22 ноября 2017 года Анджею Жулавскому исполнилось бы 77 лет. Он был невероятно талантливым, образованным и умным человеком. Но он также был жестким и бескомпромиссным в вопросах творчества. В этой связи за 77 лет жизни он снял всего 15 фильмов (из них два короткометражных фильма, одна постановка оперы и один незавершенный).
Я не знаю точного числа нереализованных проектов Анджея Жулавского, но подозреваю, что их немало. Я точно знаю о проекте фильма о Жанне Д’Арк (отказ французов в связи с его национальностью, т.е. поляк не может снимать фильмы о национальном символе Франции), непоименованный проект с Настасьей Кински (она отказалась, назвав проект порнографией), семь короткометражных фильмов о музыке (
https://www.youtube.com/watch?v=ZruBRj3PPb4&t=88s).
Но среди нереализованных проектов затесался один, содержание которого удивило бы любого ценителя творчества Анджея Жулавского. И именно о нем пойдет речь в этой статье, посвященной Анджею Жулавскому.
В 1988 году на Американском кинорынке (American Film Market, проходит ежегодно в Санта-Монике, Калифорния) была представлена сценарная заявка фильма «Тигр» со следующим синопсисом:
«В 1954 году, в последний год французского мандата во Вьетнаме, три солдата столкнуться с поражением, побегом и невероятным приключением! «Тигр» рассказывает историю молодого рекрута Алена, американского офицера разведки Макса и капитана французской армии Криона. После битвы при Дьенбьенфу герои попадут во вьетнамский плен и их заставят осуществить 500-километровый «марш смерти». Поправ все обстоятельства, герои сбегают в джунгли и начинают свою борьбу за выживание.
В ходе этой борьбы они попадают в деревню, где сталкиваются с иным видом опасности. Когда на деревню нападает тигр, жители деревни полагают, что в появлении тигра виновны главные герои. Жители деревни убеждают главных героев, что именно они должны убить тигра. И герои начинают свою охоту… совмещая незабываемый экшен, отлично созданных персонажей и странную и трогательную историю любви. «Тигр» - фильм с первобытной силой и энергией и показать подобное ранее не удавалось никому!»
Идея этого проекта зародилась в 1987-1988 гг. в недрах студии Cannon, когда Менахем Голан заинтересовался сценарной заявкой Анджея Жулавского о последних днях войны в Индокитае. Для подготовки сценария, Мехамем Голан нанял молодого сценариста Питера Кона и он, вместе с Анджеем Жулавским, подготовили в Париже сценарий фильма.
До 1990 года проект «Тигра» находился в разработке Cannon, но после того, как у студии начались финансовые проблемы, проект был передан Abba Entertainment. Abba Entertainment предложила Дольфа Лундгрена на роль капитана французского армии Криона и объявила о запуска «Тигра» на Каннском кинофестивале 1990 года и Американском кинорынке того же года.
Но у одного из продюсеров Abba (Джерри Кутнера) были серьезные финансовые проблемы и проект «Тигра» так и не воплотился в жизнь.
Слова Дольфа Лундгрена по поводу «Тигра» (взяты из журнала CineNews, № 28 за январь 1991 года):
И: А что насчет вашего совместного проекта с Анджеем Жулавским?
ДЛ: Это был серьезный проект, но возникли проблемы с его запуском. Я сожалею об этом, потому что очень хотел поработать с Анджеем Жулавским. Я встретил его в Париже и его сценарий был очень интересен. Но этот проект не забыт и, я надеюсь, что скоро мы его запустим.
Статья подготовлена на основании следующих Интернет-ресурсов:
http://drafthousefilms.com/blog/entry/le_tigre_the_new_greatest_movie_that_never_was;
http://www.dolph-ultimate.com/dolph-in/tigre.html.