Sep 06, 2014 21:01
Французское кино - отстраненное и скучное. Снятое для себя. Не для зрителя…
Рене Видаль, бывший когда-то культовым режиссером, принимает предложение снять ремейк классического немого фильма 1915 года «Вампиры». На главную роль он приглашает гонконгскую актрису Мэгги Чунг, которая не знает ни слова по-французски. Тем не менее, она соглашается и съемки начинаются…
Жанр «кино о кино» полон прекрасных образцов - 8 ½ Феллини, «Американская ночь» Франсуа Трюффо, «Предостережение святой блудницы» Райнера Вернера Фассбиндера и другие фильмы, о существовании которых должен знать каждый уважающий себя киноман. В далеком 1996 году бывший кинокритик Оливье Ассайас решил внести свою лепту в данный жанр.
Центральным мотивом «Ирмы Веп» является кризис французского кинематографа, происходящие по сюжету фильма съемки ремейка «Вампиров» являются лишь фоном. По мнению автора, французское кино безнадежно застряло в парадигме 1960х годов и по-прежнему французские режиссеры продолжает снимать «кино только для друзей», которые мало известны за пределами Франции («У нас в Гонконге показывают мало французских фильмов»).
Глубина кризиса дошла до такой степени, что режиссерам только остается снимать ремейки полузабытых немых фильмов. Даже на съемках такого банального фильма, герои пытаются повторить опыт «новой волны» (черпавшей вдохновение в том числе из американского нуара), пригласив на главную роль китайскую актрису «кунг-фу кино» для вливания свежих сил фильму и кинематографу Франции в целом.
Символичен выбор Жана-Пьера Лео, одного из знамен французской новой волны, на роль постановщика ремейка «Вампиров» Рене Видаля. Ассайас сделал Видаля карикатурным персонажем - некогда великий постановщик политических лент в духе Жана-Люка Годара и Аньес Варды, но уже давно вышедший в тираж и вынужденный снимать ремейки. Процесс съемок также показан пародийно: сцены, на которые тратятся по 24 дубля, актеры, не заинтересованные фильмом, постоянно грызущиеся между собой члены съемочной группы.
Данным фильмом режиссер посылает сигнал французской киноиндустрии - одумайтесь и начните снимать конкурентоспособное кино, иначе вас ждет участь папиного и музейного кино. Можно даже сказать, что Ассайас воскресил в этом фильме дух настоящей «новой волны», показав будущим кинорежиссерам как по-настоящему раздвигать границы и применять новые съемочные приемы.
Подводя итог, хочется сказать, что Оливье Ассайас снял интересный и нескучный фильм. На шедевральность «Ирма Веп» не претендует, но если вы любите французское кино, то не пропустите этот фильм.
8 из 10
Кино Франции,
Оливье Ассаяс,
1996