Опубликована статья о знаменитом Корсунском монастыре, бывшем в свое время одним из центров старообрядчества в подчинении иерархии РПЦ и единоверчества в Российской империи, конца 18 - начала 19 столетий.
КОРСУНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ
(Новокаховской и Генической епархии УПЦ), находится в с. Корсунка Новокаховского городского совета Херсонской обл. (Украина).
Кон. XVIII - нач. XX в.
Основан в 1787 г. близ с. Б. Знаменка Мелитопольского у. Таврической обл. как муж., старообрядческий; с 1803 г.- единоверческий монастырь во Фроловом (Флоровом) урочище, близ с. Казачьи-Лагери Днепровского у. Таврической губ.
Основание К. м. связано с образованием Новороссии и расселением в новоучрежденной губернии старообрядцев. В июле 1780 г. архиеп. Славянский и Херсонский Никифор (Феотоки) освятил в слободе Знаменке на правобережье Днепра церковь для старообрядцев и дозволил совершать богослужения по старопечатным книгам (ГА Кировоградской обл. № 1906; Арх. СПб ИИ РАН. Ф. 200. Оп. 3. Д. 345. С. 4-4 об.). Так было положено начало единоверческому движению, в которое в кон. XVIII - нач. XIX в. была вовлечена значительная часть старообрядцев-поповцев.
В кон. 70-х - нач. 80-х гг. XVIII в. представители старообрядческого дьяконова согласия из Стародубья священноинок Михаил Калмык и инок Никодим († 1784), к-рые искали пути выхода из кризиса, постигшего поповцев после «Перемазанского собора» в Москве, получили сведения о единоверческом движении в Елисаветградской пров. Новороссии.
В 1783 г. инок Никодим от имени 1500 старообрядцев направил в Синод прошение, указывая в нем условия, на к-рых они готовы соединиться с РПЦ (Бельский. 1999. С. 77-78). Указом 11 марта 1784 г. старообрядцам разрешалось строить каменные церкви и совершать богослужения по старому обряду (ГА Респ. Крым. Ф. 26. Оп. 4. Д. 307. С. 2). В кон. того же года из Стародубья в С.-Петербург во главе делегации старообрядцев с заверениями верности Православию и просьбой о назначении для старообрядцев особого епископа прибыл архим. Иоасаф, преемник инока Никодима. Он обратился к митр. С.-Петербургскому и Новгородскому Гавриилу (Петрову) с просьбой о назначении его, согласно завещанию инока Никодима, строителем Никодимовой пуст. Вскоре он был утвержден настоятелем Успенского мон-ря (бывш. Никодимовой пуст.). В авг. 1785 г. кн. Г. А. Потёмкин объявил, что Российская империя заинтересована в заселении причерноморских степей и нижнего течения Днепра, в то же время призываемые на новые места жительства старообрядцы из внутренних губерний России и из-за границы приглашались к союзу с РПЦ, обозначенному в кон. XVIII в. понятием «единоверие».
26 авг. 1785 г. имп. Екатерина II подписала указ, по которому старообрядцам разрешалось селиться между левым берегом Днепра и Перекопом. Согласно ордеру кн. Потёмкина 27 авг. того же года поселенцы получали материальные выгоды и в числе прочего - право на строительство каменных церквей, мон-рей, отправление богослужений по старопечатным книгам. Общину старообрядцев возглавил архим. Иоасаф (Там же. С. 1; Моисеенкова. 1996. С. 199; Бельский. 1999. С. 78). Он род. в 1743 г. в Стародубе Северском, в 1769 г. в Покровском старообрядческом монастыре Новгорода-Северского пострижен в монашество, подвизался на Афоне, в 1781 г. рукоположен во диакона и иерея, в 1782 г. в Иерусалиме патриархом Антиохийским Даниилом возведен в сан архимандрита и направлен в Россию для сбора пожертвований. Синод РПЦ признал Иоасафа в сане архимандрита, наделил его св. миром и Св. Дарами и разрешил к священнослужению для старообрядцев по старопечатным книгам (ГА Респ. Крым. Ф. 118. Оп. 1. Д. 5385).
Церковь во имя свт. Иннокентия Иркутского мон-ря Корсунской иконы Божией Матери. 1888 г. Фотография. 2009 г.
Церковь во имя свт. Иннокентия Иркутского мон-ря Корсунской иконы Божией Матери. 1888 г. Фотография. 2009 г.
В 1787 г. архим. Иоасаф прибыл в Екатеринославскую епархию, где представился новому архиерею, архиеп. Екатеринославскому и Славянскому Амвросию (Серебренникову). Поскольку земля под мон-рь уже была выделена близ с. Б. Знаменка, архиеп. Амвросий направил строителя в С.-Петербург для утверждения в настоятельской должности. По возвращении из столицы в том же году архим. Иоасаф подал архиеп. Амвросию прошение на строительство для мон-ря деревянной церкви и келий для братии, на что 31 дек. получил грамоту (Там же. С. 3; Бельский. 1999. С. 79). 18 окт. 1791 г. указом Екатеринославской духовной консистории в С.-Петербурге архим. Иоасаф был утвержден настоятелем в сане игумена, мон. Дорофей возведен в сан иерея, мон. Серапион - в сан диакона для служения в старообрядческом мон-ре.
Первоначально монашествующие обосновались в урочище Карай-Дубина (ныне с. Бережанка Верхнерогачикского р-на Херсонской обл.), но в 1788 г. выяснилось, что эти земли принадлежат кн. Вяземскому. Игум. Иоасаф обратился к большезнаменским поселянам, и те неохотно выделили под строительство мон-ря урочище Мамай-Сурка. В 1790 г. деревянный храм в честь Корсунской иконы Божией Матери был построен, но в 1792 г. он сгорел. В 1795 г. была возведена новая Корсунская ц. с приделом свт. Иоанна Златоуста, а монастырская часовня обращена в церковь и освящена во имя свт. Николая Чудотворца.
В ордере от 11 сент. 1787 г. кн. Потёмкина правителю Таврической обл. Каховскому значилось: «...вашему превосходительству предписываю на тот конец поблизости селения Знаменки, на речке Конской, ежели при сих урочищах есть праздная, и ни с каким препятствием не соединенная земля, отвесть потребное число десятин оной под строение старообрядческого монастыря... В случае же там каковой-либо неудобности, имеете позволить им избрать для того самого другое приличное место» (Мурзакевич. 1848. С. 310). Поскольку место для мон-ря не было удачным ввиду недостатка леса и отдаленности от Днепра, игум. Иоасаф просил катеринославского и таврического ген.-губернатора кн. П. А. Зубова выделить братии 120 дес. из лесных дач жителей г. Никополя. Правитель наместничества отказал монастырю в выделении лесных угодий, т. к. самим никопольчанам леса не хватало, и тогда игумен с братией обратили внимание на местность ниже мест. Каховка и г. Берислава по течению Днепра, а именно на урочище Фролово, лежащее между землями казенного с. Казачьи-Лагери и дачи полковника Д. М. Куликовского (Бельский. 1999. С. 79).
5 апр. 1796 г. на имя кн. Зубова последовал рескрипт имп. Екатерины II о разрешении перевести К. м. на более удобное место с выделением 3 тыс. дес. земли. 30 окт. в подтверждение правительственных распоряжений игум. Иоасаф получил от митр. Екатеринославского и Таврического Гавриила (Банулеску-Бодони) грамоту на перемещение обители на новое место и построение храма свт. Николая Чудотворца. 8 февр. 1797 г. уездный землемер В. Писемский отмежевал на участке Фроловой дачи 3 тыс. дес. удобной земли для хозяйствования и 2447 дес. и 775 саж. неудобной земли - прилегающих плавней, и 14 марта того же года эта земля вместе с планом и межевыми книгами была передана мон-рю по указу губернатора Таврической обл. ген.-майора С. С. Жегулина (Мурзакевич. 1848. С. 311).
Уже 9 марта братия старообрядческого мон-ря приступила к строительству деревянного храма свт. Николая Чудотворца. 9 окт. того же года из урочища Мамай-Сурка, близ с. Б. Знаменка, все насельники К. м. переселились в урочище Фролово. Деревянный Никольский храм вскоре был сооружен, и братия в 1801 г. приступила к строительству каменной 5-купольной соборной ц. в честь Корсунской иконы Божией Матери, освященной 30 мая 1803 г. игум. Иоасафом по благословению архиеп. Херсонского и Таврического Афанасия (Иванова). Иконы писали старообрядческие иконописцы из Москвы и Суздаля. В 1802 г. была возведена и освящена небольшая теплая ц. во имя вмч. Димитрия Солунского, к 1804 г. освящен храм во имя прп. Михаила, еп. Синадского. В 1799 г. открыто монастырское подворье в г. Херсоне на углу Богородицкой ул., 9, и Торгового пер., при ц. в честь Рождества Пресв. Богородицы (освящена в 1803). Впосл. подворье было преобразовано в приходский храм.
В 1803 г. К. м. приобрел статус единоверческого (в соответствии с указом имп. Павла I от 27 окт. 1800 г.), в 1804 г. по указу Синода игум. Иоасаф был возведен в сан архимандрита. В 1808 г. он отправился в Москву для сбора пожертвований, где 25 сент. скончался и похоронен на единоверческом кладбище (Бельский. 1999. С. 79).
В 1792 г. в К. м. проживало 21 чел. монашествующей братии и 25 лиц различного звания по увольнительным листам и паспортам, в 1794 г.- 28 монашествующих и 18 лиц различного звания, в 1796 г.- 2 насельника, в 1805 г.- 67, в т. ч. архим. Иоасаф, 5 иеромонахов, 3 иеродиакона, 29 монахов и 29 бельцов (ГА Респ. Крым. Ф. 118. Оп. 1. Д. 5385. С. 9, 14 об., 22, 44 об.).
При 2-м настоятеле К. м. игум. Кирилле, уроженце мест. Чернобыль, к обители были приписаны единоверцы, проживавшие в Севастополе, Перекопе, Алёшках, Кинбурнской крепости, в мест. Каховка, дер. Маячка, в селах Б. и М. Знаменка, Днепровка, Б. Копани, Збурьевка. Игум. Кирилл I исполнял также обязанности благочинного единоверческих церквей с центром в Б. Знаменке (Бельский. 1999. С. 80). С 1808 по 1818 г. в мон-ре подвизался иером. Иоанн (Малиновский; 1763-1849), впосл. иеросхимонах, подвижник Оптиной в честь Введения во храм Пресв. Богородицы пуст.
Благосостояние К. м. первоначально складывалось благодаря многочисленным пожертвованиям. Уже в 90-х гг. XVIII в. мн. знатные особы, в т. ч. кн. Потёмкин, сделали значительные вклады (Моисеенкова. 1996). Доходы, кроме права К. м. на сбор пожертвований, приносили огороды, виноградники, сады, скотоводство, сдача земли в аренду, рыболовство. Ордером новороссийского военного губернатора И. И. Михельсона от 24 мая 1801 г. казакам Донского казачьего Грекова 5-го полка предписывалось не чинить братии препятствий в рыбной ловле. Но самый крупный источник доходов появился в 1808 г.: имп. указом К. м. предоставлялось 2 соляных озера, из которых мон-рь мог получать по 500 фур соли без платежей в казну, что составляло ок. 5 тыс. р. В 1811 г. К. м. отказался от владения озерами и передал их казне, но с тем, чтобы ежегодно получать доход от соляных озер, 500 фур соли по 70 пудов в каждой, т. е. 35 тыс. пудов. К. м. платил казне только за выволочку соли, а общий доход составил уже 14 тыс. р. в год. Впосл. солевые доходы К. м. возросли (Сухарев. 1998. С. 446-447).
В 1797 г. К. м. было выделено 5447 дес. 775 саж., из которых «неудобиями» (болота, пески, дороги и т. д.) считалась почти половина земель. В 1814 г. крестьяне соседнего с. Казачьи-Лагери переселялись из села по причине неудобства земли для земледелия, периодических песчаных бурь. 15 окт. 1815 г. К. м. получил право на 3675 дес. Магдалиновской дачи на соляной дороге в 10 верстах от с. Чаплинка. Т. о., с учетом Фроловой дачи, Магдалиновской дачи, участков на Кинбурнских соленых озерах в 1815 г. К. м. владел ок. 10 тыс. дес. земли.
Архим. Кирилл († 6 сент. 1826) похоронен за алтарем собора. Его преемником стал казначей К. м. иером. Тихон (Иноземцов). Он происходил из мещан г. Тирасполя, в 1819 г. поступил в К. м., в 1824 г. пострижен в монашество архим. Кириллом, в 1826 г. рукоположен во иеромонаха, в 1830 г. возведен в сан игумена, в 1837 г.- в сан архимандрита (ГА Респ. Крым. Ф. 118. Оп. 1. Д. 5703. С. 2).
После утверждения единоверчества в 1799 г. братия К. м. осознала неудобство «окраинного положения», удаленность от старообрядческих центров и обратилась через действительного тайного советника кн. Н. Б. Юсупова к имп. Николаю I с прошением о приобретении земель у Измайловского дворца близ Москвы для братии К. м. (Бельский. 1999. С. 80). После 1822 г. К. м. располагал большими средствами благодаря повышению цен на соль (до 95 к. за пуд), что давало свыше 33 тыс. р. ассигнациями годового дохода, и мог полностью оплатить приобретение дворца, новых земель и переселение монахов. Однако имп. Николай I не подписал прошение.
Днепровский и Мелитопольский уезды были населены не только старообрядцами-поповцами, но и беспоповцами различных толков, колонистами из католич. и протестант. стран, беглецами из крестьян, преступниками, что не могло не оказывать влияние на нравственное состояние населения края. В письме 1-го департамента Мин-ва госимуществ Синоду отмечалось, что многие клирики Мелитопольского и Днепровского уездов сами являлись причиной падения нравственности: пьянство, воровство, разврат были характерны для некоторых священнослужителей Сев. Таврии (Катунин. 1993). Не избежал упадка внутренней жизни и монастырь. В 1836 г. в К. м. проживали 23 монашествующих и 25 послушников, из них иеродиак. Варсонофий (Пономарёв) значился под запретом из-за «состояния худого, пьянственного, при том же и грубиян, двое послушников состояния посредственного» (ГА Респ. Крым. Ф. 118. Оп. 1. Д. 5703. С. 4, 9). Один из тех, кого в 1836 г. определяли «состояния хорошего, к послушанию способен», был иеродиак. Евфимий (Дурнавин), происходивший из крестьян и в 1824 г. поступивший в обитель. В 1837 г. он похитил из монастыря 44 тыс. р. ассигнациями и 2 антиминса. Разразился скандал, 79-летний архим. Тихон заболел и вскоре скончался, похоронен рядом с архим. Кириллом I, за алтарем Корсунского собора.
С 1840 г. К. м. управлял иером. Иона (Панкеев), постриженик архим. Кирилла I. В 30-х гг. XIX в. большинство братии К. м. были пострижены архим. Кириллом; многие происходили из таврического единоверческого центра с. Б. Знаменка: иеромонахи Сергий (Панкеев), Симеон (Двоезерский), Иона (Панкеев), Герасим (Панкеев), иеродиак. Иоасаф (Рыльский). Иером. Иона, вступивший в К. м. в 1820 г. и постриженный в 1823 г., с марта 1831 по март 1832 г. управлял второклассным Бизюковым Пропасным во имя сщмч. Григория монастырем. В 1842 г. иером. Иона был назначен строителем К. м. В 1845 г. иеродиак. Силуан направил на имя архиеп. Гавриила (Розанова) донос на строителя иером. Иону и казначея иером. Иоасафа. Впоследствии разбирались и др. дела с участием настоятеля и братии (Бельский. 1999. С. 81-82). В ходе следствия вскрылись факты неблаговидного поведения строителя и казначея (ГА Херсонской обл. Ф. 198. Оп. 1. Д. 76), к тому же оба оказались замешаны в деле о попытке ограбления К. м. солдатами-горнистами Софийского морского полка в 1844 г. В действительности вечером в день праздника Рождества Христова солдаты-горнисты устроили маскарад, представившись иером. Ионе свитой генерала крымских соляных приисков во главе с самим генералом. Настоятелю удалось выпроводить дебоширов, но впоследствии выяснилось, что казначей иером. Иоасаф принимал у себя в келье в канун совершения литургии театральное зрелище, т. е. переодетых солдат. 18 марта 1847 г. иеромонахи Иона и Иоасаф были запрещены в священнослужении, бывш. строитель 17 дек. отправлен под надзор в одесский в честь Успения Пресв. Богородицы мон-рь (Бельский. 1999. С. 81), а бывш. казначей 18 апр. повторно запрещен по делу «о зрелище» и 10 дек. сослан в Бизюков мон-рь. В июне 1848 г. архиеп. Херсонский свт. Иннокентий (Борисов) утвердил иером. Иоасафа (Рыльского) в штате Бизюкова мон-ря, но запрета с него не снял (ГА Херсонской обл. Ф. 198. Оп. 1. Д. 73. С. 2-4 об., 13-14, 164-164 об., 169-170 об.).
В ведомости 1841 г. все монахи К. м. характеризовались положительно, только иеродиак. Павел (Проценко) при «хорошем состоянии» находится под запретом в священнослужении. В 1846 г. число монашествующих сократилось, большинство монахов в священном сане оказались «не верны в послушании», «состояния плохого или посредственного» (ГА Респ. Крым. Ф. 118. Оп. 1. Д. 5703. С. 81-87, 173-182). В К. м. произошли и новые скандалы: иером. Даниила (Бондарева) в 1847 г. лишили сана, а иеродиак. Павла после ссылки в Бизюков мон-рь запретили в священнослужении.
Важнейшим поводом к закрытию единоверческого мон-ря и последующему преобразованию в правосл. обитель послужило нравственное состояние братии. Синод назначил ревизию К. м., к-рую проводил настоятель Бизюкова мон-ря и ректор Екатеринославской ДС архим. Иона (Капустин). Материал, накопленный в ходе ревизии и уголовных дел, давал основания для смены насельников и преобразования мон-ря в православный. Одной из причин «охлаждения» братии в вере, по мнению иером. Ионы (Панкеева), явилось низведение особенностей старообрядчества к наличию старопечатных книг, особых напевов и формы камилавок (Бельский. 1999. С. 82). Временно управлявший К. м. архим. Иосиф неоднократно утверждал, что монастырь посещается почти только правосл. богомольцами и в обитель хотели бы поступить мн. достойные правосл. люди, а сама братия в прошении выражала желание, чтобы К. м. был приведен в «неразнственное» с правосл. монастырями положение. Все эти основания и были указаны в рапорте Синоду новоназначенного архиеп. Херсонского Иннокентия (Борисова). Свт. Иннокентий указывал, что для восстановления благоустройства на началах единоверия нет возможностей, т. к. отсутствует достойная братия, единоверцы мон-рь не посещают, а правосл. верующие могут «соблазниться» от различия в пении и обычаях (Корсунский 1-кл. муж. мон-рь. 1897. С. 965-966).
Полностью см.
здесь.