В процессе подготовки доклада на Рождественских чтениях-2020 столкнулся с вопросом: как относиться к многочисленным фактам крещения евреев во время ВОВ ради их физического спасения.
У Шкаровского приведена попытка систематизации многообразия помощи евреям:
Основные установленные причины помощи евреям со стороны православных священнослужителей и мирян заключались в следующем: 1. Личная религиозная мотивация (восприятие спасения евреев, как свой христианский долг); 2. Влияния позиции священноначалия и духовника; 3. Участие в движении Сопротивления; 4. Идейная оппозиционность нацистскому режиму; 5. Стремление обратить евреев в христианство; 6. Общие гуманистические идеалы; 7. Дружеские личные связи с евреями. При этом нередко сложно разграничить побудительные мотивы оказания помощи, на поступок верующего могло повлиять сразу несколько причин.
Напрашивается мысль о выделении главных мотивов.
Напомню, условия участия в Таинстве Крещения/Миропомазания сводятся к трем: 1) вера, подразумевающая 2) покаяние и 3) правильное волеизъявление. Собственно, достаточно первого условия, которое следует толковать расширительно, включая обязательность покаяния и правильного волеизъявления. В приведенном выше списке Михаила Шкаровского особняком стоит пункт 5 - стремление обратить евреев в христианство. На этот мотив могут накладываться или играть ведущую роль мотивы 1, 2 пункта, которые также предполагают сознательность Крещения. Пункты 3, 4, 6 и 7 не имеют прямого отношения к религиозной мотивации. Интересно было бы сопоставить, если это вообще возможно, группу 1, 2, 5 с группой 3, 4, 6, 7. Не удивлюсь, если показатели соотношения в процентах будут превышать показатели сегодняшних мотивов принятия Таинства среди населения граждан Украины. Ибо каждый приходской священник видит реальность: если еще во время Таинства крестные с родителями могут уверять священника в своих искренних намерениях, то впоследствии становится ясной их неискренность.
И:
Формы же спасения евреев были очень разнообразными: 1. Крещение еврейских детей (а зачастую и взрослых) в православных храмах; 2. Предоставление убежища в религиозных учреждениях и домах священников; 3. Обеспечение евреям возможности выдать себя за представителя другой национальности (в том числе выдача фиктивного свидетельства о крещении); 4. Помощь в осуществлении бегства в безопасное место; 5. Временное усыновление (удочерение) еврейских детей; 6. Заступничество перед нападавшими на евреев, в том числе обращения иерархов в органы государственной власти; 7. Принятие на службу в храм или церковную организацию; 8. Помощь предметами первой необходимости; 9. Публичное проявление сочувствия, в том числе демонстративное ношение некоторыми православными священнослужителями на облачении «звезды Давида».
Все эти данные взяты православным историком не с потолка, но имеют документальное подтверждение. Как видим, истинное Крещение - только один из многих способов спасти евреев. Фиктивное свидетельство о крещении - это уже другая тема разговора.
Если заводить речь об отношении к спасению или уничтожению евреев, а также к безучастности, здесь вырисовывается четкая картина. См. Шкаровского далее:
Наиболее явно отношение Русской Церкви к Холокосту проявилось на Украине, где проживала большая часть евреев СССР. Здесь в период оккупации существовали две Украинские Православные Церкви - автокефальная и автономная в составе Московской Патриархии. Последняя однозначно осуждала уничтожение евреев, и многие ее священники пытались спасти их (о. Алексий Глаголев, монахини киевских монастырей и др.). Часть же украинских националистов добровольно и активно участвовала в уничтожении евреев. Они относились как к автокефальной Украинской Православной, так и к Греко-Католической Церквам. Таким образом ситуация в разных течениях Православной Церкви на территории СССР была различной, но в целом можно сказать, что Русская Церковь уже в 1941-1945 гг. пыталась противостоять уничтожению евреев, хотя практических действий в этом направлении было явно недостаточно.
Полностью статью Шкаровского см.
здесь.
Однако, все не так однозначно, в первую очередь, в отношении УГКЦ (униатов). К 42-43 гг. униаты, поликарповцы, ОУН обоих направлений перестроились. Задача уничтожения евреев на Украине немцами и их союзниками румынами и оуновцами была в основном решена. И союзники фашистов стали по возможности проводить политику более умеренную, стали принимать участие в спасении евреев (Шептицкий, Румыния под давлением Ватикана, Румынской Православной Церкви и еврейских организаций). См.
здесь, хотя материал, понятно, несколько тенденциозный.
Что касается Херсонщины в границах нач. 44 г. по учреждении области, то документированные факты помощи евреям, в т.ч. массовых крещений, известны по городам Херсону и Каховке, в общей сложности не менее 150-200 человек, но, скоррее всего, значительно бюольше. По другим местам у меня фактов нет, но можно предположить, что в действительности спасенных священниками и мирянами евреев на одной только Херсонщине было несколько сот, возможно, более тысячи. Вместе с тем, в приведенной выше статье указывается число 1000 спасенных по всей Украине.
См. также материал о наиболее известных спасателях евреев -
здесь. И
здесь, немного по Украине.
Таким образом, говорить однозначно о крещении исключительно ради страха смерти неправомерно. Следует учитывать и такой момент. Желание креститься до ВОВ здерживалось целым рядом факторов: 1) репрессиями, 2) давлением еврейской общины, имеющей многообразные проявления, 3) настороженностью священников, см. хотя бы фильму "Поп", поскольку до революции разрешение на крещение еврея принималось епархиальным архиереем и не всегда еврей получал добро на крещение. И вот еще. Одна из наших прихожанок, она отошла ко Господу, одна из наиболее благочестивых, рассказывала. Жила где-то в Сейдеминухе, Большой или Малой. Ее сверстница, еврейская девочка, в начале войны говорила: "Я знаю, нас будут убивать. Это за то, что мы предали Бога".