Если есть одна вещь, которая отлично дается Полу Верховену, так это съемка грандиозного боевика с кучей летящих трупов. Если есть одна вещь, которая дается Арнольду Шварценеггеру, так это играть героя боевика, швыряющего эти трупы. Какое-то время в начале 1990х, режиссер и актер имели возможность соединить свои деструктивные таланты в создании одного из самых зрелищных фильмов о Средневековье - «Крестового похода».
Вооружившись сценарием от Валона Грина («Дикая банда»), еще во время съемок «Вспомнить все» Пол Верховен пытался подписать свою «протеиновую музу» на участие в «Крестовом походе». В заявленном стомиллионном фильме должны были сниматься Дженнифер Коннели, Гэри Синиз и Чарлтон Хестон и в нем «цивилизации были готовы уничтожить друг-друга».
Фильм начинался с того, что вора-крестьянина Хагена (Шварценеггер) должны были приговорить к смерти за ограбление нечистого на руку священника. Попав в тюрьму в том городе, в который приехал Папа Римский для сбора добровольцев на крестовый поход, Хагену удается сотворить «чудо» и выбраться из тюрьмы. Увидев рекламный потенциал Хагена, кровожадный понтифик заручается поддержкой Хагена и отправляет его на Ближний Восток.
Добавьте к этому злого Графа Эммиха (Синиз) - сводного брата Хагена, - желающего избавиться от бедных родственников. Их первая стычка произойдет на Ближнем Востоке, а затем бывший заключенный попадет в рабство к сарацинам. Затем, на Святой Земле, Хаген испытает свою «Путь в Дамаск», увидев, что мусульмане - не звери, а люди, желающие защититься от захватчиков. В этом же месте Хаген встретит Лейлу (Дженнифер Коннели) - сарацинскую принцессу, которую он попытается спасти из осажденного города.
Звучит как стандартный блокбастер, не так ли? Ошибаетесь, Верховен хотел, чтобы фильм был противоречивым от первого до последнего кадра и отражавший «Крестовые походы как убийственную атаку христиан против арабов и евреев». Понятно, что Верховен не собирался прославлять Христианский Запад, как иные голливудские режиссеры. И конечно же, Пол Верховен не мог не обойтись без своего традиционного ехидства, пригласив Чарлтона Хестона на роль безжалостного Папы Урбана II.
Пол Верховен остался верен себе, собираясь взять на одну из ролей актера, ранее сыгравшего храброго христианского воина Эль Сида в одноименном байопике, а теперь записанного на роль алчного фанатика - главы Церкви. Мы уже видели бесчеловечность корпораций во «Вспомнить все», сатиру над армией США в «Звездном десанте». А в «Крестовом походе» голландец выказал бы свое фи религиозному фанатизму и агрессивной дипломатии, что и сегодня нашло бы своего зрителя.
Но что же не дало ход этому отличному фильму? Как и с большинством дорогих фильмов камнем преткновения стал… бюджет! Со слов Шварценеггера, страсти кипели в офисе Caroclo на обсуждении проекта фильма. Актер вспоминал, как услышав вопрос о гарантиях не перерасхода бюджета, режиссер вспылил: «Гарантии ничего не значат и если кто-то дает вам гарантии, то он лжет!» Этот подход не очень понравился Арнольду понимавшему, что «нужно выбирать подходящие моменты для откровенности».
Не увидев гарантий того, что Верховен не выйдет за рамки бюджета, Carolco дало финансирование более дешевому фильму Ренни Харлина «Остров головорезов». По иронии судьбы, «Остров головорезов» торпедировал студию, собрав всего $15 млн. при бюджете в $115 млн. Этот фильм обанкротил студию еще за шесть недель до премьеры. И до сих пор ходят злорадные слухи, как Ренни Харлин с Джиной Дэвис расходовали бюджет на поставки на Мальту свежевыжатого сока. Может быть, Пол Верховен расходовал бы чужие деньги более благоразумно?
И это был смертный приговор для «Крестового похода»? Необязательно, ибо ходили слухи, что Арнольд пытался реанимировать проект в конце 1990х, но Верховен запросил бюджет в $200 млн. Киновед Дэвид Хьюз верит, что у проекта есть потенциал, если на главную роль взять более молодую звезду, например, Дуэйна Джонсона (мое примечание - не согласен с тем, что Дуэйн Джонсон мог бы заменить Шварценеггера).
Но все же порадуемся, что Верховен и Шварценнегер хотели снять этот фильм в начале 1990х. Ведь в то время Пол Верховен был на пике своей голливудской славы, а Арнольд Шварценеггер был на пике харизмы. И эта «смесь Спартака и Конана-Варвара» могла бы дать нам один из лучших фильмов про Средневековье. Ведь в копилке у Пола Верховена была отличная «Плоть и кровь», а «Крестовый поход» вышел бы еще лучше! Но история не имеет сослагательного наклонения.
https://oneroomwithaview.com/2014/08/17/best-films-never-made-18-paul-verhoevens-crusade/ - первоисточник.