Встреча с Чужим: на съемочной площадке научно-фантастического хоррора Ридли Скотта (1979)

Apr 07, 2019 09:43

Первоисточник: https://www.bfi.org.uk/news-opinion/sight-sound-magazine/features/alien-encounter-on-set-ridley-scott-sci-fi-horror.

Пока мир еще не узнал, что его ждет, наш репортер Филипп Стрик посетил съемочную площадку «ответа «Звездным войнам»» Ридли Скотта, чтобы обсудить ужас, туман и проблему Чужого, но не вопросы гигиены.

В самые жаркие дни лета 1978 года, они построили лабиринт на студии Шеппертон и в его глубине находился компактный и рыжебородый Ридли Скотт, одетый в зимнюю куртку и разговаривающий с акцентом жителей Ньюкасла. Съемочная площадка, если вы проберетесь к ней через многочисленные и запутанные туннели, выглядит как безупречно белый муравейник с Иэном Холмом, выглядящим настолько отвлеченным, насколько можно заставить выглядеть отвлеченным этого актера, когда он смотрит в центр камеры. Пока Скотт внимательно смотрит в огромную камеру и помощник режиссера по сценарию повторяет строчки сценария с актерами, часть стены отъезжает и входят две бронированные фигуры с носилками. Вторжение Чужого началось.

Поддавшись интуиции, Скотт решает снять еще один дубль этой судьбоносной встречи. Его актеры - Том Скерритт (из «Нехорошей мамаши» и «Поворотного пункта») и Вероника Картрайт (выросшая со времен роли младшей сестры Рода Тейлора в «Птицах»), - снова разрешили одеть себя в скафандры, украшенные коралловыми кнопками и опрысканные водой, словно комнатные растения. Если пересечь несколько туннелей, то вы увидите летную палубу американского коммерческого космического грузоперевозчика «Ностромо», похожую на свалку, состоящую из пивных банок, плакатов с восточными девушками, комиксов и журналов «Конфуций». Пройдя через следующую дверь, вы увидите трюм корабля, размером с древнегреческий храм, где находятся огромные металлические колонны и множества невообразимых аппаратов. Остов вертолета может быть идентифицирован в качестве основы одного из аппаратов, но иные элементы этого склада не поддаются дешифровке; они блестят со смутной и беспокоящей красотой, они неподвижны и обманчиво полезны.



Вырвавшись из лабиринта, Ридли Скотт говорит о «Чужом» с таким энтузиазмом, которого вы ожидаете от кого-то, кому доверили снимать десятимиллионный проект, нацеленный на такой же кассовый успех, как и «Звездные войны». Первым делом, Скотт напоминает, что его фильм будет намного жестче, чем «Звездные войны». Хотя предполагалось, что образ «Чужого» останется тайной до премьеры, спрятанной от всех, включая первых лиц Fox, уже просочились слова о том, как существо вырывается из груди человека. По словам Скотта, «Чужой» - это фильм ужасов, происходящий в космосе, но его можно было бы снять в любом изолированном месте, где группа столкнется с неизведанным и неконтролируемым. Сценарий, написанный Дэном О`Бэнноном (сценаристом «Темной звезды» Карпентера), явно вдохновленный упомянутым фильмом Джоном Карпентера, рассказывает об открытии на далекой планете новой и смертоносной формы жизни, и как она начинает уничтожать героев фильма.

Прошлый опыт Скотта, если не учитывать милый фильм «Мальчик и велосипед», снятый много лет назад на BPI’s Experimental Film Fund, состоял из работы дизайнера на бесконечных постановках BBC и режиссера одних из самых успешных рекламных роликов. Его первым полнометражным фильмом стали «Дуэлянты», который был прохладно принят британскими, но не французскими, критиками. Сценарий «Чужого», разработанный Дэвидом Гайлером и Уолтером Хиллом (режиссером «Водителя»), абсолютно случайно попал в распоряжения Скотта и, по его словам, сбил его с ног: «Он был точен и краток, и с самых первых страниц он начинает пугать». Но в нем оставалась одна нерешенная проблема - Чужой.


«Кто такой Чужой? Каждый раз, как ты видишь монстра в фильме ужасов, все смеются и все. Вся атмосфера фильма лопается, как мыльный пузырь. Я не мог начать работу над фильмом, пока я не увижу внеземное существо, с которым я бы мог, как бы это сказать, жить». Частью ответа было наличие нескольких Чужих, чтобы это существо росло и проходило через несколько преобразований, как тропическое насекомое. Но секрет внешнего вида существа, под который готовили декорации фильма, сошел со страниц «Некрономикона».

Поклонники фантастики, чей интерес распространяется на 1920е гг., и первые издания бульварного журнала Weird Tales, расскажут вам шепотом о великом и ужасном «Некрономиконе» и его авторе - Безумном Арабе Альхазреде. Среди его почитателей были Лавкрафт и Блох, но его тексты не были полностью заново раскрыты, пока швейцарский художник, скульптор и человек-оркестр Ханс Руди Гигер не организовал переиздание «Некрономикона» в безбожные 1970е. Иллюстрации Гигера концентрируются на концепции «Биомеханоида» - слияния органического с механическим, что возвращает Морлоков Уэллса обратно в положенные им Средние Века. Его иллюстрации отображают эротические и безумные картины самодостаточного гермафродита, влитого, подключенного или растущего из проводов, труб и насосов хай-тек-кошмара. Это существо окружено фаллическими предметами с лицами маленьких детей и безмятежными эмбриональными существами. «Через Гигера мы нашли Чужого. Это очень особенное существо. Ужасное и все же очень красивое».


Но в создании участвовали и иные лица. Например, дизайн скафандров был подготовлен одним из художников, рисующих французские комиксы для взрослых «Метал Урлант». Также в фильм вошли некоторые идеи из японских фильмов про самураев, адаптированные одним из лауреатов «Оскара» за «Звездные войны» - Джоном Молло. Интерьеры космического корабля были разработаны Роном Коббом - одним из самых жестких американских политических карикатуристов, - при участии ветеранов «Звездных войн» Леса Дили и Роджера Кристиана, а также самого Ридли Скотта. Пока другие не начали работу над фильмом, Ридли Скотт сделал раскадровку фильма. «Раскадровка очень важна для меня, потому что это подобно написанию сценария и предоставляет возможность увидеть манеру съемки и ее стиль. Каждая сцена подобна эмбриону, а снимающийся из этих сцен фильм подобен иному эмбриону».

Контрольная рубка Ностромо заполнена дымом, как того хотел Ридли Скотт. «Дым заглушает цвет и создает ощущение трехмерности. Он создает плоскость и немного подчеркивает глубину. Но он не будет…» - Скотт добавляет с ноткой оптимизма и растворяется в экране, - «…видим на экране». Его уход в туман лицезреет продюсер «Чужого» Гордон Кэрролл, который раньше продюсировал «Хладнокровного Люка» и «Пэта Гэрретта и Билли Кида». Кто-то только что позвонил из Лос-Анджелеса, чтобы обсудить мерчендайз «Чужого». «Они говорили о мыле и пляжной одежде по мотивам «Чужого»,» - сказал Гордон Кэрролл - «они вообще понимают, какой фильм мы снимаем?»

#чужой, Ридли Скотт, #интервью, #кино, Переводы

Previous post Next post
Up