сюда приносили и привозили. А также пригоняли сюда превеликое множество и скота рогатаго, лошадиных табунов и овец безчисленными стадами. Вот чем софрониевцы загремели и нашли совершенно клад запорожский. Убогому так не лучится /выше уже о сем сказано/, как софрониевцам. На щот же привлечения и опутания в сетку сих нелестных израильтян /запорожцев,
Л. 61 об.
глаголю/, замашка была Феодосиева. Он, как сам был малороссиянин и сущий запорожец, то и братию всю подбирал нарочито такую, и вывозил сюда из Софрониевой пустыни /где большая часть русских/ всех из малороссиян, дабы русским пугом и крыкливым наречием не распудить сих бедных словесных овец /не привыкших еще к русскому напеву/ в дебри непроходимыя, а чрез то самое не лишиться бы и истой своей корысти. Вот дело в чем, т. е., в човне: кто не умеет им по воде ездить, тот утопает и щастие свое теряет вместе с жизнию своею.
Л. 62
Игумен Феодосий, по заведении в подворье своем совершеннаго порядка, уже редко здесь живал, а по большой части в Софрониевой пустыни и в нужных поездках, яко то, в Санкт-Петербург, до матушки Царицы, то в Яссы к Светлейшему на поклонение, то в других частых отлучках находился, промышляя о общем братском благе. А заведовали сим подворьем и хозяйством и управляли монастырем братия обще! Первый из них был старец, из старых запорожцов, духовник Феофилакт Водопьян, человек жизни святой и набожной, коего все они уважали, любили и почитали,
Л. 62 об.
как отца, и повиновались, яко настоятелю, и без воли и совета его ничего не начинали. Вторый, иеромонах Арсений, брат родной игумена Феодосия, да два послушника, его же племянники, знавшие хорошо хозяйство и опытные. Один Исаакий, бывший потом в сем уже Бизюкове монастыре иеромонахом, и зде помре. А другой, Иоанн Погарский /он же и Шовковый/, и ныне в живых, в херсонском мещанстве прописанный, - который все сии произшествия хронологически наперечот знает. Всех сих ближайших родных, а, равным образом, и всех своих родственников, сколько их
Л. 63
у него было, мужеска и женска пола, игумен Феодосий, вышедши из Молдавии в Россию, выкупил от подданства и рабства панскаго /в кое они попали, как выше сказали, в начале описания жизни архимандрита Феодосия/ и дал всем им свободу, волю и покой. Что бо может быть в свете дороже сего, как быть свободну и покойну, - по глаголу сковородиному, который сим себя сокровищем во всю жизнь свою утешал и говорил так:
«Здравствуй, мой милый покою!
Добро мне быти с тобою.
Я люблю тебя сердечно,
Будь же и ты со мною вечно.
Л. 63 об.
Знакомство наше с тобою сдавна,
Мы будем жити по-братски, славно.
Пока судьба, судьба разлучит
И каждый жребий свой улучит.
Егда явится перед Бога,
О, коль страшна сия дорога!
Прохожий, за ее смякай
И час последний памятай».
Вот чем Сковорода забавлялся. Но мы его опять оставим, а по своей стежечке пойдем далее.
Искупивши, Феодосий, родных своих из неволи, как выше сказали, всех их почти без изъятия мужеска пола постриг в монашество и определил в свой монастырь, а женскаго пола, кои не обовязаны были супружеством, также определил
Л. 64
в девичии российские монастыри, в монахини. А которые были родные в супружестве, наградил их щедро деньгами и вывел в люди. И всем им, и каждому особо, совершенно доставил щастие. Как говорят по пословице: «Свой своему есть тенью и поневоле друг». Хотя же игумен Феодосий и редко уже бывал в своем подворье по причине недавно сказанных обстоятельств, обаче временем братию свою, в отшелничестве сущую, и посещал, иногда чрез год, а иногда чрез два, - и, приехавши в одно время сюда, по долгом своем отсутствии, и, увидя чрезвычайное множество
Л. 64 об.
стяжания из сих животных, о коих мы недавно говорили, - удивился до крайности таковому их изобилию, и, разсмотря все хорошенько по-хозяйски, до тонкости, велел все табуны скотские и лошадиные перебраковать, а оставить только пятую часть из оных, самых лучших и отборнейших для заводу. А протчия неспособныя все продать и избыть с рук, хотя бы и на самой последней цене, лишь бы дряни не было. А к оставшейся пятой части прикупить, за вырученные деньги, таковое же количество самаго отборнаго скота и лошадей для лучшаго
Л. 65
уже заводу, во что бы то ни стоило. Что и учинено вскоре и того же почти года, по его приказанию. И после того уже, такой удивительный сорт скота и лошадей развели, что многие знатные помещики по сей Украине за щастие почитали, есть ли могли с великими деньгами достать от таковаго роду скота для ихняго собственнаго заводу. Вот плоды трудов и согласия! Что значит: «Кто трудится, той и мает, а без трудов ничто не бывает». «Не всяк глаголяй: Господи! Господи! внидет в Царствие
Л. 65 об.
Небесное, но творяй волю Царствие Небесное Дающаго входит во оное», т. е., есть ли язык наш молится, а сердце недвижимо, то молитва наша никакой пользы и никакаго богатства не принесет нам. А надобно и молиться, и трудиться, якоже и софрониевцы и молились, и трудились, и исполняли волю Заповедавшаго им трудиться, а потому и имели они, богатея на сей завидной даче и завидным богатством продолжали владение свое даже до путешествия ИМПЕРАТРИЦЫ Екатерины Вторыя по сей Украине. Но дабы нам сказать нечто и нащот встречи ея, то тут же
Л. 66
поместим кстати.
Часть 1 со вступлением -
https://dm-jurevch-67.livejournal.com/437779.html Часть 2 -
https://dm-jurevch-67.livejournal.com/438683.html Часть 3 -
https://dm-jurevch-67.livejournal.com/438995.htmlЧасть 4 -
https://dm-jurevch-67.livejournal.com/439503.html?view=936399&act=cAdd#t936399 Часть 5 -
https://dm-jurevch-67.livejournal.com/439591.html