Периоды подъема веры: бифуркации 1920, 1945, 1990

Sep 08, 2020 20:12

Для подготовки этой заметки я намеренно не пользовался никакими материалами, справками. Пишу по памяти, что отложилось и накопилось, в надежде на новый подъем веры и благочестия. А то, что сейчас от былого подъема и следа не осталось, думаю, заметно уже всем.

Что первично в тех подъемах? Политическое (экономическое, социальное) положение, геополитический расклад? Либо народные силы пробуждаются и гаснут, и снова пробуждаются, и снова гаснут?

Думается, нет особой нужды отгадывать, где яйцо, где курица, что лошадь, что телега. Необходимо найти некие признаки, движущие силы. И посмотреть, что уходит в волну Кондратьева вниз и вверх. Нет ли совсем вверху некой точки бифуркации, о которой мы не подозреваем, повторяя слова "все пропало".

Внимательное рассмотрение ситуации 1918-1922 гг. и 1944-1945 гг. показывает неожиданную параллель: в эти годы оканчивались войны, германо-мировая с гражданской и вторая мировая с ВОВ. В эти же годы учреждались религиозные общины. Но, попробуй мы пойти вверх и вниз по волне и полволне Кондратьева (кажется, 54 и 27 лет, все-таки подсмотрел в инете: здесь и здесь, пишут о волнах 48-55 лет и 45-60 лет), и мы вроде бы ничего толком не обнаружим. Ну, разве что, в полволне Кондратьева от 1920 г. стоит 1893, и здесь имеется крупная активизация создания церковно-приходских школ - ЦПШ, а позднее - заведений для учителей ШГ - школ грамоты и ЦПШ - ВШ (второклассных) и ЦУШ (церковно-учительных), а также деятельность прав. Иоанна Кронштадского, глинских, оптинских и киевских старцев.

Хорошо, это уже что-то. Элементы духовного подъема, духовное окормление групп и отдельных лиц, учреждение духовных школ низшего уровня. Кстати, здесь и многочисленное создание приходских попечительств, и строительство храмов, и создание приходов. Для проверки точки бифуркации следует взять приблизительно 1892-1896 гг. и сравнить показатели этих лет с показателями предыдущего и последующего пятилетия.

Теперь 1972. Но это же брежневский застой, скажете вы! Да, застой. Но рассмотрим повнимательнее. В этой точке предположительной бифуркации - почти полное прекращение закрытия храмов и прекращения действия религиозных православных общин. Далее. Здесь же начало религиозного диссидентства и религиозного самиздата с созданием неформальных религиозных групп. Здесь же новый расцвет старчества - псково-печерского, почаевского, киевского, глинско-грузинского, с созданием, снова-таки, неформальных общин верующих, объединенных вокруг старцев, духовников, монастырей.

Продолжение следует.

история Церкви, строительство, Церковь, гражданская война, старчество, циклы, Грузия, Почаевская Лавра, приходская община, история России

Previous post Next post
Up