Лихорадка субботнего вечера
В 1973 году в Чили произошел военный переворот и государство возглавила военная хунта. Сразу же государство взяло под контроль все СМИ, а одним из самых важных средств манипулирования населением стало телевидение. В годы правления Пиночета государственное телевидение пестрело мыльными операми, военными парадами и трансляциями футбольных матчей. Вместо политических дискуссий, народу показывали развлекательные шоу.
Чилийская цензура, как и любая другая, была тупой. Например, в первые годы диктатуры была запрещена книга Хосе Ортега-и-Гассета «Восстание масс» - одна из любимых книг генерала Аугусто Пиночета и адмирала Хосе Мерино. Такие же слова касались и кино - чилийская цензура запретила «День шакала», но пропустила «Полет над гнездом кукушки». При этом подавляющая масса народа смотрела голливудские фильмы, чтобы на пару часов убежать от поганой действительности.
В 1978 году в результате радикальных экономических реформ на какое-то время (точнее, до 1982 года) экономика Чили поднялась резко вверх, но цена было огромной - обнищание огромной массы населения и массовая безработица. Главной чертой «экономического успеха» стало появление в каждом крупном чилийском городе огромных трущоб, населенных людьми, потерявшими практически все и находящихся в отчаянии.
Одним из таких людей является житель нищего квартала Сантьяго Рауль Перальта. Реальная жизнь давно уже не сулит радужных перспектив, поэтому он постоянно ходит в кинотеатр, чтобы посмотреть «Лихорадку субботнего вечера». Через некоторое время на популярном чилийском развлекательном шоу объявляются конкурс двойников Тони Манеро. Рауль мечтает попасть на это шоу, но у него нет денег даже не костюм, и поначалу он крадет цветной телевизор…
Как я уже писал выше, основная масса чилийского народа смотрела голливудские фильмы, чтобы убежать от поганой действительности. Это не ново, потому что в годы Великой Депрессии безработные отдавали последние центы, чтобы посмотреть яркий голливудский фильм, а главными героями в реальной жизни были Джон Диллинджер, Бонни Паркер и Клайд Барроу.
В 1991 году в США вышла книга «Нация врагов: Чили при Пиночете», хорошо отображающая состояние чилийского общества в годы Пиночета. Режиссеру также удалось очень хорошо отобразить эту «нацию врагов» - жители бедных кварталов бояться друг друга и не побрезгуют любым средством, чтобы хотя бы чуть-чуть продвинуться. Также они мечтают попасть «в телевизор».
Несмотря на то, что по телевизору не показывают никакой крамолы, общество пропитано атмосферой страха и паранойи. Фильм хорошо показывает, как все жители до смерти боятся зловещего Управления национальной разведки (DINA), агенты которого внезапно материализуются, как демоны, чтобы забрать людей в страшные тюрьмы. В дополнение к этому, в воздухе пахнет назревающей «маленькой победоносной войной» с Аргентиной из-за островов в проливе Бигл.
Подобная больная атмосфера, вкупе с официальной пропагандой преимуществ «акульего капитализма» порождает моральных уродов. Рауль Перальта - один из этих «новых чилийцев», которые не остановятся ни перед чем, даже перед убийством или доносом, чтобы достигнуть желаемого. Также по ходу фильма он все больше и больше теряет связь с реальностью, потому что Рауль начинает считать себя Тони Манеро. А власти плевать на уголовные преступления, потому что они борются только с политической оппозицией, поэтому Рауль может ничего не бояться.
Скажу вам честно, когда я был школотой, я думал, что Пиночет - крутой реформатор, преобразовавший Чили. Но к счастью, в детском саду и школе мне выбили не все мозги, а только половину, поэтому с возрастом я немного поумнел. Чилийскому режиссеру Пабло Ларраину удалось нарисовать точный портрет своей страны в годы Пиночета, а чилийский актер Альфредо Кастро сыграл на уровне Жана-Луи Трентиньяна в «Конформисте».
Посмотрите и задумайтесь.