"Гавел: его жизнь", Михаэл Жантовский" (Уведомление)

Oct 07, 2018 10:14


Уведомление
Гросс. С вашего разрешения, пан директор, я привел голый факт…
Балаш. Ну и что же? Мы не намерены раболепствовать перед фактами!
«Уведомление»

Ничто так не пьянит, как успех. Неожиданно Гавел стал известным и популярным автором, чья работа единодушно восхвалялась в отечественных и, что весьма необычно, в западных СМИ, и ставилась не только в чешских и словацких театрах, но и в десятках театров Германии, Австрии, Венгрии, Польши, Югославии, Швеции, Франции, Британии и других стран. Перед Гавелом открылось множество возможностей, но он воспользовался своей новой известностью, чтобы заняться своей первой любовью - кинематографом. В феврале 1964 года, вместе со старыми одноклассниками Милошем Форманом и Иваном Пассером и сценаристом Иваном Папусеком, они подготовили и продали студии Баррандов сценарную заявку на фильм «Реконструкция». Доля гонорара Гавела составила 500 крон - около двадцати долларов. В этом же месте, с другими соавторами, Гавел продал сценарную заявку на фильм, скорее всего анимационный, под названием «Визит». Гавел и Форман доработали «Реконструкцию» до полноценного сценария и заработали 8000 крон - значительную сумму по тем временам. И еще до премьеры «Праздника в саду», Гавел продал студии Баррандов сценарную заявку на пьесу. В мае 1964 года он подписал договор на подготовку сценария «Праздника в саду» и в июне этого же года он уже подготовил сценарий.

«Праздник в саду» так и не был экранизирован - и Гавел был этому рад, ибо его литературная и театральная деятельностью была довольно местечковым ремеслом, зависевшим от небольшой группы друзей.

В «Уведомлении» (1965) - второй пьесе Гавела в Театре на Балюстраде, но его первой «серьезной» пьесе, он вернулся к идее о комедии об искусственном языке, изобретенном для облегчения связи между людьми, но на самом значительно усложнившим коммуникацию. Вацлав Гавел написал первый вариант пьесы еще во время работы в театре АВС, но отложил эту идею после того, как Иван Выскочил посчитал ее слишком рискованной. Гавел вернулся к «Уведомлению» только после оглушительного успеха «Праздника в саду». В завершении «Уведомления» сыграло огромную роль сохранение Яна Гроссмана в качестве друга, соратника, критика, а также в этот раз режиссера. Как и «Праздник в саду», действие «Уведомление» происходит в бюрократическом учреждении, директор которого Гросс случайно натыкается на уведомление, написанное на абсолютно непонятном языке. Гавел посвятил новую пьесу своей труппе и назвал некоторых героев в честь актеров, включая девушку Гроссмана Марию Малкову, поэтому маловероятно, что имя главного героя было выбрано случайно. Как и в «Празднике в саду», лингвистический эксперимент, инициированный «сверху», становится таинственным оружием заместителя Гроссмана и его окружения. Не увидев своевременно опасность и оставшись беззащитным перед уведомлением, которое он не может понять из-за незнания птидепе или перевести без разрешения («Иными словами: содержание нашего уведомления мы можем узнать только тогда, когда знаем его»), Гросс свергнут своим заместителем и его клике сторонников искусственного языка. Но, что и следовало ожидать, эксперимент проваливается: только нескольким удается выучить новый язык и, что еще хуже, птидепе загрязняется элементами природного языка. Гросс реабилитирован и восстановлен в прежней должности, но ему придется снова возглавить внедрение нового искусственного языка - хорукора - построенного на иных основах, но преследующего аналогичные цели - стирания беспорядка и человечности природного языка.

В «Уведомлении» были параллели с «Праздником в саду». В этот раз Гавел и Гроссман устроили публичные чтения пьесы в Муниципальной библиотеке, чтобы проверить реакцию цензуры до премьеры 26 июля 1965 года. Публичные чтения и премьера завершились овациями. СМИ снова восхваляли международно известного автора, но «Руде право» поддержало пьесу только через два месяца после премьеры. Большинство критиков расценивало «Уведомление» как сатиру бюрократии, параллельно оценкам «Праздника в саду». Это относило эту пьесу к одному из многочисленных образчиков сатиры, которая принималась в середине 1960х как часть необходимой социальной гигиены. Только несколько критиков смогло или желало увидеть значительную разницу между «Праздником в саду» и «Уведомлением» и радикальные настроения автора, но кто-то увидел. «Механизм власти, трусости и безразличия - абсурдистская фантазия автора явно ограничивалась не только этими тремя перечисленными элементами».

«Уведомление» имело более темный и скрытый посыл, чем «Праздник в саду». Управляющий Гросс отличается от оппортуниста Гуго. Он «порядочный» и «доброжелательный» человек который, из-за смелости или неосторожности, засовывает голову в петлю и оказывается придушенным, но в конце пьесы «сознается» и приспосабливается, чтобы получить свою работу обратно и, как он думает, у него получится предотвратить дальнейшее ухудшение вещей. Оставаясь «внутри» системы и отказываясь от предложения Марии «получить работу в театре» он становится пособником того зла, которое он ранее выявил и с которым он пытался бороться.

В «Уведомлении» Гавел впервые поставил вопрос о пассивном участии в зле, к которому он будет постоянно возвращаться. Благодаря этому ему удалось разрушить моральную иллюзию большинства его современников, довольных участием в критике и реформизме только в рамках четко очерченных линий. В 1965 году, в эпоху еще большей терпимости, свободы и дозволенности, посыл пьесы был, по общепринятому мнению, нацелен на прошлых жертв коммунистических чисток, реформ и контрреформ.  Но ни Гавел, ни публика не знали, что посыл «Уведомления» скоро станет не менее актуальным.

Проблема морального релятивизма точно отражено в том, что строчки положительных и отрицательных персонажей взаимно заменяемы. Например, реплики Гросса будут цинично использованы его оппонентом Балашем. При этом зрители не знают, и не должны знать, какая реплика серьезна, а какая реплика является насмешкой. Этот механизм будет использоваться в будущих пьесах и эссе Гавела, чтобы показать - слова сами по себе ничего не значат. Также точка зрения, несмотря на свою искренность, не значит ничего особого, если она не сопровождается желанием следовать ей. В конце концов стирается всякое существенное различие между циничным функционером и порядочным слабаком. И даже сотрудничество с функционером становится более желанным: он не разочарует. Гросс, занимающийся самобичеванием в трудные моменты, жестко отрезвлен нигилистом Балашем:

Гросс: Если бы родиться заново! Я бы все делал иначе!
Балаш. Может, сначала и иначе, но закончил бы так же. Так что - все равно!

Из текста «Уведомления» и иных работ Гавела того периода становится понятно, что драматург попал под влияние экзистенциализма и его концепций неестественности, отчуждения, абсурда, социальной изоляции и деперсонализации. Но несмотря на то, что конец пьес Гавела схож с окончаниями пьес Камю или Беккета, их сюжетная линия довольно отлична. В то время, как классические экзистенциальные герои теряют что-то через потерю метафизического горизонта или природного абсурдизма человеческих отношений, в мире Гавела общество, а именно тоталитарный контроль над ним, ведет к изоляции, страху, подозрения и избеганию ближнего своего. Эта двойная перспектива также ведет к различным исходам экзистенциальных ситуаций. В то время, как для Беккета и других, экзистенциальное одиночество является нерушимым объективным фактом, который может быть преодолен путем принятия; в мире Гавела экзистенциальное одиночество является последствием десоциализирующих элементов правящей системы.  Поэтому Гавел верит, что экзистенциальное одиночество является рукотворным явлением и оно может быть преодолено. Даже птидепе разрушен благодаря человеческому фактору. Несмотря на то, что, на первый взгляд, система одерживает верх в пьесе, есть также признаки более позитивного исхода:

Балаш. Что показывает опыт в других учреждениях?
Кунц. Неплохие результаты. Но там, где птидепе стали применять в широких масштабах, он механически начал перенимать некоторые свойства естественного языка - эмоциональные оттенке, неточность и многозначность. Правда, Гелена?
Гелена. Да. Я уже слышала от ребят, что чем больше пользуются птидепе, тем больше он засоярется этими элементами.

Послание «Уведомления» отражает дух времени и личные политические взгляды Гавела. С одной стороны, система была показана не только дающей порченные результаты, но и внутренне сгнившей. Проблема была не в индивидуальных действиях или с действиями по исправлению прошлых недочетов, но и в самой системе. Она не только не работала, она уже не могла работать. В середине 1960х такой вывод не был широко распространенным, но даже среди них этот вывод говорился шепотом, а не выкрикивался.

С другой стороны, если так много деформаций, абсурдизма и мутаций шло непосредственно от системы, а не от ее действий, они могли быть одновременно исправлены. Но ради результата не надо было тратить время на бесполезный ремонт системы, чтобы сделать ее живой и работающей, а нужно было полностью ее заменить.

#Чехия, #биография, #переводы, Вацлав Гавел

Previous post Next post
Up