Покровский храм Качкаровки. Прошение Царю

Oct 13, 2022 16:02

Документ 30-х годов XIX века, письмо Государю Императору Николаю Павловичу. Два десятилетия крестьянское и матросское общество Качкаровки ходатайствовало, молилось, переживало о строительстве храма. В 1827 был быстро построен молитвенный дом, в середине 30-х дали священника - иерея Симеона Воронича, но первый храм строился только в 1841-1847 годах. Дали нового священника, отца Николая Педкова, который раньше служил в мест. Меловом псаломщиком и в мест. Снегуровке священником.

Проект, копию которого помещаю ниже, не был реализован, его сделал архитектор мануфактуры. Потому селяне и матросы села выпросили новый, менее крупный проект, который выполнил губернский архитектор Андреев. На первом фото - храм с. Качкаровки в 2021 году, проект сделал архитектор градоначальника Одессы Александр Бернардацци.



Покровский храм с. Качкаровки, 2021

Дело 1831-1832 гг. о дозволении строить церковь в селе КачкаровкаФ. 796, о. 112, д. 907Стр. 1
12 ноября 1831 года № 6184/307 /штамп в верхнем правом углу круглый с надписью «цена два рубли»/
Всесветлейший, Державнейший, Великий Государь, Император, Николай Павлович, Самодержец Всероссийский, Государь Всемилостивейший.

Просют по Доверенности своего Общества Херсонской Губернии Херсонского уезда, Казенного Селения Качкаровки, Поселяне: Антон Григорьев сын Ищенко и Никифор Яковлев сын Юшка - Жительство имеющие Херсонского уезда в Казенном Селении Качкаровке; о чем тому следуют пункты.

1.
С 1825 года - уполномочило нас двух Качкаровское поселянское Общество, по узаконенной на 3-рублевом листе Доверенности, изпросить от Преосвященного Феофила, Архиепископа Екатеринославского благословения, к созиданию во имя Покрова Пресвятой Богородицы Новой церкви Каменной посреди села Качкаровки, собственными трудами и издержками Казенных Поселян. Избранные к сей Душеспасительной цели ходатайства, мы внутренно взывали и взываем к Богу, да подаст нам силы совершить Ему угодное; с сим расположением духа мы притекли к Преосвященному Архиепископу Феофилу со всеусерднейшеюпрозьбою - повергнув на его уважение План, фасад и смету для произведения предполагаемой в С. Качкаровке церкви и просим со слезами ощастливить нас дозволением, отдельно от Приходской помещичьего Села Омелового Церкви, из /нер./ себя учредить особые приход с церковию! Просьба наша размотрена, но благословения на создание Церкви не объявлено, по недостатку справок: о нашей благонадежности, и о нужности иметь нам особливую церковь -/приписка: /нер/ 9 декабря 1831/

Стр. 1 об.
Для собрания каковых сведений Духовное начальство с Гражданским, возимело переписку 6-ть лет без успешного продоложения; и окончившуюся немилосердным отказом.

2. К Сему Прошению
Помянув кратко за справки, затруднявшие Духовного начальства согласится с нашим ходатайством, мы долгом поставляем ныне донести по сущей совести: сколе мы благонадежны к выстройке церкви, и до какой крайности оная Селу Качкаровке необходима. Да придет вся слава стяжаемая благочествием, вечным украшением в титуле нынешнего Екатеринославского Епископа Гавриила, только он не подумал, что мы настоящею жалобою возжелали помрачить малейшего из Его распоряжений. Ибо мы весьма довольны Его Архипастырскою благосклонностию; но сыскались в Духовном и Гражданском быту люди разстроившие, иносказанием своим, ход нашего Дела; А сие то подвигло нас в защиту от противных нам представить в ясных доказательствах вопервых благонадежность нашу к выстройке храма; предполагая в следующем пункте доказать о нужности иметь новый Храм. - Село Качкаровка в Географическом отношении, имеет населения Ревизских мужеска пола душ 314, а по последней переписи следователями найдено всех с рожденными после ревизии 433 мужеска, но женска более того, Домов же хозяйских 110, не включая жилых землянок; поселение стоит на правом берегу Реки Днепра знаменитой по еясудоходствуи рыбным ловлям. Поселение Качкаровки на разстоянии от Городов: Херсона в 110-ти и Берислава 35-ти верстах существует без всякого неудобства 18-ть лет, имеет свою пристань для Судоходства, погружает свои хлебные продукты и отправляет во всякое время при открытии навигации по весьма сходным ценам, не только вниз но и верх по Днепру до Порогов, пользуется от рыбных ловель позволением держать их на откупе сторонним, имеет необъятное количество по Днепру растущего камыша весьма способного для выжигания извести, а на выгонах и под самым Селом обретается столько камня



Первый проект качкаровской церкви, ок. 1831. Не реализован

Стр. 2
бутоваго, белаго для распилки и известковаго, что можно целые Города обстроить. При урожайных годах, хлеба и трав получается в двое более изобильно, как надобно; каменьщики для постройки свои поселян, имеются в Готовности; один мастер, с деревянными и железными материалами, должны доставаться обществу за наличные деньги, коих на подписке от Доброхотных жертвователей щитается до 2,040 рублей, а в наличности уже собранным по Октябрь сего Года было 1,000 р., - да нащет прежде собранных предварително выстроен каменный крытый соломой Молитвенный Дом; искуплено церковной утвари с наместными иконами, Священническими облачениями и колоколами (чему подроная опись здесь прилагается) свыше как на 1,815 р.; кроме сего имеется приуготовленная на месте будущей постройки камня более 60-ти саженей, лесных колод разной длины и толщины было 50-ть, а теперь осталось 33, протчие от 6-ти летней проволочки нашего Дела получили на открытом месте, /нер/ и по неспособности на церковное строение обращены обществом на другие поделки, ибо живучи на таком пункте как село Качкаровка, всякой лес не трудно доставить Ежегодно свежий с мимо-плывущих по Днепру до Херсона плотов, байдаков и барок, лишь бы только испрошено дозволение на создание новаго храма, тогда все рабочие руки охотно понеслись бы в Жертву Богу, с трудом не подражаемым, ибо Качкаровкие поселяне все что имеют и чем надеются владеть; получают от трудов своих, никому не обязываясь займом ни закладом.
Поверенные поселкового общества

3.
До сего времени Качкаровские поселяне 18-ть лет сряду принадлежали к Приходской Церкви во имя С-х Петра и Павла учрежденной в Помещичьем Селе Омелово, в котором Ревизских душ только 86-ть, а домов не более 20-ти, и то самых /нер/, крестьянских. От Качкаровки до той церкви Ходить здоровым и слыбым ездить, разумеется если - у кого

Стр. 2 об.
имеется на чом, надлежит чрез 6-ть верст. - Но прибывши во время холода, вьюги и ненастной погоде молельщикам нет малейшего угла найтить убежища, ибо в Праздничные и великопостные дни для отговенья, должны к сей церкве стекаться не одни 314-ть Ревизских душ мужеска да 400 женскаКачкаровских - ввесь приход составляют одинадцать деревень, растянутых на пространстве более 35-ти верст, а именно: Помещика Воротеляка Села Омеловамужеска 86 женска 93 душ; Помещика Григорьева д. Комаровки мужеска 80 женска 66-ть, Помещика Константинова Деревни Розоровкимужеска 30 женска 36-ть, Помещика Блажкова Деревни Каменки мужеска 20, женска 24 душ, Помещика Блажкова Деревни Новопавловки мужеска 34, женска 38 душ, Помещика Рогули Деревни Ивановки мужеска 26, женска 29 душ, Помещика Дорожинского Деревни Саблуковкимужеска 28 женска 33 душ - Помещика Олейниковамужеска 13 женска 11 душ, иПомещика Барона Бервика Деревни Перетовкимужеска 134 женска 116 душ итого обоего пола 1525 Душ, и все они должны местится в церкве Села Омелова, имеющей по наружному объему длины 8, а ширины 4 Саженей - но если предположить что и половина со всех Деревень собралась бы в церковь, то ни с каким усилием воитить им внутрь ея и покойно стоять, не оставивши душ 400 под церковию невозможно. Крестьянские же 20 избушек Села омелового и для дневки не только для ночлегов приходящих из внешних Деревенько Храму, недостаточны, но и недоступны во время квартирования там войск. Многолюдство вовсяневмещаемоеомеловогоцерковию, уже показывает первую невыгоду, заставляющую промышлять о новой церкви. - Другое неудобство плачем сопровождаемое, всегда усматривается на лицах, унылость Поселян Качкаровских. У нас дряхлые люди, на одре болезненном недвижимые, и к перевозке до церкв на шестиверстном разстоянии не способные, ни в какое время года не могут дождаться Священнических треб, ко исходу Души по Христианству обычных, младо… /нер/ так же без крещения умирают, да и по умертвииедвали в две недели, но случалось в месяц, в полгода и год приезжал

Стр. 3
Приходской священник единственно для опечатывания Гробов давно преданных земле тел без исповеди и без причастия и без надгробных отпеваний. - от чего, Горе Душам нашим неизлечимое! Есть ли кто мог бы представить себя на месте нашем, не стал бы углублятся в 6-ти летние розыски и справки ; но ищем такого благодетеля с терпением! Мы употребили чистых денег до 1,000 р., на заспокоение расходов с ходатайством нашим неразлучным, не получив желаемого, и готовы еще тратить пока не узрим благаго конца исканию; но какая из того выйдет слава, что Руский, у Русских чрез 6-ть лет не могут выпросить для себя, а наипаче для Бога должного? Великодушие монарха не может презреть, толикой жалости достойного положения нашего! - ибо здесь разоряются его подданные, простые поселяне; а там, в Селе Омеловом приходской священник провождая вожделенную жизнь от 11-ти Селений стяжаемую, мыслит заодно со своим Помещиком об отторжеии от нас Духовного Благословения на созидание новаго Храма, не только мыслит, преуспевает и пред идет вегда пред нами, но еще притворяется в своих бумагах Духовному начальству подаваемых: будто мы своим отложением от его прихода лишаем омеловскую церковь всех доходов. Однакож его притворству не будет места, есть ли Святейший Правительствующий Синод не изъемля ничего из Дела нашего, благоволит истребовать вполне оные, то найдет: что по освидетельствованию в прошлом Августе месяце Благочинным Города Береслава ПротоиереемБашинским и Священником Канецем, церковь Села Омеловогонайденна: покрыта железом, окрашена веницейскою ярью, и оштукатурена довольно благовидно и благонамеренно; что все устроилось и поддержалосьпочинкою, без малейшего участия Села нашего Качкаровки одними посилиями Помещика Села Омелового; да и как сему

Стр. 3 об.
Помещику не показать усердия к церкве, бывши холост и одинок, владеяй кроме выше исчисленных крестьян удобною землею до 9561 десятин, к чему ежели присоединить богатство протчих 9-ти помещичьих Деревень приписных к Омеловской церкви будет во владении у всех их /нер/ земель 47,350 ½ Десятин - то не должно ли согласится, что не только церковь но и ввесь причт можно с избытком довольствия удерживать, так чтобы не доверять никаким с противной стороны на мнимые недостатки жалобам, в изобретении коих священник Села Омеловогостолко изобилен, что даже не успевает оправдатся в личных поступках, по следственному делу доказывающему его безпечность о своей Духовной пастве до того, что утратив /нер/ временами в поездках лжицу из дароносицы, Крест, Епитрахиль и Рясу случайно найденные и в целости ему возвращенные Качкаровскими поселянами, не только не учинился он благодарность от сего одолжения, и еще увеличил непрестанные хлопоты наши в недостижении права на постройку новой церкви. Мы же Качкаровские поселяне, владея 8469 десятинами земли, чувствуем, что при помощи Божией выстроим новую церковь, ни от кого ничем не заимствуясь, личными трудами, от Душевного рвения, какое издавна руководствует нами, до того, что и ныне в состоянии есть ли надобность востребовала бы итить в Столичный Град, и у ног Вашего Императорского Величества спросить в пример прочим Селам здешнего уезда Архангельского, Костромского и Вшивого в недавнем времени выстроившим у себя церкви, дозволениясоздать от собственного стяжания нашего церковь в Селе Качкаровке; Но как не зрим еще надобности в личном отшествии до Санктпетербурга, мы решились не имея при себе Доверенности КачкаровскогоПоселянского Общества, удержанного против желания нашего при Деле Секретарем Екатеринославской Духовной Консистории -

Стр. 4
Неводчиковым, а имея от Канцелярии за подписом его Неводчикова записку, свидетельствующую в том, что мы истинные поверенные от общества Казенной поселяне Качкаровки, представляем таковую Записку, подлинную на простой, со списанною на гербовой бумаге копию, и осмеливаемся Всеподданейше Просить
Казенного Селения Качкаровки Поселяне

«Дабы Высочайшим Вашего Императорского Величества Указом повелено было сие наше прошение в Святейшем Правительствующем Синоде приняв записать; А притом повелеть, устроенный в Казенном Селе Качкаровке Молитвенный Дом, освятить с позволением в нем священнодействия, с определением в наше Село Качкаровку приходского священника, и с дозволением начать в селе Качкаровке по апробированному плану и фасаду строение церкви с колокольнею, которые мы обязуемся менее нежели в 5 лет от сего времени окончить.а чтобы не подвергнуть сомнению сего нашего обещания, по примеру Граждан Города Береслава и Города Херсона где заложенные церкви чрез 20 протекших лет доныне не отстроены, в Помещичьем же Селе Сербинова Херсонскаго уезда кроме дозволенного там Молитвенного Дома, более 10 лет к закладке церкви не приступлено - то мы просим Всеподданейше учредить особый надзор за действиями и постпупкамипоселянского общества Качкаровки, свидетельствовать от времени до времени успех церковной постройки, и поступать с нами по законам как с неустойщиками, буде на ответ не оправдаем своего пламенного к Богу усердия; о чем к кому следует послав Вашего Императорского Величества указе, известив нас чрез Херсонское Губернское правление о последующем от Святейшего Правительствующего Синода, на сие прошение резолюцию, дабы мы умели отчитаться пред своим обществом, в Зделанном поручении.
Антон Григорьев сын Ищенко

Всемилостивейший Государь просим Вашего Императорского Величества о сем нашем прошении решение учинить. Октября 25 Дня 1831 Года. К подаче следует в Святейший Правительствующий Синод
Сие прошение из слов просителевых писал и счинял чиновник 14-го Класса Тимофей Яковлев сын Охременко и Никифор Яковлев сын Юшка а во /нер/ их

Покров Божией Матери, Херсоно-Одесская епархия, архитектура, Качкаровка, исторические храмы, источники

Previous post Next post
Up