Литературовед Иван Леонов проанализировал некоторые произведения видных представителей "иерейской прозы". См.:
https://elibrary.ru/item.asp?id=29094517 и
http://www.gramota.net/materials/2/2017/4-2/5.html . (Леонов называет иерейскую прозу - прозой приходской.) Протоиереи А. Шантаев и А. Лисняк получили хорошее светское образование: первый закончил киевский художественный институт, второй - институт им. Горького в Москве. Профессиональные искусствовед и профессиональный литератор (среди авторов т.наз. иерейской прозы мы находим и других выпускников литинститута - иер. Ярослава Шипова, протд. Толстикова (ныне протоиерей), стало быть, их проза должна быть богата тщательно выписанными образами прихожан.
И. Леонов выделяет особый тип персонажей-прихожан - сопутствующих персонажей. Собственно, если отбросить все эти литературоведческие термины, героев с персонажами, поскольку в ИП от литературы не так много, зато от "прозы жизни" - все или почти все, - сопутствующие представляются самой активной частью приходского актива. Священник совершает служение, священник совершает требы в церкви и на выезде, священник встречается с людьми, - и часть этих встреч с народом священник проводит с "сопутствующим" членом приходского актива.
Кто может быть сопутствующим? Бабка, дед-пономарь, мальчик-пономарь, сын, матушка, дочь, певчая, семинарист. У авторов иерейской прозы - чаще всего все же бабка, мальчик, дед, по одной простой причине: у целибатного священника на литературное письмо находится время, в отличие от автора-священника, обремененного семейством. Хотя и исключений немало, но речь о сопутствующих...
Хотелось бы назвать этих прихожан сослужащими. Без их помощи трудно. Часто приходится служить вовсе в одиночестве. А Литургию уж без сопутствующего, или, там, сослужащего, и служить не положено, да и в алтаре сопутствующий желателен крайне, о чем учит Учительное известие. Вообще, сопутствующий, сослужащий, создает иллюзию полноты... Или, почему бы и нет, сослужащий-сопутствующий и восполняют пространство прихода. И несут подвиг священнослужения наряду со священником.
Такой сопутстсвующий - первый кандидат в общину, если таковая создается на приходе, и если страсть исключительности, избранничества (это наша с батюшкой церковь!) не "перемкнет" сопутствующего с волны жертвенности на волну эгоизма. Жертвенность - та черта сопутствующего, без которой быть им, сопутствующим, невозможно. А если и возможно, то ценой мученичества священника.
Одни священники любят обходиться без сопутствующих, другие без них не представляют служения. Читая книги о. Ярослава Шипова, замечаешь, что сопутствующих у него почти совсем не сыскать. Либо сам не привлекал, не искал, не просил, либо - Бог не дал. У других, чуть не каждая треба, каждая служба - с сопутствующим, сослужащим. Сопутствующий "городскому священнику" подскажет, как управляться в сельском быту, расскажет о взамоотношениях в приходе, доложит краткую биографию, воцерковленность или отсутствие таковой живых и мертвых.
Спаси, Господи, сопутствующих, без них порой представить приходскую жизнь невозможно. Да что там говорить, сопутствующие и сослужащие - брешь в броне равнодушия, дыра в сети, опутывающией и ограждающей нас друг от друга. И от Бога, наверное.