10 мая
1793 года митрополит Гавриил был назначен
Екатеринославским и Херсонесо-Таврическим с местопребыванием в
Полтаве. В
1798 году, в связи с изменением административного деления и переименованием города Екатеринославля в
Новороссийск, он стал именоваться Новороссийским и Днепропетровским с местопребыванием в городе
Новомиргороде. В период управления этой обширной епархией митрополит Гавриил заботился о построении церквей, благоустройстве семинарии, повышении умственного и нравственного уровня духовенства, стремился к поднятию духа монашеской жизни в монастырях, организовал сбор пожертвований в пользу детей, обучающихся в семинарии. Ко времени пребывания митрополита Гавриила на Екатеринославской кафедре относится основание, по его благословению, города
Одессы, и закладка в новом городе четырех церквей.
29 сентября
1799 года митрополит Гавриил был назначен на
Киевскую кафедру.
7 апреля
1801 года он определен членом
Святейшего Синода и награжден орденом Андрея Первозванного.
Киевской митрополией Гавриил управлял в течение четырех лет, а затем 21 августа
1803 года, согласно его прошению, был уволен на покой с местопребыванием в
Одессе. Истинные причины увольнения неизвестны. В
1805году митрополит из Одессы переехал в
Дубоссары, где прожил еще четыре года на покое.
Во время следующей
русско-турецкой войны русские войска вновь заняли Дунайские княжества и для духовного управления занятых территорий снова был призван владыка Гавриил. В
1808 году он был опять назначен членом Святейшего Синода и
экзархом Молдавии, Валахии и Бессарабии с местопребыванием в
Яссах. В то время была возможность аннексии Дунайских княжеств Российской империей и митрополит Гавриил стал также устраивать церковную жизнь ближе к порядкам существовавшим в
Русской Православной Церкви. По его предложению в духовных училищах стали изучать русский язык. Он добился от правительства распоряжения местным гражданским властям не вмешиваться в дела церковного управления. Одной из важных забот митрополита Гавриила в это время было упорядочение управления местными монастырями. На основании указа Святейшего Синода все монастыри были подчинены экзарху, и он занялся наведением в них законных порядков. Для доклада о проделанной работе митрополиту Гавриилу, по его просьбе, было разрешено в
1811 году прибыть в
Санкт-Петербург, где ему было оказано особое внимание. Он изложил Святейшему Синоду все нужды Молдовлахийской Церкви и внес на рассмотрение свой план дальнейшего церковного благоустройства. Большинство из его предложений были приняты, часть - отклонены или изменены. Но осуществить эти мероприятия митрополиту Гавриилу не удалось, так как по заключенному 16 мая
1812 года миру России с Турцией Валахия и Молдавия вновь отошли к Турции, в то время как к России была присоединена только часть последней -
Бессарабия.
Митрополит Гавриил со всем своим штатом выехал в Бессарабию и поселился в городе
Кишиневе, где ему было поручено составить план образования новой Заднестровской епархии. Новая епархия, по его предложению, стала называться
Кишиневской и Хотинской и ей был присвоен титул
митрополии и
экзархии. 21 августа
1813 года Святейший Синод утвердил новую епархию, и митрополит Гавриил со свойственной ему энергией принялся за строительство церквей, митрополичьего дома и здания для
Кишиневской духовной семинарии. Недостающую сумму для окончания строительства семинарии он восполнил своими собственными средствами. Вместе со строительством митрополит занимался наведением порядка в административном управлении епархией, уделял внимание образованию духовенства, наставляя его достойно проходить свое служение. Для подготовки служащих гражданских учреждений в
1816 году митрополитом Гавриилом при семинарии был открыт «благородный пансион», который до
1834 года заменял областную гимназию.
Не забывал митрополит и о религиозно-нравственном воспитании своей паствы. Первым средством к просвещению паствы было строительство храмов. При митрополите Гаврииле в Кишиневской епархии было начато и большей частью окончено строительство около двухсот церквей. Во все церкви были разосланы краткие катехизические поучения на молдавском языке, которые должны были читаться во все воскресные и праздничные дни. Кроме этих поучений священники, окончившие семинарию, должны были произносить проповеди собственного сочинения. Митрополит принял серьезные меры к поднятию нравственного и умственного уровня священнослужителей, повел борьбу против бродяжничества, пьянства и других пороков, господствовавших среди молдавского духовенства. Решительно выступил митрополит Гавриил за то, чтобы в воскресные дни были прекращены ярмарки, стремясь этим устранить одно из важных препятствий к религиозно-нравственному просвещению бессарабской паствы.
По ходатайству митрополита Гавриила в
1814 году была открыта Бессарабская типография, в которой печатались книги, необходимые для богослужений, а также для поучения и наставления как духовенства, так и всего православного народа.
Занимаясь благоустройством церковным, митрополит Гавриил принимал участие и в гражданских делах. Митрополит своим обращением к народу опроверг смущавшие людей слухи направленные против России, а у русского правительства, в свою очередь, получил подтверждение о том, что Бессарабия имеет свое гражданское самоуправление, чем сохранил как союз России с Бессарабией, так и самобытность последней. В
1818 году император
Александр I впервые посетил Бессарабский край и встречался с митрополитом Гавриилом.
За семь с половиной лет управления Кишиневской епархией митрополит Гавриил достиг больших успехов. Ни одна сторона жизни Бессарабской Церкви не оставлена им без внимания. Все намеченные планы к благоустроению паствы приводились им в исполнение, несмотря на встречавшиеся препятствия.
Успеху его деятельности способствовало то, что он умел подбирать себе помощников, которых располагал к себе своей ласковостью, простотой и прямотой в обращении.
На 75 году жизни митрополит Гавриил почувствовал физическую слабость и почти все управление епархией передал своему викарию епископу Бендерскому
Димитрию. Сам же он с
1819 года начал готовиться к отшествию в другой мир. Он поспешил закончить в
Каприяновском монастыре постройку храма в честь Успения Божией Матери, сам присутствовал при его освящении и указал место своего погребения. Чувствуя приближение кончины, митрополит вызвал к себе своих родных. 26 марта
1821 года митрополит Гавриил сильно заболел, а
30 марта в 8 часов утра скончался. Тело почившего митрополита, по его завещанию, было погребено в Каприяновском монастыре, где покоится и поныне.
Как передают современники, митрополит Гавриил в обращении с подчиненными своими руководствовался "терпением", и, если случалось нарушить его, сейчас же раскаивался и просил прощения у самого последнего из своих подчиненных. Он сам говорил приближенным своим: "Я во всю мою жизнь старался всегда делать добро более тем, кои наносили мне какую-либо обиду или оскорбление". Причем сам признавался, что иногда мог не спать целую ночь, если ему казалось, что каким-то словом он обидел человека и не успокаивался до тех пор, пока на деле не доказывал ему своей любви и расположения.
Решением
Священного Синода Русской Православной Церкви от 15 июля
2016 года митрополит Кишиневский и Хотинский Гавриил (Бэнулеску-Бодони) был причислен к лику святых для местного почитания в
Православной Церкви в Молдове [4]. Чин прославления был совершён
5 сентября 2016 года в
Каприянском Успенском мужском монастыре за богослужением, которое возглавил предстоятель
Православной Церкви Молдовы митрополит Кишиневский и всея Молдовы
Владимир (Кантарян) [5].