Уроженец Качкаровки Херсонского уезда Херсонской губернии иерей Стефан Васильевич Щербаковский. Стал известен после русско-японской войны, окончил Духовную Академию СПб, служил помощником о. Георгия Шавельского. Убит одесской ЧК в 1918, но подробности мне неизвестны.
РАТНЫЕ ПОДВИГИ ПРАВОСЛАВНЫХ СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛЕЙ В РУССКО-ЯПОНСКУЮ ВОЙНУ 1904-1905 гг.
(Продолжение)
18 апреля 1904 года на Ялу произошло другое историческое сражение русских с японцами, так называемый Тюренченский бой.
В правительственной телеграмме командующего русской армией генерал-адъютанта Куропаткина от 20 апреля того же года мы читаем:
«Обойденные противником с обоих флангов и с тыла, батальоны 11-го Сибирского стрелкового полка, чтобы пробиться, несколько раз с музыкой бросались в штыки. Японцы не принимали штыкового удара и отходили назад. Впереди полка шел полковой священник с крестом, раненный двумя пулями. Только штыковой атакой 11-му полку представилась возможность продержаться до прихода батальонов 10-го Сибирского стрелкового полка, под прикрытием которого все наши части отошли».
Герой-священник, упомянутый в этой телеграмме, был о. Стефан Щербаковский.
Вот как описывают подвиг о. Щербаковского участники Тюренченского боя:
Священник Стефан Щербаковский
«Двум батальонам 11-го полка была дана задача прикрыть отступление частей от надвигавшихся трех японских дивизий. Вступив в бой и затем обходя японский левый фланг, 11-й полк занял позицию на два фронта, задерживая густо надвигавшиеся японские войска, и, хотя полк со всех сторон был окружен неприятелем, он два часа задерживал врага, не отступая, пока не прикрыл отхода наших частей, после чего полк пробился в штыки и соединился со своими.
Перед последней атакой полковой священник о. Стефан Щербаковский вышел на пригорок, стал на колени и три раза осенил бойцов крестом со словами: «Христос воскресе!» Затем высоко подняв крест со словами: «Вперед, за святое дело, за Отечество! Победим!» - устремился впереди знамени, увлекая за собой солдат.
Трещали японские пулеметы и немолчно свистели пули, земля содрогалась от грома орудий, все потонуло в дыму и грохоте разрывающихся снарядов. Кругом колонны японцев - с тыла, с флангов. Впереди - гора, за ней тоже японцы.
- Вперед! Прорваться или умереть - сдачи не будет!
Под музыку, с пением «Спаси, Господи, люди Твоя» - шли на врага русские чудо-богатыри. Через пять минут из тридцати пяти музыкантов осталось четыре, но они все же играли атаку. Убило командира. О. Стефан получил рану в руку, выронил крест, но мгновенно поднял его и понес опять в левой, раненной, руке. Вторая пуля ударила о. Стефана в грудь, - он упал, потеряв сознание. Заметив это, причетник подбежал к священнику, перевязал его и вынес из-под огня.
О. Стефан вместе с другими ранеными был эвакуирован в Ляоян. Когда его везли в санитарном поезде, один из тяжело раненых солдат скончался в пути. Обыкновенно в таких случаях умершего выносят из вагона на ближайшей остановке. О. Стефан, узнав, что солдата могут похоронить без церковного отпевания, очень заволновался.
- Как же так? Зарыть православного человека без христианского напутствия. Нет, нет, это невозможно!
И, превозмогая боль, о. Стефан встал, надел епитрахиль, взял святой Крест и Евангелие и, при участии причетника, совершил погребальный обряд.
Находясь на излечении в госпитале, о. Стефан все время думал о возвращении к своей пастве и немедленно по выздоровлении снова выехал на фронт.
Художественное осмысление подвига свщ. Стефана Щербаковского. Художник Маймон. На самом деле, священник был ранен в правую руку и после ранения держал крест в левой руке. Кроме того, сомнительно, чтобы вот так его поддерживали музыканты
За подвиг, запечатленный кровью, о. Стефан был награжден золотым георгиевским крестом».