Хронология жизни архим. Феодосия (Маслова)

Dec 29, 2018 17:43

Об архим. Феодосии (Маслове) см. по тегам, в т.ч., здесь, см. также статью в "Христианском чтении".

(К статье об афонских влияниях в мужских монастырях нижнего Приднепровья)

События описаны по достоверным источникам, отдельные даты проставлены условно, ошибка может составлять 1-2 года.

  1. Рождение, 1720 г., г. Глухов,
  2. Побег из дома, пребывание в Брянском монастыре, 1740 г.,
  3. Постриг в монашество, 1750 г., Молдо-Влахия,
  4. Рукоположение, 1755 г., Молдо-Влахия,
  5. Смерть прп. Василия Поляномерульского, письмо прп. Паисию Нямецкому, ответное Первое письмо, сктит Цыбуканы, 1767 г.,
  6. Переход в Должешти по ходатайству прп. Паисия, 1768 г., переход в Берзунец по ходатайству прп. Паисия, 1768 г.,
  7. Защита Берзунца от турок/татар, скитания, 1769 г.,
  8. Переход в Снагов под Бухарестом по ходатайству прп. Паисия, 1769 г.,
  9. Переход в Тисман по прошению к влиятельным лицам (русская администрация), 1773 г.,
  10. Кючук-Кайнарджийский мирный договор, притеснения турков, 1774 г.,
  11. Переход в Молчанскую Софрониевскую пустынь, 1779 г., Утверждение Устава и особых положений об управлении пустыни, 1779, 1781 гг.,
  12. Основание Григорьевского Пропастного подворья, преобразованного в пустынь в подчинении Молчанской пустыни, 1781-1782 гг.,
  13. Встреча импер. Екатерины II во время ее шествия в Херсон и Крым, Григорьевская Пропастная пустынь, 1787 г., посвящение в сан архимандрита за заслуги в турецкую войну, 1787 г., Кременчуг, обременение Григорьевской пустыни 21 тыс. десятин по Ингульцу в дополнение к имеющимся 5 тыс. десятин, 1787 г.,
  14. Второе письмо прп. Паисия архим. Феодосию (Маслову) с объяснением невысылки книг, обличением и наставлением, 1788 г.,
  15. Путешествие в Яссы, встреча с Г.А. Потемкиным, вероятная встреча с прп. Паисием, 1790 г.,
  16. Отстаивание имений Молчанской Софрониевой и приписанной к ней Григорьевской Пропастной пустыней в Санкт-Петербурге, встреча с импер. Екатериной II, 1792 г.,
  17. Смерть от отравления сулемой, Молчанская Софроньева пустынь, 1802 г.

Целью составления хронологии является систематизация основных, ключевых, поворотных событий в жизни архим. Феодосия (Маслова). Четыре периода жизни: 1) 1720-1740 - детство, юность, побег, 20 лет, 2) 1740-1767 - послушник, монах, иеромонах, настоятель скита Цыбуканы до смерти прп. Василия Поляномерульского, 47 лет, 3) 1767-1792 - настоятель монастырей и скитов в Молдо-Влахии и России, завершающая дата обозначает, во-первых, 1-2 года после путешествия в Яссы и вероятную встречу с прп. Паисием, во-вторых, 1 год после смерти Г.А. Потемкина, в-третьих, отстаивание имуществ пустыней и личное ходатайство перед импер. Екатериной II, 72 года, 4) 1792-1802 - пребывание в Молчанской Софрониевой пустыни, во время которого поездки носят административный и хозяйственный характер (Курск, Белгород, Сумы, Москва) до трагической смерти от отравления ядом, 82 года.

По-видимому, аскетическая направленность деятельности была характерна для архим. Феодосия (прославлен в лике преподобных как местночтимый святой Конотопской епархии УПЦ в Соборе Молченских святых в 2008 г.) во втором и четвертом периодах жизни.

О втором периоде ясно говорят источники: а) Первое письмо прп. Паисия иером. Феодосию, игумену скита Цыбуканы, и б) «Повесть Бизюкова монастыря» иером. Геннадия (источник в отдельных разделах содержит явно легендарные сведения, возможно, фальсификации, однако по данному периоду совпадает по оценкам с Первым письмом прп. Паисия).

О четвертом периоде в данном контексте источники молчат, за исключением косвенных данных, как то: почитание архим. Феодосия братией Молчанской Софрониевой пустыни, в т.ч. прп. Филаретом (Данилевским), основателем афонско-аскетического устройства Глинской пустыни, и Григорьевской Пропастной пустыни. Как известно, почитание старца Феодосия в XIX в. приобрело уродливые, нехарактерные для православного благочестия формы в обоих монастырях (Молчанская пустынь и Григорие-Бизюков монастырь), почитание же, восходящее к архим. Филарету (Соколову), основано исключительно на личных впечатлениях самого ученика старца Феодосия и восходит к последним годам Тисмана и первым годам Молчанской пустыни под управлением игум. Феодосия.

Вывод из всего этого можно сделать следующий. Как только а) умер покровить Г.А. Потемкин (1791), б) подтверждено право Молчанской Софроньевской и Григорьевской Пропастной пустыней на недвижимые имения (1792), болезни в старости стали одолевать (в 1792 г. - 72 года), через несколько лет умерли прп. Паисий и импер. Екатерина II, тогда афоно-молдавский уклад монастырской жизни стал оказывать благотворное влияние на самого старца, пребывающего почти постоянно в пустыни, и на братию, чрез долговременные отсутствия настоятеля и собственные поездки не претерпевающие «душевного разорения».
Архим. Феодосий (Маслов)


В "Яссы к светлейшему на поклонение". Фрагмент "Повести Бизюкова монастыря" иером. Геннадия.


Литография Григорие-Бизюкова монастыря в кон. 19 в.


Нач. 20 в.


Паисий Величковский, Григорие-Бизюков монастырь, канонизация, Молчанская пустынь, архим. Феодосий (Маслов), история Церкви, Г.А. Потемкин, прп. Феодосий (Маслов), Повесть о Бизюковом монастыре, источники

Previous post Next post
Up