"Wat zien ik" (1971)

Apr 07, 2018 15:15


С тебя 285 гульденов, включая НДС
Немногие знают, что Пауль Верхувен закончил физико-математический факультет Лейденского университета. Но он никогда не работал по специальности, а предпочел посвятить свою жизнь кинематографу. Поработав некоторое время на телевидении, в 1971 году Пауль Верхувен снял свой первый полнометражный фильм - «Дело есть дело»,

Режиссер посвятил свой дебютный полнометражный фильм описанию злоключений двух амстердамских проституток - Грит и Нель. Для ряда чопорных зрителей тематика проституции покажется недопустимой, но голландцы были традиционно толерантны к представителям древнейшей профессии.

Пауль Верхувен показывает проституцию как обычный бизнес, не отличимый от иного другого «общепринятого» вида деятельности. Он далек и от очернения, и от героизации, и от сентиментального изображения проституток. По его мнению, проститутки - обычные женщины со своим личным набором достоинств и недостатков.

Есть один непреложный закон экономики - спрос рождает предложения. А кто является клиентами проституток - исключительно развратники? Нет, множество клиентов проституток - обычные люди, которые не могут удовлетворить дома свои определенные эротические желания.

При просмотре этого фильма может возникнуть параллель с «Дневной красавицей». Но несмотря на внешнее сходство этих двух фильмов, между ними есть существенное различие. Если в «Дневной красавице» Луис Бунюэль едко высмеивает двуличность и лицемерие так называемых добропорядочных буржуа, то Пауль Верхувен просто показывает жизнь и работу проституток, приправив это юмором.

Каждый день через постель Гриты и Нели проходят мазохисты, фетишисты и иные клиенты с особыми запросами. Но они отчаянно мечтают найти себе нормальных мужчин, способных дать им уют и стабильность. Вроде бы им везет, но водятся ли на свете нормальные люди?

На этот вопрос можно ответить, только если уяснить для себя лично что же такое нормальность? Если вы ставите знак равенства над лицемерием и равенством, то вы можете положительно ответить на предыдущий вопрос. Но Пауль Верхувен явно так не считает и изобразил т.н. «нормальных людей» или лицемерами, или лжецами или имеющими еще большие проблемы, чем клиенты Гриты и Нели.

И после столкновения с подобными «нормальными людьми» начинаешь думать - а может лучше вернуться к обслуживанию клиентов «с особыми запросами»? Но каждый должен сам ответить на этот вопрос.

Пауль Верхувен снял хорошую трагикомедию про жизнь амстердамских проституток. Он дал зрителю возможность и посмеяться, и попереживать. И очень скоро он порадует зрителя своими первыми голландскими хитами, а через некоторое время он подарит нам любимые фильмы нашего детства. Я все же надеюсь, что он порадует нас еще одним фильмом.

Кино Нидерландов, #Нидерланды, 1971, Пол Верховен, #кино, #1971, #рецензии

Previous post Next post
Up