http://livepark.pro/blog/sobitiya/8586.html Знаменитый российский фантаст Роман Злотников встретился с читателями и рассказал им о себе, своем творческом кредо и о будущем России.
Роман Злотников имеет богатую коллекцию литературных наград - в числе многочисленных заслуг перед критиками и читателями у самого популярного автора Рунета есть и премия с красноречивым названием «Реальное будущее». Действительно, именно в жанре альтернативной истории прошлого и будущего обнинский фантаст явно преуспел. Причем, преуспел настолько, что его «Генералом-Адмиралом» зачитываются в окружении самого Владимира Путина, а Сергей Собянин использует дилогию «Империя» в качестве учебного менеджерского пособия на планерках - как справочник по оптимальным решениям. Про президента и мэра Москвы известно доподлинно, то же самое можно сказать и о главе «Росатома» Сергее Кириенко - он поклонник творчества Романа Злотникова и лично встречался с писателем. Аккурат к встрече писателя с читателями в Обнинском молодежном центре (ОМЦ) подоспел и третий том «Генерала-Адмирала» - несколько экземпляров книги, в которой описывается, как Россия победила в Русско-японской войне 1904 года и что из этого вышло хорошего, Роман Злотников захватил с собой и раздал читателям. Впрочем, читатели тоже пришли не с пустыми руками. Некоторые из них принесли целые библиотеки, составленные из книг фантаста - прежде чем начать отвечать на вопросы, автор «Грона» и «Царя Федора» прилежно ставил автографы на каждом экземпляре, многие из которых, к слову сказать, выглядели зачитанными до дыр.
Опять же к слову. Одна из читательниц напрямую призналась Роману Злотникову, что когда ей бывает душевно плохо, то его книги являются лучшим лекарством - то есть, воздействуют напрямую. О том, что литература - это не только досужее развлечение, сказал и сам писатель: «Книга - это некий инструмент, который позволяет влиять на реальность и изменять ее. Пусть хоть на тонкий волосок, но все-таки изменять. И без ложной скромности скажу, что в тех изменениях в России, которые произошли за последние десять лет, есть и мой вклад, мой „волосок“».
Спору нет, читателям импонировало, что перед ними сидит знаменитый человек и не проявляет при этом ни тени высокомерия: встретишь на улице, не подумаешь, что знаменитость. Естественно, им было любопытно, как люди приходят к писательской славе - неужели нужно родиться в писательской семье? Отнюдь. Роман Злотников родился в обычной интеллигентной семье, его родители работали по ядерной части сначала в ФЭИ, а затем в НИФХИ им. Л. Карпова. А приехала семья Злотниковых в закрытый Обнинск в 1966 году из не менее закрытого города Арзамаса-16, который нынче зовется Саров. Будущий фантаст окончил среднюю школу № 4, а затем отучился в Саратовском военном училище, на пенсию ушел в 2004 году в чине подполковника, отслужив во внутренних войсках более двух десятков лет.
Впрочем, фантаст пенсионером является только по военным меркам. Ему еще нет пятидесяти, а число его книг тоже приблизилось к полусотне. Сочинять фантастику Роман Злотников начал еще на службе во внутренних войсках - публиковался в «корпоративном» вестнике «На боевом посту», пока начальник-полковник не попенял будущей знаменитости на избыток свободного времени.
«Собственно писать я начал потому, что сам охотно читал фантастику, - говорит Роман Злотников, - Читая, например, того же Гарри Гаррисона или Роберта Хайнлайна, я стал придумывать продолжения сюжетов - как поведет себя тот или иной герой дальше. Что будет, если поместить его в другую ситуацию - примет ли он бой, или отступит. Честно говоря, я дилетант в литературе. Я пишу скорее для себя. Всякий раз, когда очередная моя книга выходит из печати, я сажусь и читаю, чего это я там написал. Хотя до этого четырежды вычитывал текст. Кончено, мне очень приятно, что мои книги интересны не только мне самому, но и читателям».
Книги Романа Злотникова интересны многим. Он много работает в соавторстве. Однако в том или ином литературном тандеме он предпочитает быть главным, а не ведомым. «Я не люблю спорить. В споре истина не рождается. И чем дольше и активней люди спорят, тем больше они накапливают аргументов в пользу именно своей точки зрения, - делится фантаст своими соображениями о сотрудничестве, - Из спора человек выходит еще более укрепленным в своей позиции. Однако если один автор „раскручен“, а другой нет, то результат соавторства, как правило, бывает положительный».
Именно из этих соображений Роман Злотников не видит смысла, например, в совместном литературном творчестве со своим ближайшим другом и коллегой по жанру маститым Василием Головачевым - обоим писателям достаточно просто дружбы и обмена мыслями.
Многие произведения Романа Злотникова, особенно ранние, не поддаются жанровому определению: то ли это боевая фантастика, то ли фэнтези, то ли чистая «альтернатива». В последние годы писатель с хайнлайновской методичностью пишет альтернативную историю Будущего - заполняет пустые клеточки в воображаемой временной таблице.
Сам же читатель уже заведомо готов к тому Будущему, которое ему предложит фантаст. «Я не скажу, что читатель моей юности был глупей или умней современного читателя - он был более идеалистически настроен, - говорит создатель „Империи“, - Современный же читатель более подготовлен, он способен работать с большими объемами текстов, осмысливать их и участвовать в диалоге наравне с самим автором. Что же касается практически полного исчезновения из литературы жанра „чистой научной фантастики“, то это не потому, что современной фантастике не интересны научные идеи и открытия - ей более интересен человек».
К слову сказать, среди людей, пришедших на встречу с Романом Злотниковым были не только «чистые» фанаты его творчества, которые с толкиенистской настойчивостью интересовались нюансами типа «почему в третьем томе на такой-то странице Грон пошел направо, а не налево». Эти люди с ярко выраженным славянским имиджем лучше самого автора знали все редакторские ляпы в его книгах. Например, неверно указанное число орков, штурмовавших крепость. Были и нормальные читатели: научные работники, студенты, гуманитарии, медики.
Были даже политики. Причем от «Единой России» - депутат городского Собрания Татьяна Баталова и секретарь местного отделения единороссов Анатолий Шатухин. В одном из своих интервью Роман Злотников сказал, что «его партии пока не существует». Между тем такая «аполитичность» вовсе не мешает писателю дружить с теми, с кем ему хочется дружить.
Впрочем, Роман Злотников отнюдь не аполитичен. По убеждениям он монархист и государственник - кто не верит, пусть внимательно, как Сергей Собянин, прочтет ту же «Империю». Обсуждая с одним из своих читателей 1917-й год, фантаст сказал, что «Февральскую революцию устроили наши англо-американские друзья. Через царя им было невозможно перепрыгнуть, а через депутатов легко - как покупаются и продаются депутаты, вы знаете не хуже меня».
Сергей Коротков