"Cas sluhu" (1989)

Mar 30, 2019 18:10


Время лакеев
8 апреля 1975 году Вацлав Гавел написал обращение к Генеральному секретарю ЦК КПЧ Густаву Гусаку. В своем письме Вацлав Гавел написал о моральном, культурном и интеллектуальном кризисе. В частности, диссидент писал, что действующая политическая система проталкивает на верх лакеев по натуре, готовым пойти на любое самоуничижение и когда угодно принести в жертву свою честь и своих ближних, чтобы подольститься к сильным мира сего.

Следуя из вышеуказанного, Вацлав Гавел написал, что этот кризис приводит к постепенной коррозии всех нравственных норм, к разрушению всех критериев порядочности и всеобъемлющему подрыву доверия к таким общечеловеческим ценностям, как искренность и честь. Через 14 лет после написания письма, когда ЧССР уже дышала на ладан, молодая дебютантка Ирена Павласкова сняла фильм о Чехословакии из того письма Вацлава Гавела.



В начале 1980х гг. студентка медицинского факультета Дана встречается со студентом факультета международных отношений Мареком, пока в один день перспективный пражанин и будущий дипломат не бросает деревенщину. Дана от этого впадает в глубокую депрессию, и чтобы насолить Мареку уговаривает свою подругу Ленку «одолжить» на месяц брака ее парня - молодого чиновника МИДа Милана…

В 1980 году Кшиштоф Занусси в «Константе» показал неприятный закрытый мирок людей, имеющих возможность в социалистические времена выезжать за границу и получать зарплату в иностранной валюте. Но это были рабочие, а «сливками» были дипломаты и чиновники МИДа, бывшие, мягко говоря, специфичными людьми. На каждого чиновника МИДа и дипломата была заведена толстая папка и один донос грозил потерей «хлебного места». Поэтому в их среде особенно не пахло доверием и взаимовыручкой.



Любое общество, где определенные блага искусственно ограничены (включая ту же иностранную валюту и заграничные поездки), подавляется свобода и действует репрессивный аппарат становится более жестоким и нервозным. Наиболее предприимчивые жители подобного общества используют любые методы, чтобы пробиться наверх и в процессе восхождения их руки обагриваются настоящей кровью. Потом именно эти люди начнут жестокий цирк дикого капитализма, в котором они хорошо ориентируются.

В Чехословакии 1980х годов уже давно никто не верит в социализм и за два часа фильма единственным напоминанием об эпохе будет портрет Брежнева в каком-то государственном учреждении. В этой Чехословакии все озабочены вопросом личного продвижения, а успешность прямо пропорциональна готовности отринуть все моральные нормы.



Дана утверждает, что уехала в Прагу, чтобы оторваться от своей беспринципной карьеристки - матери и вести честную жизнь врача. Несмотря на это, в ее подсознании отпечатался единственная «дорога к успеху» и когда она получает «билет на золотой поезд» ее подсознание берет вверх и из страдающей от неразделенной любви женщины выползает расчетливая и циничная тварь. Даже внешне Дана преображается из невзрачной студентки в сексуальную даму, от которой веет жестокостью, безжалостностью и властностью.

Новая Дана занимается продвижением только себя, а все остальные люди для нее мусор и инструменты, и она даже не стесняется скрывать этого отношения. Она учит окружающих манипулированию, двуличию и самопродвижению любой ценой.  Дана даже готова помочь нелюбимому мужу в целях продвижения его карьеры, чтобы иметь больше возможностей фарцевать импортными шмотками. И в конце концов валютная проститутка увидит в Дане своего человека, но, может быть, у валютной проститутки более «честное ремесло».



При этом в письме Гавела Гусаку есть интересный пассаж про отношение «нормализованного» общества к несогласным. Гавел пишет, что равнодушное общество наружно исключает такого человека из своих рядов или избегает его, как это требуется, а втайне или в частной жизни ему симпатизирует, надеясь подобной скрытой симпатией к тому, кто ведет себя так, как само оно должно себя вести, но не может, успокоить свою совесть.

В полном соответствии с этим пассажем в Дане «иногда просыпается совесть». Она в частной беседе восхищается коллегой Милана, посмевшего перечить начальству, она просит мать пристроить бывшую девушку Милана и даже иногда в открытую высказывает неприязнь начальству Милану. Она даже заводит любовника - милого интеллигента-историка и кормит его обещаниями про развод с опостылевшим мужем. Чем не похоже на поведение бандита, дающего деньги на концерты в филармонии и спонсирующего реставрацию храмов?



Вместе с тем, когда перед Даной встает перспектива «рая в шалаше», она мертвой хваткой вцепляется в нелюбимого мужа, потому что с ним связаны заграничные поездки и валюта, а она уже никогда не сможет честно работать и общаться с обычными людьми. Нет, в ее жизни любовь и правда никогда не возьмут верх над ненавистью и ложью. А таких, как она - десятки тысяч.

При этом вместе с реалистичным портретом «нормализованной» Чехословакии режиссер выходит на новый уровень и снимает универсальную историю о внутренней пустоте, которая может произойти при любом строе и в любой точке мира. И тут я согласен с pol_ned, что «Время лакеев» (мне кажется этот перевод названии более корректным, исходя из смысла фильма) получился фильмом на уровне «Декалога» Кшиштофа Кесьлевского.



«Время лакеев» вышло 1 ноября 1989 года, а 29 декабря 1989 года Федеральная Ассамблея Чехословакии единогласно избрала Вацлава Гавела Президентом Чехословакии. Вацлав Гавел попытался вылечить больное общество, но такие, как Дана и Милан, начали разрывать страну. Несмотря на это, все же Вацлав Гавел смог хотя бы смягчить этот процесс, в отличие от других бывших социалистических стран, и не потерять душу за 14 лет президентства.

Посмотрите этот фильм, оторвавшись от политики, может быть он заставит Вас задуматься.

Яндекс Дзен - https://zen.yandex.ru/media/id/5d5d20ffc6e2a400ad2070c3/vremia-slug-film-pro-nomenklaturu-5d871bfc2f1e4400add2c26a?from=editor.  

#Чехия, #1989, Кино Чехословакии, #кино, #Чехословакия, Ирена Павласкова, 1989, #рецензии

Previous post Next post
Up