Mar 03, 2013 22:36
После смерти Папы Римского, понтификат которого был долог и славен, собирается новый конклав с целью избрать нового главу Римско-католической церкви. После нескольких баллотировок без явного фаворита члены Коллегии Кардиналов решают избрать Мельвиля, в качестве компромиссного кандидата. Для завершения процедуры выборов новоиспеченному Папе остается только выйти на балкон Собора Святого Петра и благословить верующих, но Мельвиль не может выйти к верующим из-за приступа панической атаки. Его осматривает врач, но заметных отклонения в физическом здоровье не видит и кардиналы решаются обратиться к помощи психоаналитика. Сеанс не дает никаких результатов из-за строгого ограничения тематики вопросов и присутствия кардиналов при встрече Мельвиля и психоаналитика. Пресс-секретарь Ватикана решается на тайный выезд Мельвиля в Рим на прием к другому психоаналитику, надеясь что сеанс «тет-а-тет» сможет помочь новоиспеченному Папе. Встреча опять не дает видимых результатов, но случается невероятное - побег Мельвиля. Перепуганный пресс-секретарь ничего не говорит кардиналам, наспех сочиняя, что «Папа молится в своих апартаментах и скоро выступит перед верующими»…
В последнее время Католическая церковь является постоянной мишенью для насмешек и нападок, священники и кардиналы часто оказываются замешанными в скандалах, многие положения католического вероучения кажутся безнадежно устаревшими. И деятели из всех видов искусств не упускали возможности покритиковать или высмеять Католическую церковь, и примеров можно найти множество: «Кентерберийские рассказы» Джеффри Чосера, «Золотой век» Луиса Бунюэля и т.д.
Но данный фильм Нанни Моретти не является злой сатирой, автор не ставит своей целью опровергнуть или поставить под сомнения какие-либо догматы католицизма, это скорее трагикомедия об ужасе маленького человека.
И этими «маленькими людьми» является в данной картине все кардиналы и очень показательна в этом плане сцена баллотировок во время конклава. Зритель, посмотревший сериал «Борджиа», знакомый из газет или документальных фильм с финансовыми скандалами «Банка Ватикана» или читавший про Католическую церковь Средневековья, будет ожидать закулисных интриг, подкупа кардиналов, угроз, но тут его постигнет разочарование, в этом фильме все кардиналы просят Бога: «Господи, только не меня». Высшие духовные лица в данном фильме отнюдь не алчущие власти коршуны, а простые старички, мечтающие «о лучших в Риме пончиках с заварным кремом».
Также автор высмеял психотерапию, которую на Западе считают панацеей от всех проблем. Психотерапевт, мастерски сыгранный Нанни Моретти, начинает искать причины панической атаки Мельвиля в его снах, а другой психоаналитик, бывшая жена персонажа Моретти и ушедшая к другому психоаналитику, считает источником всех бед человеческих недостаток родительского внимания. И устами одного из кардиналов автор задает герою Моретти колкий вопрос: «А нужно ли такое огромное количество психотерапевтов?».
Но не нужно забывать, что данный фильм лишь частично является комедией, в нем есть и доля трагизма. И чтобы выразить эту долю трагизма, автор применяет столь любимые европейскими режиссерами чеховские мотивы. И Мельвиль, бесподобно сыгранный Мишелем Пикколи, является чеховским героем, перекликающийся с Тригориным из «Чайки». Новоиспеченный Папа меньше всего хотел быть избранным на высшую должность и вообще он подался в духовный сан из-за заваленного в молодости прослушивания в театральную школу и до сих пор может цитировать наизусть Чехова. Но в результате слабости других кардиналов Мельвиль оказался перед сложной моральной дилеммой - либо исполнить долг перед верующими, который для него непосилен, либо исчезнуть совсем и заниматься любимым делом.
В заключение хочется сказать, что получилась неплохая трагикомедия с бесподобным Мишелем Пикколи, не растерявшим свой актерский талант в 87 лет, и она достойна просмотра, но «У нас есть Папа» никак нельзя назвать шедевром.
7 из 10
нанни моретти,
итальянское кино,
мишель пикколи,
2011,
ежи штур